logo
Лекции по теории организации

3.1.1. Теория организационных систем и многоуровневый

системный подход

Ни одна из существующих теорий не может претендовать на то, что только она дает правильное описание работы организации. Скорее имеется целый спектр теорий, трактующих проблемы организаций. Такая сложная система, как организация, имеет множество аспектов, для исследования которых приходится привлекать знания из различных дисциплин [15].

Для того чтобы оценить место многоуровневого системного подхода, необходимо сопоставить его с некоторыми наиболее важными научными направлениями.

Теории организаций можно разделить на три категории: классические (структурные), поведенческие (мотивационные) и системно-ориентирован-ные.

Участники. Классическая теория имеет тенденцию рассматривать участника организации просто как «инструмент», выполняющий порученную задачу. Обычно путем фиксации продолжительности выполнения тех или иных функциональных заданий изучаются последовательности событий, из которых складываются действия, необходимые для рассматриваемого вида деятельности. Такой подход, очевидно, применим для исследования действий производственных бригад, обслуживающих автоматическую линию, но не пригоден для описания деятельности участников организации, находящихся на высших уровнях управления.

Теория поведения (мотивации) изучает реакцию участника организации на различные побудительные стимулы и воздействия как изнутри данной формальной организации, так и со стороны других групп, к которым он одновременно принадлежит. Теория акцентирует свое внимание скорее на его личностных качествах, нежели на его месте и роли в организации.

В системно-ориентированных подходах отсутствует четкое выделение участников. Функционирование всей системы в целом описывается посредством подходящих уравнений или имитационных моделей. При этом ее развитие исследуется без учета в явном виде влияния человеческих факторов.

Структура организации в классической теории считается статичной. Организационная структура, показанная, например, на рис. 2.8, отражает иерархию соподчиненности ее членов. При этом различным элементам, изображенным на схеме, предписаны конкретные цели. При определении целей и ролей руководствуются некоторыми принципами, которые учитывают как способности, так и ограниченные возможности участников. Например, принцип «диапазона управления» ограничивает число участников, которые могут контролироваться каждым членом. Принцип «делегирования полномочий» постулирует, что власть должна распределяться сообразно с ответственностью.

При поведенческом подходе акцент делается на участниках как членах неформальных групп. Иерархическая структура рассматривается косвенно и играет второстепенную роль.

В системно-ориентированных подходах иерархической структуре также отведено второстепенное место. Система может иметь любую структуру, лишь бы она обеспечивала нужную зависимость между входом и выходом.

Методология. Классический подход основывается на наблюдениях за действительными процессами и на приобретенном опыте по выполнению определенных задач в реальных организациях. Основные понятия в значительной мере заимствованы из классической механики.

При поведенческом подходе за основу берутся наблюдения за психологическими реакциями и действиями участников. Разработанные модели более соответствуют неформальным, нежели формальным организациям. Выводы теории из наблюдений формальных организаций – желаемая, но не всегда достижимая цель.

Системные исследования и исследования с помощью ЭВМ в значительной степени сводятся к машинному моделированию, основанному на ряде наблюдений, имеющих отношение к реакции организации в целом. Для успешного изучения динамики, количество переменных должно быть ограниченно, в связи с чем они неизбежно будут отражать личные интересы и склонности исследователя.

Наиболее плодотворным является подход Г. Саймона [15, 20]. В нем участник организации рассматривается как лицо, имеющее право принимать решения. Здесь используются представления современных психологических теорий, касающихся решения задач человеком. Иерархическая структура, в какой бы форме она не проявлялась в организации, играет, как и в поведенческой теории, второстепенную роль.

Место многоуровневого системного подхода. Многоуровневый системный подход имеет много общего со всеми тремя рассмотренными направлениями.

1.Он акцентирует внимание на иерархических структурах в смысле организационных блок-схем классической теории. Иерархическое расположение элементов, принимающих решение, рассматривается как одна из самых важных характеристик организации.

2.Он рассматривает участника как подсистему, принимающую решение или выбирающую цель, в смысле современных поведенческих, мотивационных подходов.

3.Он явным образом учитывает тот факт, что важнейшей особенностью организации является налаживание взаимосвязей подсистем.

Предлагаемый подход относится к отдельной категории исследований – применению математической теории в исследовании организаций.

Преимущества, которые сулит многоуровневый системный подход в исследовании организаций, следующие:

1.Он создает единую основу для различных подходов, вводя систему понятий и методов.

2.Он позволяет математически строго сформулировать как основные понятия, так и получаемые результаты.

3.Он дает отправные точки для исследования различных аспектов и проблем, анализа и проектирования организаций с помощью математических методов с применением ЭВМ.

Данный подход, основанный на математических методах, прежде всего, связан с такими структурными понятиями, как управление, координация и т.д.