logo search
Лекции по теории организации

3.1.2. Классификация систем управления

Существует много различных подходов к классификации систем управления. Например, по характеру иерархического расположения образующих систему элементов можно указать следующие категории систем управления:

Пусть объект может работать в нескольких режимах, т.е. функционировать в нескольких реализациях или проявлениях. Каждый отдельный режим работы обычно предназначается для своих условий эксплуатации. Таким образом, многорежимные объекты по своему назначению предполагают возможность многих вариантов реализаций:

Классификация может основываться на сложности систем.

1) Морфологические системы – это системы, которые описываются при помощи сети структурных взаимосвязей.

2) Каскадные системы – эти системы показывают пути прохождения вещества и энергии (информации) в системе.

3) Системы типа действие – реакция объединяют морфологические и каскадные и показывают способ, которым структура привязана к процессу жизнедеятельности.

4) Управляющие системы – системы типа действие – реакция, в которых основные компоненты контролируются человеком. Можно считать некоторую организацию управляющей или кибернетической системой, если контроль посредством обратной связи приводит к саморегулированию.

Другой способ классификации систем основывается на взаимодействии с внешней средой.

1) Изолированные системы – это такие системы, границы которых закрыты для экспорта и импорта вещества и энергии (информации).

2) Закрытые системы – границы таких систем закрыты для экспорта и импорта вещества, но открыты для энергии (или информации).

3) Открытые системы – такие системы обмениваются и веществом, и энергией (информацией) с внешней средой.

В зависимости от скорости изменения характеристик системы во времени можно классифицировать системы как:

По реагированию системы на изменения внешней среды способом, соответствующим ее обычным действиям, можно классифицировать системы как:

Конечно, это относится к тем изменениям, которые происходят во внешней среде и не касаются внутренних проблем организации. Таким образом, мы говорим о релевантной среде, т.е. о событиях, не связанных с тем, что происходит внутри системы.