Введение
Термин «Организация» используется обычно в трех значениях:
организация как процесс (организация производства),
организация как совокупность элементов системы и связей между ними (внутренняя организация систем),
организация как некоторый коллектив, осуществляющий целенаправленную деятельность.
В наименовании данной дисциплины используется третье значение этого термина.
Содержанием дисциплины «Теории организации» являются исследование (анализ) и проектирование (синтез) структур, функций элементов и процессов управления, протекающих в организационных системах.
Важность организации трудно переоценить. Как отметил в свое время экономист К. Эрроу «среди всех творений человека использование организации для осуществления его целей – одно из самых великих и самых ранних его изобретений. Даже при отсутствии других свидетельств было бы ясно, что осуществление таких грандиозных строительных программ как возведение четко распланированных городов вроде Нара и Киото или таких монументов, как египетские пирамиды, было бы невозможно без создания сложных организаций. В отношении менее материальных целей мы знаем, например, организацию империи инков в Перу, где сложное и раскинувшееся на большой территории государство управлялось весьма четко с использованием всего лишь примитивнейших технических средств: они не знали ни письменности, ни колеса» [13].
Важная роль организации в современном обществе стала очевидной в связи с повсеместным распространением и могуществом крупных организаций в нашу технологическую эру. Одна из главных отличительных черт современных организаций – высокая степень их специализации. Ф. Гелбрейт со свойственной ему категоричностью заявил: «Чтобы управлять организацией, возникшей в результате специализации, нужен специалист в области организа-
ции» [13].
С развитием современных вычислительных средств, математических методов кибернетики, системного анализа, исследования операций, экономико-математического моделирования и теории автоматического управления удалось решить ряд серьезных проблем, связанных с автоматизацией управления целыми производственными комплексами. Были созданы автоматизированные системы управления рядом крупных химических производств, энергетических и металлургических комплексов и т.п.
При решении проблем управления организационными системами с применением современных вычислительных средств неизбежно приходится рассматривать, прежде всего, такие вопросы, как совершенствование структуры управления, методы подготовки и принятия решений и соответственно формирование целей и критериев, используемых в организации. При этом приходится учитывать играющие весьма важную роль в организационных системах социальные и психологические факторы. Содержательная сторона организационной системы выявляется в процессе описания, анализа и моделирования работы этой организации. Умение моделировать работу организационных систем и оценивать их эффективность становится особенно важным при создании новых организационных систем или при совершенствовании уже сложившихся структур, например, при создании автоматизированных систем управления предприятиями (АСУП) и отраслями (ОАСУ).
В создании теории АСУП и ОАСУ имеются определенные успехи. Однако здесь предстоит еще много сделать, особенно когда речь идет об ОАСУ и их объединении в системы более высокого уровня. Теория управления подобными сложными многоуровневыми, иерархическими организационными системами еще очень молода и в настоящее время интенсивно развивается усилиями как отечественных, так и зарубежных ученых.
- Введение
- Глава I элементы организации и процесса управления
- 1.1. Основные понятия и определения организации и управления
- 1.2. Подходы к управлению
- 1.2.1. Процессный подход
- 1.2.2. Системный подход
- 1.2.3. Ситуационный подход
- 1.3. Внутренняя среда организации
- 1.3.1. Внутренние переменные
- 1.3.2. Взаимосвязь внутренних переменных
- Организация
- 1.4. Внешняя среда организации
- 1.4.1. Характеристики внешней среды
- 1.4.2. Среда прямого воздействия
- 1.4.3. Среда косвенного воздействия
- 1.4.4. Модель влияния внешних факторов на организацию
- 1.5.1. Классификация по виду хозяйственной деятельности
- 1.5.2. Классификация по правовому положению
- 1.5.3. Классификация по характеру собственности
- Глава II фазы управления организацией
- 2.1. Стратегическое планирование
- 2.1.1. Сущность планирования
- 2.1.2. Цели организации
- 2.1.3. Оценка и анализ внешней среды
- Организация Международные Социальные
- 2.1.4. Управленческое обследование внутренних сильных
- 2.1.5. Изучение стратегических альтернатив
- 2.1.6. Реализация стратегического плана
- 2.1.7. Оценка стратегического плана
- 2.2. Организация взаимодействия и полномочия
- 2.2.1. Делегирование, ответственность и полномочия
- 2.2.2. Линейные и аппаратные (штабные) полномочия
- 2.2.3. Эффективная организация распределения полномочий
- 2.3. Построение структур организаций
- 2.3.1. Выбор структуры
- 2.3.2. Департаментализация
- Зарубежные
- 2.3.3. Адаптивные структуры
- Блок-схема подобной структуры авиакосмического отделения фирмы «Universal Products» показана на рис. 2.18. Она напоминает решетку, отсюда и название матричная структура.
