2.1.2. Цели организации
Основная общая цель организации, четко выраженная причина ее существования – обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений.
Миссия конкретизирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:
1.Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий. Иначе говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?
2.Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.
3.Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?
Выбор миссии. Поскольку организация является открытой системой, она может выжить, в конечном счете, только, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходимую для ее выживания, фирма должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации. Чтобы выбрать соответствующую миссию, руководство должно ответить на два вопроса: «Кто наши клиенты»? и «Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить»?
Необходимость выбора миссии была признана выдающимися руководителями до разработки теории систем. Генри Форд, руководитель, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию компании «Форд» как предоставление людям дешевого транспорта. Он правильно отметил, что если кто-то это делает, то прибыль едва ли пройдет мимо.
Характеристики целей. Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.
Конкретные и измеримые цели. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Руководители среднего уровня будут иметь ориентир для решения, следует ли направлять больше усилий на обучение и воспитание работников. Также будет легче определить, насколько хорошо организация работает в направлении осуществления своих целей.
Ориентация целей во времени. Конкретный горизонт прогнозирования представляет собой другую характеристику эффективных целей. Долгосрочная цель имеет горизонт планирования, приблизительно равный пяти годам, иногда больше – для передовых в техническом отношении фирм [14]. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет собой один из планов организации, который следует завершить в пределах года. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного года до пяти лет.
Достижимые цели. Цель должна быть достижимой, чтобы служить повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации либо из-за недостаточности ресурсов, либо из-за внешних факторов, может привести к катастрофическим последствиям.
Множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими, то есть действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство фирмы правильно их сформулирует, затем эффективно иституциоанализирует, информирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.
1. Одной из задач стратегического планирования организации является планирование развития материально-технической базы фирмы.
Критерий оптимальности процесса развития материально-технической базы фирмы можно задать следующим функционалом [7]:
(2.1)
где – весовые коэффициенты – капитальные вложения в развитие фирмы, – основные производственные фонды (ОПФ) фирмы в конце горизонта планирования.
Экономический смысл критерия оптимальности заключается в следующем. Первое слагаемое в выражении (2.1)
и минимизация этого функционала отражает требование максимальной экономии капитальных вложений. Минимизация второго слагаемого в выражении (2.1)
,
равносильна максимизации значения ОПФ с весовым коэффициен- том в конце планового периода .
Таким образом, в функционале (2.1) отражены два, вообще говоря, противоположных требования к процессу – экономия капиталовложений, с одной стороны, и увеличение ОПФ предприятия – с другой.
2. Другая из важнейших задач, стоящая перед руководством организации – это выход на потребность в продукции, обусловленной рыночным спросом, за минимальное время.
Пусть – потребность в продукции предприятия, которая здесь считается известной функцией времени в рассматриваемом интервале времени.
Здесь в отличие от предыдущей задачи интервал заранее не задан. Но задана потребность в конечной продукции как функция времени, которую требуется достичь как можно быстрее.
Критерий качества процесса
(2.2)
Следовательно, здесь целью является минимальное время выхода на потребность в продукции.
3. Одним из видов управленческой деятельности при стратегическом планировании является распределение ресурсов между производственными подразделениями.
Эффективность может измеряться различными показателями. Пусть некоторая функция отражает увеличение выпуска продукции на i-м предприятии за счет реализации на нем капитальных вложений в объеме . Показатель является критерием эффективности капитальных вложений.
Пусть количество предприятий данной организации n, а заданный фонд капитальных вложений , при этом в оптимальном плане весь фонд капитальных вложений должен быть полностью реализован.
Предположим, что все функции возрастающие, ( ), то есть эффективность реализации капитальных вложений возрастает с увеличением их объема.
Математическая модель распределения капитальных вложений между предприятиями имеет следующий вид [7]:
(2.3)
В общем случае (если функции нелинейные) математическая модель (2.3) представляет собой нелинейную задачу математического программирования.
4. Как известно, процесс контроля состоит из установки стандартов (установки конкретных целей), измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Отклонения от режима планового развития, вызванные изменениями внешней окружающей среды организации, характеризуются следующими величинами:
где символ (*) означает режим планового развития.
Величину отклонения инвестиций примем в качестве управления
(2.4)
где – весовые коэффициенты , q – параметр модели, – бесконечный горизонт планирования
5. Главная задача организации, занимающейся бизнесом – это получение определенной прибыли при ограниченных затратах. Эта задача отражается в таких целях, как рентабельность и производительность. Поэтому целевым критерием системы будет норма рентабельности организации, которая имеет вид [19]:
(2.5)
где – средняя стоимость ОбПФ, – средняя стоимость ОПФ, – цена единичной продукции в момент времени t, – валовой выпуск в натуральном измерении, – стоимость ОПФ в момент времени t, – стоимость ОбПФ в момент времени t, T – интервал времени (например, один год), – коэффициент амортизации ОПФ.
