6. Методика изучения положительных и отрицательных чисел
Вопросы, связанные с введением отрицательных чисел, с изучением положительных и отрицательных чисел, являются наиболее трудными для учащихся, История развития математики показывает, что отрицательные числа шлчитсльно труднее дались человечеству, значительно труднее вошли в математику, чем дроби. Это объясняется тем, что отрицательные числа значительно меньше, чем дроби, связаны с жизнью, практикой.
Рассмотрим исторический аспект вопроса более подробно.
Отрицательные числа возникли внутри самой математики в связи с выполнением дей- ттний, преобразований с уже известными числами (натуральные, нуль, дроби). Первыми, кто им и некоторые правила действия с отрицательными числами, были китайские математики.
По II в. до н. э. китайский ученый Чжан Ц а н ь написал книгу «Арифметика в де- иити главах». В этой книге впервые в науке встречаются отрицательные количества. Они noli и мшотся им не так, как понимаем и применяем их мы. Полного и ясного понимания природы отрицательных величин и правил действия с ними у него нет.
Математики Древней Греции не признавали отрицательных чисел, они не могли им ни п. конкретное истолкование. Лишь в работах Д и о ф а н т а (III в. н. э.) встречаются преобра- шшшия, которые приводят к необходимости выполнения операций над отрицательными числами.
Довольно широкое использование получили отрицательные числа в работах индийцах ученых. Так, например, в их трудах встречается решение уравнений, где данные и отве- I ы числа положительные, а в промежуточных вычислениях получаются отрицательные числи, Положительные числа они называли настоящими, а отрицательные - ненастоящими ложными. Отрицательные числа рассматривали как денежный долг, а положительные - кик наличные деньги. Первые правила сложения и вычитания отрицательных чисел принад- межпт также индийским ученым. Через восемь веков после Чжан Цаня индийский ученый 1> р и м а г у п т а писал: «Сумма двух имуществ есть имущество, двух долгов - долг; имущество и долг - их разность или, если они равны, - нуль. Сумма нуля и долга есть долг, имущества и нуля - имущество, двух нулей - нуль». Брамагупта понимает отрицательные мчшчипы как долг, правильно производит действия сложения и вычитания с ними, но теоре- I ичиского обоснования им не дает. При помощи понятия о долге нельзя объяснить все дейст- Ш1>1 нал отрицательными числами, например, действие умножения.
11езависимо от индийцев итальянский ученый-математик Леонардо Фибоначчи (XIII и.) также пришел к мысли, что отрицательные количества надо понимать в смысле, нротиноиоложном положительным. В те годы были развиты так называемые математические иоодиики. На состязании в решении задач с придворными математиками Фридриха II Леонарду 11н шискому (Фибоначчи) было предложено решить задачу: требовалось найти капитал не- гконышх лиц. Фибоначчи получил отрицательное значение. «Этот случай, - сказал Фибоначчи, . невозможен, разве только принять, что один имел не капитал, а долг».
I [ервые правила умножения отрицательных чисел появились позже, чем правила сло- iiu’iimi. I) работах О с к ар а (XII в.) дано такое правило:
Произведение двух долгов или имуществ есть имущество.
Если приведенные правила сложения положительных и отрицательных чисел были достаточно ясны, то для правила умножения этих чисел не могли найти обоснование. Почему произведение двух долгов есть имущество, оставалось непонятным.
Использовались иногда довольно оригинальные правила действий с положительными и отрицательными числами, а именно: друг моего друга - мой друг, враг моего друга-мой враг,
19
друг моего врага - мой враг. Вплоть до XVII в. математикам не удавалось хорошо обосновать правило умножения отрицательных чисел. Леонард Эйлер (1707 - 1783), например, приводил такое обоснование: имеем два числа ayib, рассмотрим, как умножить эти числа: если а > 0, й > 0 - ясно, т.е. произведение будет иметь знак «+»; если а < 0 ,Ь> 0 -ясно, т.е. произведение будет иметь знак «-»; если a > 0, Ъ < 0, то применяем переместительный закон и получаем случай второй; если a < 0, Ъ < 0, то произведение знак «-» не может иметь, так как произведение со знаком «-» было в другом случае, значит, произведение будет иметь знак «+». (Под другим случаем понимается тот случай, когда числа а и Ъ имеют разные знаки. Другого обоснования Эйлер не дал.) Были попытки обосновать правила дейст- вий с положительными и отрицательными чис- лами исходя из геометрических образов. Так, для обоснования правила умножения положительных и отрицательных чисел вычисляли площадь за- штрихованного прямоугольника (рис. 2) непо- средственно и путем выполнения операции ум- ножения: (a — c)(b - d) = ab — be - ad+ cd. Полученный один и тот же результат яв- лялся основанием для формулировки