logo
Лекции по теории организации

2.1.5. Изучение стратегических альтернатив

Стратегические альтернативы. К стратегическим альтернативам относятся ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий.

Ограниченный рост. Для стратегии ограниченного роста характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Эта стратегия применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация в основном удовлетворена своим положением. Организация выбирает эту альтернативу потому, что это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действия.

Рост. Стратегия роста осуществляется путем значительного ежегодного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Она применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями. Ее могут придерживаться руководители, стремящиеся к диверсификации своих фирм, чтобы покинуть рынки, пребывающие в стагнации (застое). В неустойчивой отрасли отсутствие роста может означать банкротство.

Сокращение. Уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Стратегия сокращения обычно применяется как последнее средство для рационализации и переориентации операций. В рамках альтернативы сокращения может быть несколько вариантов.

1.Ликвидация. Полная распродажа материальных запасов и активов организации.

2.Отсечение лишнего, то есть отделение от фирмы некоторых подразделений или видов деятельности.

3.Сокращение и переориентация. При застойной экономике многие фирмы сокращают часть своей деятельности в попытке увеличения своей прибыли.

К стратегиям сокращения прибегают чаще всего тогда, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации.

Сочетание. Стратегия сочетания представляет собой объединение любых из трех вышеизложенных стратегий – ограниченного роста, роста и сокращения. Этой стратегии обычно придерживаются крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.

Выбор стратегии. Цель выбора конкретной стратегии – максимально повысить долгосрочную эффективность организации. На стратегический выбор, осуществляемый руководителями, влияют разнообразные факторы. Вот некоторые из них:

1.Риск. Риск является фактом жизни компании, но высокая степень риска может разрушить ее.

2.Знание прошлых стратегий. Оно оказывает влияние на выбор новых стратегических альтернатив.

3.Реакция на владельцев. Владельцы акций часто ограничивают гибкость руководства при выборе конкретной стратегической альтернативы.

4.Фактор времени при принятии решения может способствовать успеху или неудаче организации.

Процесс внедрения, связанный с применением долгосрочных и тактических планов, политики, процедур и правил, является весьма сложным. Рассмотрим более подробно эти вопросы.