- Введение
- Глава I элементы организации и процесса управления
- 1.1. Основные понятия и определения организации и управления
- 1.2. Подходы к управлению
- 1.2.1. Процессный подход
- 1.2.2. Системный подход
- 1.2.3. Ситуационный подход
- 1.3. Внутренняя среда организации
- 1.3.1. Внутренние переменные
- 1.3.2. Взаимосвязь внутренних переменных
- Организация
- 1.4. Внешняя среда организации
- 1.4.1. Характеристики внешней среды
- 1.4.2. Среда прямого воздействия
- 1.4.3. Среда косвенного воздействия
- 1.4.4. Модель влияния внешних факторов на организацию
- 1.5.1. Классификация по виду хозяйственной деятельности
- 1.5.2. Классификация по правовому положению
- 1.5.3. Классификация по характеру собственности
- Глава II фазы управления организацией
- 2.1. Стратегическое планирование
- 2.1.1. Сущность планирования
- 2.1.2. Цели организации
- 2.1.3. Оценка и анализ внешней среды
- Организация Международные Социальные
- 2.1.4. Управленческое обследование внутренних сильных
- 2.1.5. Изучение стратегических альтернатив
- 2.1.6. Реализация стратегического плана
- 2.1.7. Оценка стратегического плана
- 2.2. Организация взаимодействия и полномочия
- 2.2.1. Делегирование, ответственность и полномочия
- 2.2.2. Линейные и аппаратные (штабные) полномочия
- 2.2.3. Эффективная организация распределения полномочий
- 2.3. Построение структур организаций
- 2.3.1. Выбор структуры
- 2.3.2. Департаментализация
- Зарубежные
- 2.3.3. Адаптивные структуры
- Блок-схема подобной структуры авиакосмического отделения фирмы «Universal Products» показана на рис. 2.18. Она напоминает решетку, отсюда и название матричная структура.
- 2.3.4. Централизованные и децентрализованные организации
- 2.4. Мотивация
- 2.4.1. Понятие мотивации
- 2.4.2. Содержательные теории мотивации
- 2.4.3. Процессуальные теории мотивации
- 2.5. Контроль
- 2.5.1. Сущность контроля
- 2.5.2. Процесс контроля
- Глава III проектирование организационных систем
- 3.1. Системный подход
- 3.1.1. Теория организационных систем и многоуровневый
- 3.1.2. Классификация систем управления
- 3.1.3. Многоэшелонные системы – Организационные иерархии
- Решающий элемент
- Координация Обратная связь
- Процесс
- 3.1.4. Основные свойства систем управления
- 3.1.5. Формализация процесса проектирования организационных систем
- Процессы
- 3.1.6. Моделирование простого производственного объекта
- 3.1.7. Моделирование сложного производственного объекта
- Производство
- 3.1.8. Моделирование запаздывания при освоении капитальных вложений
- 3.1.9. Моделирование многоотраслевой экономики
- 3.2. Аналитическое проектирование многоуровневых иерархических организационных систем
- 3.2.1. Построение морфологической структуры сложной системы управления
- 3.2.2. Формирование задач аналитического проектирования
- 3.2.2.1. Одноуровневая одноцелевая система
- 3.2.2.2. Одноуровневая многоцелевая система
- 3.2.2.3. Многоуровневая многоцелевая система
- 3.2.3. Выбор номинальных значений параметров целевых подсистем
- 3.2.4. Аппроксимация областей допустимых вариаций проектных
- 3.2.5. Распределение ограничений на проектные параметры
- 3.2.6. Декомпозиция главных целей на подцели подсистем нижних уровней
- 3.2.7. Выбор вариантов сложных многоуровневых систем управления
- 3.2.8. Оптимизационные методы решения задач аналитического
- Введем условия трансверсальности
- Введем функцию
- 3.2.9. Методы решения задач аналитического проектирования
- Примеры аналитического проектирования организационных систем
- 4.2. Задача наискорейшего выхода предприятия на потребность
- Критерий качества процесса
- После времени года, развитие предприятия должно осуществляться по кривой потребности.
- 4.3. Оптимальное распределение ресурсов между предприятиями
- Для решения оптимизационной задачи воспользуемся методом динамического программирования р. Беллмана [7, 17]. Для этого сведем ее к многошаговому управляемому процессу.
- 4.4. Оптимальная корректировка плана развития предприятия
- Оглавление
- Глава I. Элементы организации и процесса управления
- Глава II. Фазы управления организацией
- 2.1.4. Управленческое обследование внутренних сильных и
- Глава III. Проектирование организационных систем
- 3.1.3. Многоэшелонные системы - Организационные иерархии..……82
- 3.2.1. Построение морфологической структуры сложной системы управления и процедуры ее аналитического проектирования……….....107
- 3.2.2.3. Многоуровневая многоцелевая система……..…………116
- Глава IV. Примеры аналитического проектирования
- Список литературы………….…………………..…………………….……178