logo
Учебник Математики

Основные понятия темы

х = аn  10 n + а n – 1  10 n – 1 + …+ а1  10 + а0 = , где аnn–1,…,а10 принимает значения 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, и а n 0.

  1. Записывают второе слагаемое под первым так, чтобы соответствующие разряды находилось друг под другом.

  2. Складывают единицы первого разряда. Если сумма меньше десяти записывают ее в разряд единиц ответа и переходят к следующему разряду (десятков).

  3. Если сумма единиц больше или равна десяти, то представляют ее в виде а0+b0=1·10+с0, где с0 - однозначное число; записывают с0, в разряд единиц ответа и прибавляют 1 к десяткам первого слагаемого, после чего переходят к разряду десятков.

  4. Повторяют те же действия с десятками, потом с сотнями и процесс заканчивается, когда оказываются сложенными цифры старших разрядов. При этом, если их сумма больше или равна десяти, то приписываем впереди обоих слагаемых нули, увеличиваем нуль перед первым слагаемым на 1 и выполняем сложение 1 + 0 = 1.

  1. Записываем вычитаемое под уменьшаемым так, чтобы соответствующие разряды находились друг под другом.

  2. Если цифра в разряде единиц вычитаемого не превосходит соответствующей цифры уменьшаемого, вычитаем ее из цифры уменьшаемого, записываем разность в разряд единиц искомого числа, после чего переходим к следующему разряду.

  3. Если же цифра единиц вычитаемого больше единиц уменьшае­мого, т.е. b0 > а0, а цифра десятков уменьшаемого отлична от нуля, то уменьшаем цифру десятков уменьшаемого на 1, одновременно увеличив цифру единиц уменьшаемого на 10, после чего вычитаем из числа 10 + а0 число b0 и записываем разность в разряде единиц ис­комого числа, далее переходим к следующему разряду.

  4. Если цифра единиц вычитаемого больше цифры единиц уменьшаемого, стоящие в разряде десятков, сотен и т.д. уменьшаемого, равны нулю, то берем первую отличную от нуля цифру в уменьшаемом (после разряда единиц), уменьшаем ее на 1, все цифры в младших разрядах до разряда десятков включительно увеличиваем на 9, а цифру в разряде единиц на 10: вычитаем b0 из 10 + а0 , записываем разность в разряде единиц искомого числа и переходим к следующему разряду.

  5. В следующем разряде повторяем описанный процесс.

  6. Вычитание заканчивается, когда производится вычитание из старшего разряда уменьшаемого.

  1. Записываем множитель х под ним второй множитель у.

  2. Умножаем число х на младший разряд b0 числа у и записываем произведение хb0 под числом у.

  3. Умножаем число х на следующий разряд b1 числа у и записываем произведение х  b1, но со сдвигом на один разряд влево, что соот­ветствует умножению х  b1 на 10.

  4. Продолжаем вычисление произведений до вычисления х  bk.

  5. Полученные k + 1 произведения складываем.

  1. Если а = b, то частное q = 1, остаток r = 0.

  2. Если а > b и число разрядов в числах а и b одинаково, то частное q находим перебором, последовательно умножая b на 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,9, так как а < 10 b. Этот перебор можно ускорить, выполнив деление с остатком цифр старших разрядов чисел а и b .

  3. Если а > b и число разрядов в числе а больше, чем в числе b, то записываем делимое а и справа от него делитель b, который отделяем от а уголком и ведем поиск частного и остатка в такой последова­тельности:

а) Выделяем в числе а столько старших разрядов, сколько разрядов в числе b или, если необходимо, на один разряд больше, но так, чтобы они образовывали число d1, больше или равное b . Перебором нахо­дим частное q1 чисел d1, и b, последовательно умножая b на 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Записываем q1 под уголком (ниже b).

б) Умножаем b на q1, и записываем произведение под числом а так, чтобы младший разряд числа bq1 был написан под младшим разрядом выделенного числа d1.

в) Проводим черту под bq1 и находим разность r1 = d1 - bq1.

г) Записываем разность r1, под числом bq1 , приписываем справа к r1 старший разряд из неиспользованных разрядов делимого а и сравниваем полученное число d2 с числом b .