правила умножения. Ошибочность возникновения этого правила связана с тем, что, выполняя умножение а - с на b-d в скрытой форме, предполагают, что для отрицательных чисел справедлив рас- пределительный закон, хотя отрицательное число не введено, не дан критерий сравнения, не определены действия сложения и умножения. Таким образом, отрицательные числа долго не получали признания. Немецкий математик Михаил Штифельв книге «Полная арифметика» (1544) впервые вводит понятие об отрицательных числах как о числах, меньших нуля (меньших, чем ничто). Это был очень большой шаг вперед в деле обоснования отрицательных чисел. Он дал возможность рассматривать отрицательные числа не как долг, а совсем по-иному, по- новому. Но и Штифель называл отрицательные числа абсурдными-, действия с ними, по его словам «тоже идут абсурдно, навыворот». После Штифеля ученые стали более уверенно производить действия с отрицательными числами. Все чаще сохранялись и истолковывались отрицательные решения в задачах. Права гражданства отрицательные числа получили лишь после того, как РенеДекарт (1596 - 1650) применил их в построении аналитической геометрии. Р. Декарт дал определенное истолкование отрицательным числам, они получили математическую интерпретацию. Отрицательные числа он рассматривал как самостоятельные, расположенные на оси х влево от начала координат. Декарт называл их ложными. Так отрицательные числа вошли в математику. Основная цель ознакомления с историей любого математического вопроса заключается в том, что этот материал помогает предвидеть трудности, которые могут возникнуть при объяснении соответствующей темы на уроке. Рассмотрим теперь методику изучения отрицательных чисел. В учебной и методической литературе выделяют в основном два пути введения отрицательных чисел. Формально-логический, когда введение отрицательных чисел объясняется необходимостью выполнения действия вычитания во всех случаях. Эта 20
к 14 кп зрения отражена в работах таких математиков, как П.А. Погорельский, Д.Л. 1 'ране, в первых учебниках А.П. Киселева (до 1912 г.) и др. Реально-конкретный, который исходит из непосредственной связи отрицательных чисел с действительностью, с конкретными представлениями. Та- кпи тенденция нашла отражение в учебниках А.Ю. Давидова, А.Ф. Малинина, К ,Ф, Лебединцева, А.П. Киселева (с 1912 г.) и др., а также в большинстве со- временных учебников. 11 гобы ввести понятие отрицательного числа, надо не только дать его определение, но и сделать это новое число равноправным с ранее известными положительными числами, узаконить его. Для этого необходимо: определить понятие равенства; определить понятия «больше», «меньше», то есть указать критерий фшшения новых чисел между собой и с ранее известными числами; определить действия сложения и умножения; показать, что законы действий, установленные для изучаемых ранее чиееп, справедливы для новых чисел. 11собходимо показать также, что до введения отрицательных чисел опершим вычитания на множестве положительных чисел была не всегда выполнили i Таким образом, в школьном курсе математики сочетаются реально- кчикрстиый и формально-логический пути введения отрицательного числа. Учащиеся должны хорошо понимать смысл и значение отрицательных чи- '>'11,1 юэтому введение отрицательных чисел должно быть хорошо мотивировано. Мотивировка может быть: п) алгебраической (возможность выполнения вычитания); Г>) геометрической (соответствие между точками прямой и числами); н) практической (характеристика изменения величины) И учебнике математики для VI класса Н.Я. Виленкина [5] подробно рас- ■ мигримшотся эти вопросы, имеются разнообразные и интересные по содержанию 111ДНЧИ. Дня введения понятия отрицательного числа нельзя ограничиваться рас- | мшрепмем какой-то одной конкретной ситуации, ограниченным числом примером I епи это понятие вводится на большом числе примеров, то ученики и в ана- нн ичиоН ситуации научатся его применять. Мотивировать введение понятия отрицательного числа в школе можно так- 11 п на основе знакомого арифметического материала в связи с невозможностью пыжшиеиия вычитания на множестве положительных чисел. При этом в качестве п I ник1, грации можно использовать координатную прямую. Пример (рис. 3). Пусть число 5 - уменьшаемое, а вычитаемыми будут Ч1п ни 0, 1,2, 3,4,5, 6,7,.... Разность I I I I I I 1 I 1 I I * 0 1 2 3 4 5 6 7 Рис. 3 21
