logo
Учебник Математики

5. Осуществление плана решения задачи

Назначение данного этапа – найти ответ на требование задачи, выполнив все действия в соответствии с планом.

Для текстовых задач, решаемых арифметическим способом, используются следующие приемы:

Приведем примеры различных записей плана решения задачи: «На поезде, скорость которого 56 км/ч, турист проехал 6 ч. После этого ему осталось проехать в 4 раза больше, чем он проехал. Каков весь путь туриста?»

Запись решения по действиям с пояснением к каждому выполненному действию.

  1. 566=336 (км) – турист проехал за 6 ч.

  2. 3364=1344(км) – осталось проехать туристу.

  3. 336+1344=1680(км) – должен был проехать турист.

Если пояснения даются в устной форме (или совсем не даются), то запись будет следующей:

  1. 566=336 (км)

  2. 3364=1344 (км)

  3. 336+1344=1680 (км)

Запись решения по действиям с вопросами:

1)Сколько километров проехал турист на поезде?

566=336(км)

2) Сколько километров осталось проехать туристу?

3364=1344(км)

3) Сколько километров турист должен был проехать?

336+1344=1680(км)

Запись решения в виде выражения:

Запись решения в этой форме осуществляется поэтапно. Сначала записываются отдельные шаги в соответствии с планом, затем составляется выражение и находится его значение. Так как обычно это значение записывают, то запись становится числовым равенством, в левой части которого – выражение, составленное по условию задачи, а в правой – его значение, оно – то и позволяет сделать вывод о выполнении требований задачи.

Так, для рассматриваемой задачи эта форма записи имеет вид:

566 (км) – расстояние, которое проехал турист на поезде за 6ч

5664(км) – расстояние, которое осталось проехать туристу

566+5664 (км) – путь, который должен проехать турист

566 + 5664=1680 (км)

Пояснения к действиям можно не записывать, а давать их в устной форме.

Тогда запись решения задачи примет вид:

566 + 5664=1680 (км)