logo
Учебник Математики

4. Вычитание множеств. Дополнение подмножества

Чтобы объяснить учащимся, что 5-3=2, часто используют такой прием. Берут 5 предметов, например, 5 кружков. После того как учащиеся убедятся при помощи счета, что кружков действительно 5, им предлагают 3 кружка убрать и сосчитать, сколько кружков осталось. Осталось 2, значит, 5-3=2.

В чем суть приема? Из данного множества, в котором а элементов, удаляют подмножество, содержащее b элементов. Тогда в оставшейся части множества а – b элементов.

Если заданы два множества, то можно не только найти их пересечение и объединение, но и вычесть из одного множества другое. Результат вычитания называют разностью и определяют следующим образом.

Определение. Разностью множеств А и В называется множество, содержащее все элементы, которые принадлежат множеству А и не принадлежат множеству В.

Разность множеств А и В обозначают А \ В. Тогда, по определению, имеем:

А \ В ={ х | х и х }.

Если представить множества А и В при помощи кругов Эйлера, то разностьА \ В изобразиться заштрихованной областью.

В школьном курсе математики чаще всего приходится выполнять вычитание множеств в случае, когда одно из них является подмножеством другого, при этом разность множеств А \ В называют дополнением множества В до множества А, и обозначают символом ВА.

При помощи кругов Эйлера данная ситуация представляется на рисунке, где заштрихована та часть, которая осталась после удаления из множества А подмножества В. Эту часть называютдополнением множества В до множества А.

Определение. Пусть В А. Дополнением множества В до множества А называется множество, содержащее только те элементы множества А, которые не принадлежат множеству В.

ВА ={ х| х и х }.

Дополнение множества В до множества А ( при условии, что В  А) обозначают ВА = А \ В.

Операция при помощи которой находят дополнение подмножества, называется вычитанием.

Нахождение подмножества в конкретных случаях:

Пример. А = 1, 2, 3, 5, а 1, 5, то А \ В = 2,3.

Пример. А – множество четных чисел, В – множество чисел, кратных 4. Найти дополнение множества В до множества А. Определить, содержатся ли в этом дополнении числа 20 и 26.

Так как, все числа кратные 4, четные, то В  А. Если из множества А удалить все числа, кратные 4, то в нем останутся четные числа, не кратные 4. Значит, А \ В – множество четных чисел, не кратных 4. Характеристическое свойство элементов этого множества – «быть четным числом и не кратным 4».

Нетрудно видеть, что 20  А \ В, поскольку 20 – четное число и кратно 4, а что 26  А \ В, т.к. 26 – четное число и не кратно 4.

Пример. Выясним теперь, из каких чисел состоит множество А \ В  С, если А – множество четных чисел, В – множество чисел, кратных 4, С – множество чисел, кратных 6.

В записи А \ В  С нет скобок. Возникает вопрос: какое действие выполнять первым? Условились считать, что операция пересечения множеств является более «сильной», чем вычитание.

Пересечением множеств В и С состоит из чисел, кратных 4 и 6. Если удалить это пересечение из множества А, то в нем останутся четные числа, не кратные 4 и 6 (одновременно). При помощи кругов Эйлера данные множества А, В, и С можно изобразить так:

Замечание. Вычитание – это третья операция над множествами. Условимся считать, что пересечение – более «сильная» операция, чем вычитание. Поэтому порядок выполнения действий будет такой: сначала находят пересечение множеств, а затем вычитание.

Что касается объединения и вычитания множеств, то их считают равноправными.

Замечание. Вычитание множеств обладает рядом свойств. В частности, можно доказать, что для любых множеств А, В и С справедливы следующие равенства:

(А \ В) \С= (А \ С) \ В (А \ В) С= (А С) \ ( В С )

А \ (В С ) = (А \ В) ( А \ С) А \ (В С) = (А \ В) ( А \ С)

В) \С = (А \ С) (В \ С)