logo
Учебник Математики

Практическая работа. Соответствия между двумя множествами

Цель. Показать практическую значимость в начальной математике понятий соответствия, способов задания соответствий; познакомится с новыми понятиями: соответствие, обратное данному, взаимно однозначное соответствие, равномощные множества, счетное множество.

Теоретическая часть

Вопросы к изучению

  1. Понятие соответствия между множествами.

  2. Способы задания соответствий.

  3. Соответствие обратное данному. Взаимно однозначное соответствие.

  4. Равномощные множества. Счетные множества.

Основные понятия темы

Определения, замечания, выводы

Практическая часть

Обязательные задания

  1. Вычислив длины заданных отрезков, учащийся записал: АВ = 7см, СD = 12 см, KL = 15cм, XY= 12см. Соответствие между какими множествами он установил? Задайте это соответствие при помощи предложения с двумя переменными и графа.

  2. Даны множества: Х = 2,5, Y = 3,6. Перечислите элементы декартова произведения данных множеств и образуйте все подмножества полученного множества. Какое из подмножеств задает соответствие: а) «больше»; б) «меньше»; в) «меньше на 1»; г) «меньше в 3 раза»?

  3. Соответствие «число х в два раза больше числа у» рассматривается между множествами Х и Y . Каким будет его график, если: а) Х = 2,4,6,8, Y = N; б) Х = 2,8, Y = R; в) Х = Y = R.

  1. Множества Х = 1,3,4,6 и Y = 0,1 находятся в соответствии S = (1,1), (3,0), (3,1), (4,0), (4,1), (6,1). Задайте соответствие S-1, обратное соответствию S, и постройте на одном чертеже их графики.

  2. Между множествам Х – углов треугольника АВС и множеством Y – его сторон задано соответствие Т – «угол х лежит против стороны у». Задайте соответствие Т-1, обратное соответствию Т, при помощи: а) предложения с двумя переменными; б) графа.

  3. Задайте при помощи графа соответствия между множествами Х = а, б, с и Y = 2, 4, 6 так, чтобы одно из них было взаимно однозначным.

  4. Даны множества: А= 1,2,5, В = 3,7. Найдите А и ВА. Верно ли, что найденные множества равномощны?

  5. Докажите, что множество А счетно, если: а) А = 9, 10, 11, 12,…; б) А = а а = 3п, п ; в) А = а а = п2, п .

  1. Покажите, что выполняя нижеприведенные задания, учащиеся начальных классов используют понятие равночисленности множеств:а) У Димы было 28 марок, а у Коли на 7 марок больше. Сколько марок было у Коли? б) У Маши 9 игрушек, а у Риты на 2 меньше. Сколько игрушек у Риты? в) Для детского сада купили 4 зеленых мяча, а красных в 3 раза больше, чем зеленых. Сколько красных мячей купили детям? г) Для детского сада купили 15 красных мячей, а зеленых в 3 раза меньше. Сколько зеленых мячей купили детям? д) Нарисуй на другой фигуре столько же точек, сколько на первой (точки не пересчитывать).

е) Нарисуй, не считая, столько же квадратов и столько же отрезков, сколько на рисунке треугольников.

Творческие задания

  1. Сколько взаиМно однозначных соответствий можно установить между двумя множествами. Состоящими из двух элементов? Из трех элементов?

  2. Установите взаимно однозначное соответствие между множеством  и множеством  \ ; где Р – множество натуральных чисел от 1 до п.

  3. Является ли множество всех целых чисел счетным?