logo search
Лекции по теории организации

2.4.2. Содержательные теории мотивации

Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех ученых: Абрахама Маслоу, Дэвида МакКлелланда и Фредерика Герцберга.

Иерархия потребностей по Маслоу. Одним из первых бихевиористов (behaviour – поведение, – одно из направлений в американской психологии, возникшее в начале ХХ века), из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влияние на мотивацию, был А. Маслоу. Классификация А. Маслоу основана на приоритетах, в соответствии с которыми удовлетворяются потребности [15, 20].

Первичные потребности:

1.Физические потребности (например, в пище, воде, сне).

2.Потребности в безопасности и уверенности в будущем (то есть в окружающей среде, не содержащей угрозы для жизни, здоровья и т. д.).

Вторичные потребности:

3.Потребности в принадлежности к определенной социальной группе, в любви и привязанности (то есть потребность в одобрении другими людьми и в теплых взаимоотношениях с членами своей группы).

4.Потребность в уважении (то есть потребность в авторитете, самоуважении, чувстве собственного достоинства).

5.Потребность в самовыражении – в полном использовании своих возможностей, достижения целей и личном росте.

По теории А. Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, показанной на рис. 2.19.

Вторичные

Само-

выражение

Уважение

Социальные потребности

П

Безопасности и защищенности

ервичные

Физиологические

Рис. 2.19

Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивацию начнут оказывать влияние потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, необязательно удовлетворять потребности более низкого уровня полностью, то есть иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором обществе задолго до того, как будут удовлетворены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности.

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Использование теории А. Маслоу в управлении. Теория А. Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, для того чтобы мотивировать конкретного человека, необходимо дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Если не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней, то сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам, завоеванным в результате борьбы профсоюзов, и государственным мерам регулирования даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии А. Маслоу.

Критика теории А. Маслоу. Несмотря на то, что теория А. Маслоу внешне весьма привлекательна, она вызывает ряд критических замечаний.

1.Категории А. Маслоу непригодны для решения практических задач, так как невозможно безоговорочно объяснить наблюдаемое поведение тем или иным мотивом. Мотив не всегда может быть логически выведен из поведения, так как между ними нет однозначного соответствия: один мотив может быть удовлетворен различными действиями.

2.Намеренное действие управляется не только «потребностями», но также убеждениями человека.

3.Хотя данная иерархия имеет вид модели процесса, механизм перехода с одного уровня на другой не вскрывается. Теорию иерархии, возможно, лучше всего рассматривать как организационную концепцию, а не объясняющую модель.

Основная критика теории А. Маслоу сводится к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей.

Теория потребностей МакКлелланда. Другой моделью мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней, была теория Дэвида МакКлелланда, из которой следует, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.

Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры А. Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями в уважении и самоутверждении. Люди с потребностью власти проявляют себя обычно как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее.

Потребность успеха также находится где-то по середине между потребностью уважения и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется обычно процессом доведения работы до успешного завершения.

Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно.

Мотивация на основании потребности в причастности по МакКлелланду схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим.

Хотя работа МакКлелланда может быть использована для улучшения организационного климата, составной частью которого является мотивация персонала, в его теории можно оспаривать многое, в том числе методологию исследования и слишком упрощенную классификацию мотивов.

Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга. Во второй половине 50-х годов ХХ столетия Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях.

Согласно выводам Ф. Герцберг выделил две большие категории, которые назвал «гигиеническими факторами» и «мотивацией».

Гигиенические факторы, связанные с окружающей средой, в которой осуществляется работа, следующие:

1.Политика фирмы и администрации.

2.Условия работы.

3.Заработок

4.Межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными.

5.Степень непосредственного контроля за работой.

Мотивации – сам характер и сущность работы, это:

1.Успех.

2.Продвижение по службе.

3.Признание и одобрение результатов работы.

4.Высокая степень ответственности.

5.Возможности творческого и делового роста.

Согласно теории Ф. Герцберга при отсутствии или недостаточности гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворенность работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворение работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.

Применение теории Ф. Герцберга в практике управления. Согласно этой теории наличие гигиенических факторов не будет мотивировать работников. Оно только предотвратит возникновение чувства неудовлетворенности работой. Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических факторов, но и мотивирующих факторов. Многие организации пытались реализовать эти теоретические выводы посредством программы «обогащения» труда. Для этого работа перестраивалась и расширялась так, чтобы приносить больше удовлетворения и вознаграждений ее непосредственному исполнителю.

Для того чтобы использовать теорию Ф. Герцберга эффективно, необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.

Критика теории Ф. Герцберга. Хотя эта теория эффективно использовалась в ряде организаций, она подвергалась критике из-за методов исследования. Результаты, которые получил Ф. Герцберг, были отчасти результатом того, как он задавал вопросы.

Кроме того, Ф. Герцберг предполагал наличие сильной корреляции между удовлетворением от работы и производительностью труда. Но как показали другие исследования, такая корреляция существует далеко не всегда.

Все эти критические замечания ясно показывают, что мотивацию надо воспринимать как вероятностный процесс. То, что мотивирует данного человека в конкретной ситуации, может не оказать никакого воздействия на него в другое время или на другого человека в аналогичной ситуации. Следовательно, хотя Ф. Герцберг и сделал важный вклад в понимание мотивации, его теория не учитывает многих переменных величин, определяющих ситуацию и связанных с ней. Впоследствии исследователям стало понятно, для того чтобы объяснить механизм мотивации, необходимо рассмотреть многочисленные поведенческие аспекты и параметры окружающей среды. Реализация этого подхода привела к созданию процессуальных теорий мотивации.