д) Если полученное число d2 больше или равно b, то относительно него поступаем согласно п. 1 или п. 2. Частное q2 записываем после q1.

е) Если полученное число d2 меньше b, то приписываем еще столько следующих разрядов, сколько необходимо, чтобы получить первое число d3, большее или равное b. В этом случае записываем после q1 то же число нулей. Затем относительно d3 поступаем согласно пп. 1, 2. Частное q2 записываем после нулей. Если при использовании младшего разряда числа а окажется, что d3 < b, то тогда частное чисел d3 и b равно нулю, и этот нуль записывается последним разрядом в частном, а остаток r = d3.

Практическая часть

  1. На примере сложения чисел 237 и 526 покажите, какие теоретические факты лежат в основе алгоритма сложения многозначных чисел.

  2. При изучении алгоритма сложения трехзначных чисел в начальной школе последовательно рассматриваются такие случаи сложения: 231 + 342; 425 + 135; 237 + 526; 529 + 299. Каковы особенности каждого из этих случаев?

  3. Вычислите устно значение выражение; использованный прием обоснуйте:

а) 2746 + 7254 + 9876; б) 7238+8978+2768;

в) (4729 + 8473) + 5271; г) 4232 + 7419 + 5768 + 2591;

д) (357 + 768 + 589) + (332 + 211 + 643).

  1. Какие рассуждения школьников вы будете считать правильными при выполнении задания.

а) Можно ли утверждать, что значения сумм в каждом столбике одинаковы:

2459+121 53075+2306

2458+122 53076+2305

2457+123 53006+2375

2456 + 124 53306+2075

б) Можно ли записать значения этих сумм в порядке возрастания: 4583+321 4593+311 4573+331

  1. На примере нахождения разности чисел 469 и 246, 757 и 208 проиллюстрируйте теоретические основы алгоритма вычитания чисел столбиком.

  2. Выполните вычитание, используя запись и объясняя каждый шаг алгоритма: а)84072 - 63894; б)940235-32849; в)935204 - 326435; г) 653481 - 233694.

  1. Сколько пятизначных чисел можно записать, используя цифры 1 и 0? Чему равна разность между наибольшим и наименьшим из этих пятизначных чисел?

  2. Назовите способы проверки правильности вычитания многозначных чисел и дайте им обоснование.

  3. Вычислите (устно) значение выражения, использованные приемы обоснуйте: а)2362-(839+1362); б)(1241+576)-841 в)(7929+5027+4843)-(2027+3843).

  4. На примере умножения числа 357 на 4 проиллюстрируйте теоретические основы алгоритма умножения многозначного числа на однозначное.

  5. На примере умножения 452 на 186 проиллюстрируйте теоретические основы алгоритма умножения многозначного числа на многозначное.

  1. Решение задачи запишите в виде числового выражения, а затем найдите его значение:

а) На элеватор отвезли 472 т овса, ржи на 236 т больше, чем овса, пшеницы в 4 раза больше, чем овса и ржи вместе. Сколько тонн пшеницы отвезли на элеватор?

б) Столяр делает в день 18 рам, а его помощник на 4 рамы меньше. Сколько рам они сделают за 24 дня, если каждый день будут работать, вместе?

  1. Как могут рассуждать учащиеся, выполняя следующее задание: «Ширина земельного участка прямоугольной формы равна 24 м. Это в 6 раз меньше его длины. Объясни, что обозначают выражения, записанные по условию задачи, и вычисли их значения: 24 6; 24 (24  6); (24 + 24  6)  6; 24  2; 24  2 + 24  6  2».

  2. Выполните умножение чисел, используя запись столбиком, и объясняя каждый шаг алгоритма: а) 984  27; б)7040  234; в)8276  73; г)4569  357.

  3. Используя свойства умножения, найдите наиболее рациональ­ным способом значение выражения:

а) 8  13  4  125  25; г)124 4 + 116 4;

б) 24(27125); д) (3750-125) 8;

в) (88 + 48) 125; е)17791243 – 7791243.

  1. Зная, что 65034 = 22100, найдите произведение чисел, не выполняя умножения столбиком: а) 65036; б)65032; в) 64934.

  1. Найдите и обоснуйте приемы умножения 24 на 35 и, пользуясь ими, умножьте на 35 числа: 12, 18, 24, 32, 48, 64.

