logo
Учебник Математики

Практическая работа. Высказывания и высказывательные формы

Цель. Рассмотреть общие подходы к изучению математических предложений в начальном курсе математики, уметь раскрыть их логическую структуру. Рассмотреть правила определения значения истинности составного высказывания и нахождение множества истинности составных высказывательных форм.

Теоретическая часть

Вопросы к изучению

  1. Высказывания и высказывательные формы.

  2. Конъюнкция и дизъюнкция высказываний.

  3. Конъюнкция и дизъюнкция высказывательных форм.

Основные понятия темы

Правила

Обозначения

А  В – составное высказывание, читают «А и В»;

А  В – составное высказывание, читают «А или В»

Практическая часть

Обязательные задания

  1. Среди следующих предложений, рассматриваемых в начальном курсе математики, укажите высказывания и определите их значение истинности: а) (12-7)(6+3)=45; б) (15+12) : 310; в) в любом прямоугольнике противоположные стороны равны; г) (12 – х)  4 =24; д) среди четырехугольников есть такие, у которых все стороны равны; е) число z – двузначное; ж) произведение чисел 4070 и 8 меньше, чем сумма чисел 18396 и 14174; з) число 6 является корнем уравнения (12 – х)  4=24.

  2. Какие предложения из упражнения 1 являются высказывательными формами? Подставьте в них значение переменной так, чтобы получилось: а) истинное высказывание; б) ложное высказывание.

  3. Можно ли считать высказывательными формами следующие записи: а) х2 – 2х; б) 74+2=30; в) 4х +2у; г) 74 +2  30?

  1. Найдите множество истинности высказывательной формы 2х – 100, заданной на множестве Х, если: а) х  2; б) 2 х  6; в) 2 х  6; г) х  3; д) 2х6; е) 2  х  6. Как можно записать, используя общепринятые символы, множество истинности каждого из данных предложений?

  2. Изобразите на координатной плоскости множества истинности следующих предложений при условии, что х, у R: а) х = у; б) х = 2; в) у = 2х + 3; г)у = 2х; д) у = 2; е) у = 2х –3.

  3. В следующих составных предложениях выделите составляющие их элементарные предложения и логические связки: а) В равнобедренном треугольнике АВС биссектриса ВD является медианой и высотой; б) х7; в) Если запись числа оканчивается цифрой 0, то число делится на 5; г) Треугольник является равносторонним тогда и только тогда, когда все его углы равны; д)Неверно, что число 17 делится на 3; е) Если ав = 0, то а = 0 или в =0.

  4. Какова логическая структура (форма) следующих предложений: а)Средняя линия треугольника параллельна основанию и равна его половине; б)Если число делится на 2 и на 3, то оно делится на 6; в) Треугольник АВС не является равносторонним.

  5. Приведите примеры математических предложений, имеющих логическую структуру вида: а) А и В; б) А или В; в) если А, то В.

  6. Известно, что высказывание А истинно. Можно ли, зная лишь это, определить значение истинности высказывания: а) А  В; б) А  В?

  1. Известно, что высказывание А – ложно. Можно ли, зная лишь это, определить значение истинности высказывания: а) А  В; б) А  В?

  2. Определите значение истинности каждого высказывания: а) число 6 делится на 2 и на 3; б) число 123 делится на 3 и на 9; в) при делении 42 на 5 в остатке получится 2 или 5; г) 37; ж) 37.

  3. Каждое из следующих предложений замените конъюнкцией либо дизъюнкцией, имеющей тот же смысл: а) число 7 принадлежит хотя бы одному из множеств А и В; б) квадратное уравнение имеет не более двух корней; в) каждое слагаемое суммы х+у+z делится на 3; г) по крайней мере одно из натуральных чисел n, n-1, n+1 четно.

  1. Покажите, что, выполняя следующие задания, мы находим множество истинности конъюнкции и дизъюнкции высказывательных форм:

а) Даны числа: 31,53,409,348,20,3094,233,33,271,143,3,333,14,30. Выпишите все числа, в записи которых: 1) три цифры и есть цифра 3; 2) три цифры или есть цифра 3.

б) Из ряда 25, 12, 17, 5, 15, 36 выпишите те числа, которые: 1) делятся на 3 и 9; 2) делятся на 3 или на 9.

  1. Выполните следующие задания и дайте обоснование предложенным ответам:

а) Постройте по два треугольника, принадлежащих множеству А, если оно состоит из: 1) прямоугольных и равнобедренных треугольников; 2) прямоугольных или равнобедренных треугольников.

б) Постройте два четырехугольника, у которых: 1) диагонали равны и есть прямой угол; 2) диагонали равны или есть прямой угол.

в) Запишите три числа, которые: 1) делятся на 4 и больше 12; 2) делятся на 4 или 12.

  1. Решите следующие системы неравенств и объясните, что представляет собой любая система неравенств и множество ее решений с точки зрения логики:

а) б)

  1. Решите уравнение (х-3)(х+2) (х-7)=0, х R. Использовалось ли вами понятие дизъюнкции высказывательных форм?

  2. Вместо многоточия вставьте «и» либо «или»: а) х  тогда и только тогда, когда х …х В. б) х тогда и только тогда, когда х …хВ.

  3. Пусть А – множество ромбов, В – множество прямоугольников. Как называется четырехугольник, являющийся одновременно ромбом и прямоугольником? Как можно выразить множество К таких четырехугольников через множества А и В?

Творческие задания

  1. А – множество четных натуральных чисел, В – множество натуральных чисел, меньших 20. Установите, какие из следующих высказываний истинны:

а) 5 или ; д) 44  А или 44 В;

б) 5  А и 5  В; е) 44  А и 44  В;

в) 8  А или 8  В; ж) 51  А или 51 В;

г) 8 А и 8 В; з) 51  А и 51  В.

  1. Покажите, что выполнение учащимися начальных классов следующих заданий связано с понятием высказывательной формы, области ее определения и множества истинности: а) Из ряда чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 выпишите, которые делятся на 3; б) Назови все числа, меньшие 7 (имеются в виду только целые неотрицательные числа).

  2. Что можно сказать об истинности высказываний: «если аМ, то а», «если а делится на 3 и в не делится на 3, то а + в не делится на 3». Назовите простые высказывания, входящие в каждое из приведенных.

  3. Являются ли высказываниями следующие записи: «3–2», «35», «таблицу умножения нужно знать наизусть», «а + 0 = а для любого натурального числа а»?