1.4.3. Среда косвенного воздействия
Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Тем не менее руководству необходимо учитывать их.
Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Рассмотрим кратко основные факторы среды косвенного воздействия к которым относятся: технология, состояние экономики, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными сообщест-вами.
Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на сбор, хранение и распределение информации, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.
Исследователи изучили и описали скорость изменения технологий в последние десятилетия и утверждают, что данная тенденция сохранится. Некоторые крупные недавние технологические нововведения, которые глубоко затронули практически все организации и общество, – это компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая технологии, интегрированные линии связи, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетических топлив и продуктов питания, генная инженерия.
Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия должны быть в состоянии быстрого реагирования на новые разработки и сами предлагать нововведения. Однако сегодня, чтобы сохранить конкурентоспособность, все организации вынуждены идти в ногу, по крайней мере, с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности.
Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги.
Состояние экономики может сильно повлиять на возможность получения организацией капитала для своих нужд. Это обусловлено тем, что федеральное правительство обычно пытается сгладить последствия ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу и ставку процента, устанавливаемую Федеральным резервным банком. Если этот банк ужесточает условия получения кредита и повышает ставки процента, коммерческие банки должны сделать то же самое, чтобы не оказаться вне игры. В результате становится труднее получить займы, и обходятся они организации дороже. Подобным образом снижение налогов увеличивает массу денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и, тем самым, способствует стимулированию бизнеса. Важно понимать, что то или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное на другие организации.
Социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. Например, американская публика придерживается определенных ожиданий и представлений о ценности того, что конституирует этичную практику ведения бизнеса. Дача взятки для получения выгодного контракта или политических выгод, фаворитизм вместо поддержки компетентности, распространение порочащих конкурента слухов считаются действиями неэтичными и аморальными, даже когда их можно считать не противозаконными. В некоторых других странах, однако, подобная практика считается нормальной и принята на вооружение предприятиями, поскольку социокультурная среда там иная.
Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности организации. Например, при производстве одежды люди готовы платить больше за предмет туалета, на котором стоит имя престижного модельера и т.д. и т.п.
Политические факторы. Некоторые политические факторы имеют для руководителей организаций особое значение. Один из них – настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы, соотношение силы трудящихся и управляющих фирмой.
Другой политический фактор – это группы особых интересов и лоббисты.
Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности.
Отношение с местными сообществами для организаций имеет первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия. Почти в каждом сообществе существуют свои конкретные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность того или иного предприятия. Например, некоторые города не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающих промышленные предприятия в черту города. Другие, напротив, годами бьются в суде, чтобы не допустить в город промышленное предприятие.
Поэтому многие организации прилагают целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с сообществами, в которых они функционируют.
- Введение
- Глава I элементы организации и процесса управления
- 1.1. Основные понятия и определения организации и управления
- 1.2. Подходы к управлению
- 1.2.1. Процессный подход
- 1.2.2. Системный подход
- 1.2.3. Ситуационный подход
- 1.3. Внутренняя среда организации
- 1.3.1. Внутренние переменные
- 1.3.2. Взаимосвязь внутренних переменных
- Организация
- 1.4. Внешняя среда организации
- 1.4.1. Характеристики внешней среды
- 1.4.2. Среда прямого воздействия
- 1.4.3. Среда косвенного воздействия
- 1.4.4. Модель влияния внешних факторов на организацию
- 1.5.1. Классификация по виду хозяйственной деятельности
- 1.5.2. Классификация по правовому положению
- 1.5.3. Классификация по характеру собственности
- Глава II фазы управления организацией
- 2.1. Стратегическое планирование
- 2.1.1. Сущность планирования
- 2.1.2. Цели организации
- 2.1.3. Оценка и анализ внешней среды
- Организация Международные Социальные
- 2.1.4. Управленческое обследование внутренних сильных
- 2.1.5. Изучение стратегических альтернатив
- 2.1.6. Реализация стратегического плана
- 2.1.7. Оценка стратегического плана
- 2.2. Организация взаимодействия и полномочия
- 2.2.1. Делегирование, ответственность и полномочия
- 2.2.2. Линейные и аппаратные (штабные) полномочия
- 2.2.3. Эффективная организация распределения полномочий
- 2.3. Построение структур организаций
- 2.3.1. Выбор структуры
- 2.3.2. Департаментализация
- Зарубежные
- 2.3.3. Адаптивные структуры
- Блок-схема подобной структуры авиакосмического отделения фирмы «Universal Products» показана на рис. 2.18. Она напоминает решетку, отсюда и название матричная структура.
- 2.3.4. Централизованные и децентрализованные организации
- 2.4. Мотивация
- 2.4.1. Понятие мотивации
- 2.4.2. Содержательные теории мотивации
- 2.4.3. Процессуальные теории мотивации
- 2.5. Контроль
- 2.5.1. Сущность контроля
- 2.5.2. Процесс контроля
- Глава III проектирование организационных систем
- 3.1. Системный подход
- 3.1.1. Теория организационных систем и многоуровневый
- 3.1.2. Классификация систем управления
- 3.1.3. Многоэшелонные системы – Организационные иерархии
- Решающий элемент
- Координация Обратная связь
- Процесс
- 3.1.4. Основные свойства систем управления
- 3.1.5. Формализация процесса проектирования организационных систем
- Процессы
- 3.1.6. Моделирование простого производственного объекта
- 3.1.7. Моделирование сложного производственного объекта
- Производство
- 3.1.8. Моделирование запаздывания при освоении капитальных вложений
- 3.1.9. Моделирование многоотраслевой экономики
- 3.2. Аналитическое проектирование многоуровневых иерархических организационных систем
- 3.2.1. Построение морфологической структуры сложной системы управления
- 3.2.2. Формирование задач аналитического проектирования
- 3.2.2.1. Одноуровневая одноцелевая система
- 3.2.2.2. Одноуровневая многоцелевая система
- 3.2.2.3. Многоуровневая многоцелевая система
- 3.2.3. Выбор номинальных значений параметров целевых подсистем
- 3.2.4. Аппроксимация областей допустимых вариаций проектных
- 3.2.5. Распределение ограничений на проектные параметры
- 3.2.6. Декомпозиция главных целей на подцели подсистем нижних уровней
- 3.2.7. Выбор вариантов сложных многоуровневых систем управления
- 3.2.8. Оптимизационные методы решения задач аналитического
- Введем условия трансверсальности
- Введем функцию
- 3.2.9. Методы решения задач аналитического проектирования
- Примеры аналитического проектирования организационных систем
- 4.2. Задача наискорейшего выхода предприятия на потребность
- Критерий качества процесса
- После времени года, развитие предприятия должно осуществляться по кривой потребности.
- 4.3. Оптимальное распределение ресурсов между предприятиями
- Для решения оптимизационной задачи воспользуемся методом динамического программирования р. Беллмана [7, 17]. Для этого сведем ее к многошаговому управляемому процессу.
- 4.4. Оптимальная корректировка плана развития предприятия
- Оглавление
- Глава I. Элементы организации и процесса управления
- Глава II. Фазы управления организацией
- 2.1.4. Управленческое обследование внутренних сильных и
- Глава III. Проектирование организационных систем
- 3.1.3. Многоэшелонные системы - Организационные иерархии..……82
- 3.2.1. Построение морфологической структуры сложной системы управления и процедуры ее аналитического проектирования……….....107
- 3.2.2.3. Многоуровневая многоцелевая система……..…………116
- Глава IV. Примеры аналитического проектирования
- Список литературы………….…………………..…………………….……178