  2. Вычислите рациональным способом значение выражения:

а) (420-394)  405 – 25  405; б) 105  209 + (964 - 859)  209  400.

  1. Найдите значения выражений 13 11, 27 11, 35 11, 43 11, 54 11. Верно ли: чтобы найти результат умножения двузначного числа на 11 в случае, когда сумма цифр двузначного числа меньше 10, достаточно между цифрами данного числа написать число, равное сумме его цифр?

  2. Найдите значение выражений 29  11, 37  11, 47  11, 8511, 97  11. Верно ли: чтобы найти результат умножения двузначного числа на 11 в случае, когда сумма цифр двузначного числа больше или равна 10, достаточно между цифрой десятков, увеличенной на 1, и цифрой единиц написать число, равное разности между суммой его цифр и чис­лом 10?

  3. Не выполняя деления, определите число цифр частного чисел:

а) 486 и 7; б) 7243 и 238;в) 5792 и 27; г) 43126 и 543.

  1. На примере деления числа 867 на 3 проиллюстрируйте теоретические основы алгоритма деления трехзначного числа на однозначное.

  2. Обоснуйте процесс деления уголком а на b , если а) а = 4066, b = 38; б) а = 4816, b = 112.

  3. Как, не вычисляя, можно установить, что деление выполнено неправильно, если: а) 51 054:127 = 42; б) 405945:135 = 307?

  4. Не вычисляя значений выражений, поставьте знаки > или <, чтобы получились верные неравенства.

а) 1834:7 … 783:9; б) 8554:91 ...7488:72; в) 137532:146 ... 253242:198; г) 7248:6 ...758547:801.

  1. Не производя деления, разбейте данное выражение на классы при помощи отношения «иметь в частном одно и тоже число цифр»: а)20700:300; б)20300:700; в) 5460:60; г) 14 640 : 80; д) 30 720:40; е) 1500:300.

  1. Решение задачи запишите в виде числового выражения, а затем найдите его значение.

а) Туристы совершили экскурсию по реке на катере, проплыв всего 66 км. Сначала 2 ч они плыли со скоростью 18 км/ч, а остальной путь - со скоростью 15 км/ч. Сколько всего часов находились в пути туристы?

б) Печенье упаковали в пачки по 250 г. Пачки сложили в ящик в 4 слоя. Каждый слой имеет 5 рядов по 6 пачек в каждом. Определите массу сложенного в ящик печенья.

  1. Найдите значение первого выражения, а затем используйте его при вычислении значения второго.

а) 45120: (37612), б) 241(1264:8), в) 45120: (3763); г) 241(1264:4).

  1. Найдите двумя способами значение выражения: а) (297+405+567):27; б) 56(378:14); в) (24023); 48; г) 15120:(14518).

  2. Найдите значение выражения:

а) 8919:9+114240:21 б)1190-35360:34+271;

в) 8631-(99+44 352:63) г) 48 600(5 045-2 040): 243- (86043:43 +504) 200;

д) 4880(546+534): 122-6390(8 004-6924) 213.

Творческие задания

  1. Докажите, что а + (b – с) =

  2. Используя это правило, вычислите значение выражения:

а) 6420+(3580-1736); б) 5480 + (6290 - 3480).

  1. Докажите, что а – ( b - с) =

  2. Используя это правило, вычислите значение выражения: а) 3720-(1742-2678), б) 2354-(965-1246).

  3. Докажите, что (а – в) – с =

  4. Используя это правило, вычислите значение выражения: а) (4317-1928)-317; б) (5243-1354)-1646.

  5. Объясните, почему нижеприведенные задачи решаются при помощи умножения чисел и решите их.

а) Земля при обращении вокруг Солнца за сутки проходит примерно 2 505 624 км. Какой путь проходит Земля за 365 дней?

б) В школу привезли 56 пачек книг, по 24 книги в каждой пачке. Сколько всего книг привезли в школу?

  1. Объясните, почему следующие задачи решаются при помощи деления чисел, и решите их.

а) В 125 коробок разложили поровну 3000 карандашей. Сколько карандашей в каждой коробке?

б) Расфасовали 12 кг 600 г конфет в коробки по 300 г в каждой. Сколько коробок конфет получилось?