logo
Лекции по теории организации

2.4.3. Процессуальные теории мотивации

Имеется три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера – Лоулера.

Теория ожиданий. Многие ученые бихевиористы объясняют производительность труда с помощью теории ожиданий, согласно которой именно ожидание вознаграждения активизирует поведение и именно осознаваемое вознаграждение придает поведению определенную направленность [20].

Теория ожиданий часто ассоциируется с работами ученого психолога Виктора Врума, которая базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является необходимым единственным условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого [14].

Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Большинство людей ожидают, например, что окончание колледжа позволит им получить лучшую работу и что, если работать с полной отдачей, можно продвинуться по службе. При анализе мотивации к труду теория ожиданий подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда – результаты, результаты – вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознаграждением).

Ожидания в отношении затрат труда – результатов – это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами.

Ожидания в отношении результатов – вознаграждений есть ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов.

Валентность – это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения.

Согласно теории В. Врума, если работник А предпринимает действие Х, то действие Х имеет некоторые результаты первого уровня. Человек рассматривает результаты первого уровня как средство для получения желаемых результатов второго уровня. Как следствие, валентность результатов первого уровня является функцией суммы валентностей результатов второго уровня, умноженных на осознанную способность (или субъективную вероятность) результатов первого уровня привести к достижению результатов второго уровня.

Пусть V – валентность высокой эффективности работы. Тогда желаемыми результатами второго уровня являются следующие вознаграждения:

V1 – валентность денег;

V2 – валентность продвижения по службе;

V3 – валентность хорошего мнения администрации и поддержки с ее стороны;

V4 – валентность высокого положения среди коллег;

V5 – валентность сохранения места.

Стремление работника к высокой эффективности зависит от того, как высоко он ценит приведенные факторы и каким образом осознает связь между высокой эффективностью труда (ВЭТ) и достижением этих целей.

Пусть l01 – осознаваемая способность ВЭТ приводить к получению денег;

l02 – осознаваемая способность ВЭТ приводить к продвижению по службе;

l03 – осознаваемая способность ВЭТ приводить к достижению хорошего мнения администрации и поддержке с ее стороны;

l04 – осознаваемая способность ВЭТ приводить к достижению высокого положения среди коллег;

l05 – осознаваемая способность ВЭТ приводить к сохранению места.

На основании модели В. Врума имеем

(2.8)

Чем больше эта сумма, тем более вероятно, что человек будет мотивирован на достижение высокой эффективности труда.

Применение теории ожиданий в практике управления. Теория ожиданий для усиления мотивации рабочей силы предоставляет различные воз-можности.

Так как разные люди обладают различными потребностями, то конкретное вознаграждение они оценивают по-разному. Следовательно, руководство организации должно сопоставлять предлагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и приводить их в соответствие.

Теория справедливости. Другое объяснение того, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей, дает теория справедливости, которая постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затрачиваемым усилиям и соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то есть человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс.

Применимость теории справедливости в практике управления. Основной вывод теории справедливости для практики управления состоит в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда. Однако восприятие и оценка справедливости носит относительный, а не абсолютный характер. Люди сравнивают себя с другими сотрудниками этой же или других организаций, выполняющих аналогичную работу. Поскольку производительность труда у сотрудников, оценивающих свое вознаграждение как несправедливое будет падать, им надо рассказать и объяснить, почему существует такая разница.

В некоторых организациях пытаются решить эту проблему путем сохранения сумм выплат в тайне. К сожалению, это не только трудно сделать технически, но и заставляет людей подозревать несправедливость и там, где ее на самом деле нет. Кроме того, как следует из теории ожидания, организация рискует потерять положительное мотивационное воздействие роста заработной платы, связанное с продвижением по службе.

Модель Портера – Лоулера. Лейман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожидания и теории справедливости [14]. В их модели (рис. 2.20) фигурирует пять переменных: затрачиваемые усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение и степень удовлетворения.

Для лучшего понимания того, как Портер и Лоулер объяснили механизм мотивации, разберем их модель элемент за элементом. Согласно модели Портера – Лоулера результаты, достигнутые сотрудниками, зависят от трех переменных: затрачиваемых усилий (3), способностей и характерных особенностей человека (4), а также от осознания им своей роли в процессе труда (5). Уровень затрачиваемых усилий (3) в свою очередь зависит от ценности вознаграждения (1) и от того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением (2). Достижение требуемого уровня результативности (6) может повлечь внутренние вознаграждения (7а), такие как чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения, а также внешние вознаграждения (7б), такие, как похвала руководителя, премия, продвижение по службе.

Вознаграждения, воспринимаемые как справедливые 8

Ценность вознаграждения

1

Способности и характер

4

Внутренние вознаграждения

7а

Усилия

3

Результаты

(выполненная работа) 6

Удовлетворение

9

Внешние вознаграждения

7б

Оценка вероятности связи усилие вознаграждение 2

Оценка роли работника

5

Рис. 2.20

Пунктирная линия между (6) и (7б) означает, что может существовать связь между результативностью какого-либо сотрудника и выдаваемыми ему вознаграждениями. Пунктирная линия между (6) и (8) использована для того, чтобы показать, что в соответствии с теорией справедливости, люди имеют собственную оценку степени справедливости вознаграждения, выдаваемую за те или иные результаты. Удовлетворение (9) – это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости (8). Удовлетворение является мерилом (критерием) того, насколько ценно вознаграждение на самом деле (1). Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций.

Применимость модели Портера – Лоулера в практике управления. Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Модель Портера – Лоулера внесла основной вклад в понимание мотивации и показала, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно следственных связей. Эта модель показывает также, насколько важно объединить такие понятия как усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение и восприятие в рамках единой взаимоувязанной системы.