logo
Лекции по теории организации

Зарубежные

филиалы

Президент

Производственный отдел

Финансовый отдел

Отдел

маркетинга

Кадровая служба

Германия

Япония

Австралия

Рис. 2.14

Компании, которые значительно увеличили объем продаж на зарубежных рынках, начнут изучать возможность создания в соответствующих странах своих производственных мощностей. Как следует из рис. 2.14, руководитель каждого зарубежного производственного филиала подчиняется исполнительному директору или президенту всей фирмы.

При этом центральное руководство фирмы обычно оказывает помощь своим зарубежным филиалам в вопросах производства, маркетинга, финансовых и людских ресурсов. Определенная часть штабного персонала главного управления фирмы переводится в зарубежные филиалы для того, чтобы обеспечить эффективную реализацию стратегических планов и задач фирмы в целом.

По мере дальнейшего роста деловой активности фирмы на международных рынках она обычно создает специальное международное отделение. При этом все функции, обеспечивающие деятельность фирмы на зарубежных рынках, концентрируются в этом подразделении. Устанавливается достаточно высокого ранга должность руководителя такого подразделения, который подчиняется президенту фирмы (рис 2.15).

Президент

Производственный отдел

Финансовый отдел

Отдел

маркетинга

Кадровая служба

Отделение А

производства внутри отрасли

Отделение Б производства внутри отрасли

Отделение В производства внутри отрасли

Международное отделение

Рис. 2.15

Как правило, такой руководитель имеет достаточно широкие полномочия во всех функциях и видах деятельности зарубежных филиалов.

Фирмы, которые создают дивизиональную структуру с международным отделением (рис. 2.15), имеют относительно небольшой объем зарубежных продаж по сравнению с продажами внутри страны. Однако по мере роста объема зарубежных продаж, расширения ассортимента выпускаемой продукции и продвижения фирмы в новые экономические регионы международная дивизиональная структура начинает стеснять фирму.

Поэтому возникает необходимость в формировании глобальной структуры, то есть для того, чтобы принимать эффективные решения в отношении своей деятельности на различных международных рынках, фирма должна перестроить свою структуру таким образом, чтобы международные операции имели не менее важное значение, чем операции внутри страны.

Два наиболее широко распространенных типа глобальных структур – это глобальная продуктовая структура (рис. 2.16) и глобальная региональная структура (рис. 2.17).

Штаб-квартира фирмы

Продукт В

Продукт А

Продукт С

Страна 1

Страна 2

Страна 1

Страна 2

Страна 3

Страна 2

Страна 3

Рис. 2.16

Глобальная продуктовая структура больше всего подходит для тех фирм, у которых различия между выпускаемыми видами продукции имеет большее значение, чем различия между регионами, в которых их продают. Различия в продукции зачастую обусловлены тем, что фирмы производят широкую гамму изделий, которые требуют различных технологий. Если структурировать организацию по выпускаемой продукции, то гораздо легче достичь необходимой технологической и сбытовой специализации и координации.

Р – продукт

Штаб- квартира фирмы

Регион 2

Регион 3

Регион 1

Страна А

Страна Б

Страна В

Страна Г

Страна Д

Страна Е

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Рис. 2.17

Структуризация по географическим регионам более подходит там, где региональные различия имеют большее значение, чем различия в продукции. В результате проектирование организации осуществляется по критерию соответствия покупательского спроса и методов маркетинга в данных регионах. Структурируя организацию по географическому принципу, можно достичь требуемой специализации и координации в системе «потребитель – рынок».