- 2.3.4. Централизованные и децентрализованные организации
- 2.4. Мотивация
- 2.4.1. Понятие мотивации
- 2.4.2. Содержательные теории мотивации
- 2.4.3. Процессуальные теории мотивации
- 2.5. Контроль
- 2.5.1. Сущность контроля
- 2.5.2. Процесс контроля
- Глава III проектирование организационных систем
- 3.1. Системный подход
- 3.1.1. Теория организационных систем и многоуровневый
- 3.1.2. Классификация систем управления
- 3.1.3. Многоэшелонные системы – Организационные иерархии
- Решающий элемент
- Координация Обратная связь
- Процесс
- 3.1.4. Основные свойства систем управления
- 3.1.5. Формализация процесса проектирования организационных систем
- Процессы
- 3.1.6. Моделирование простого производственного объекта
- 3.1.7. Моделирование сложного производственного объекта
- Производство
- 3.1.8. Моделирование запаздывания при освоении капитальных вложений
- 3.1.9. Моделирование многоотраслевой экономики
- 3.2. Аналитическое проектирование многоуровневых иерархических организационных систем
- 3.2.1. Построение морфологической структуры сложной системы управления
- 3.2.2. Формирование задач аналитического проектирования
- 3.2.2.1. Одноуровневая одноцелевая система
- 3.2.2.2. Одноуровневая многоцелевая система
- 3.2.2.3. Многоуровневая многоцелевая система
- 3.2.3. Выбор номинальных значений параметров целевых подсистем
- 3.2.4. Аппроксимация областей допустимых вариаций проектных
- 3.2.5. Распределение ограничений на проектные параметры
- 3.2.6. Декомпозиция главных целей на подцели подсистем нижних уровней
- 3.2.7. Выбор вариантов сложных многоуровневых систем управления
- 3.2.8. Оптимизационные методы решения задач аналитического
- Введем условия трансверсальности
- Введем функцию
- 3.2.9. Методы решения задач аналитического проектирования
- Примеры аналитического проектирования организационных систем
- 4.2. Задача наискорейшего выхода предприятия на потребность
- Критерий качества процесса
- После времени года, развитие предприятия должно осуществляться по кривой потребности.
- 4.3. Оптимальное распределение ресурсов между предприятиями
- Для решения оптимизационной задачи воспользуемся методом динамического программирования р. Беллмана [7, 17]. Для этого сведем ее к многошаговому управляемому процессу.
- 4.4. Оптимальная корректировка плана развития предприятия
- Оглавление
- Глава I. Элементы организации и процесса управления
- Глава II. Фазы управления организацией
- 2.1.4. Управленческое обследование внутренних сильных и
- Глава III. Проектирование организационных систем
- 3.1.3. Многоэшелонные системы - Организационные иерархии..……82
- 3.2.1. Построение морфологической структуры сложной системы управления и процедуры ее аналитического проектирования……….....107
- 3.2.2.3. Многоуровневая многоцелевая система……..…………116
- Глава IV. Примеры аналитического проектирования
- Список литературы………….…………………..…………………….……178