Всякий раз, чтобы найти разность между числом 5 и каждым из вычитаемых, достаточно перемещаться влево по координатной прямой от уменьшаемого на столько единиц, сколько их содержится в вычитаемом. 5-0 = 5 Результат вычитания из числа 5 числа 6 окажется на одну 5-1=4 единицу слева от нуля. 5-2 = 3 Но чтобы не писать «слева от нуля», принимают условие: 5-3 = 2 писать перед единицей знак «-». 5-4=1 Рассмотрим несколько методических приемов, исполь- 5-5 = 0 зуемых при введении понятия отрицательного числа и ис- 5 _ g = _4 ходящих из реально-конкретного пути изучения отрица- 5 - 7 = -2 тельных чисел. Первый прием. Используется некоторая конкретная задача, в ходе решения которой получается отрицательное число. Пример 1. Термометр показывал утром а градусов, а в полдень - 6 градусов. На сколько градусов изменилось показание термометра за это время, если: а) а = 6, б) а = 7, в) а =10. 6=13; 6 = 7; 6 = 8? Для решения этой задачи составим формулу: Ь-а. а) а = 6, 6=13, Ъ - а = 13 - 6 = 7. Семь градусов выше нуля. б)я = 7, 6 = 7, 6-а = 7-7 = 0. Термометр показывает нулевую температуру. Нуль здесь принимает новый смысл, это число, которое показывает определенную температуру, то есть это уже число, характеризующее величину. в)6-а = 8-10, что не имеет смысла для учащихся. Но ведь температура существует и в этом случае. Как её найти? Обычно на этот вопрос учащиеся отвечают, что надо из 10 вычесть 8, или говорят, что будет два градуса ниже нуля. Здесь можно сообщить учащимся, что и в этом случае пользуемся формулой 6 - а и выполняем вычитание 8 - 10 , но оно противоположно действию 10 - 8, и поэтому удобнее результату приписывать знак «-», то есть 8 - 10 = -2. Вместо слов «выше нуля» и «ниже нуля» договорились ввести математические знаки «+» и «-», и тогда формула 6 - д стала применимой для любых значений Ъша. Пример 2. Теплоход прошел т км вверх по реке (против течения), а затем п км вниз. На каком расстоянии от первоначального места и по какую сторону от него находится теплоход, если: а) т = 80, б )т = 50, в) т = 60, п = 25; п = 90; п = 60? (Решение аналогично.) После решения нескольких подобных задач делается вывод о том, что решение одной и той же задачи не может быть выражено одной формулой, если пользоваться только положительными числами. Поэтому возникает необходимость введения новых чисел - отрицательных чисел. Этот подход имеет свои недочеты. Например, более строго надо доказать справедливость формулы для всех случаев, когда понятие о положительных и от- 22
I нишимн.ных числах и действиях над ними уже дано. Нторой прием. В учебной и методической литературе часто встречается , nui 'iiii введения отрицательных чисел в связи с рассмотрением изменения какой- Ш1Гвеличины. Причем положительные числа характеризуют увеличение величины, отрицательные - ее уменьшение. Рациональное число рассматривается как мера значения величины, которая и вменяется в двух противоположных направлениях. В этом случае необходимо | п mu ни направления рассматриваемых величин. Примеры: 1.11ешеход от станции прошел 10 км. Где он находится? Термометр показывает 12°С. Замерзла ли вода? И т.д. Из рассмотрения таких примеров учащиеся убеждаются, что для определенности в этих задачах необходимо указать направление, в котором идет отсчет, шшринлепие изменения величины. Вместо того чтобы применять словесные запи- | и, инерх-вниз, вправо-влево, тепло-холод и т.д., что громоздко, проще направление изменения величины характеризовать математическими знаками. Для числа, иршегеризующего изменение величины в одном направлении, принимается знак »11* (например, 12° тепла запишем: +12°); для числа, характеризующего изменение исличины в противоположном направлении, принимается знак <<—» (например, 12° холода запишем: -12°). Такой подход имеет большое преимущество по сравнению с первым подхо- m »м. Рассмотрение задач в данном случае сопровождается графической иллюст- I мн щой. Таким образом естественно устанавливается связь между рациональными •ни нами и точками координатной прямой. Третий прием. Согласно ему новые числа вводятся в связи с рассмотрени- I м меры изменения величины (в отличие от понятия меры значения величины во 1 ом приеме), то есть вводится понятие приращения. Такой подход вызывает у , чпщихся меньше путаницы в связи с двояким смыслом знаков «+» и «—» как зна- 14)11 сложения и вычитания и в то же время знаков положительных и отрица- н'пьпых чисел. I) учебнике математики для общеобразовательных учреждений основным | рсдетном изложения темы «Положительные и отрицательные числа» является '■ оордипатная прямая. Для введения понятия отрицательного числа необходимо дать определение модуля, понятие о противоположных числах, выяснить вопрос о сравнении помых чисел между собой и с изученными ранее, рассмотреть действия с поло- hi тельными и отрицательными числами и выяснить справедливость законов цеМетвий для этих чисел. Остановимся кратко на этих вопросах. I. Понятие модуля числа вводится как расстояние от точки, изображающей это число, до начальной точки. Это определение тесно связано с наглядным и геометрическим представлениями и истолкованием положительных и отрш (ательных чисел. Мотивировать введения модуля числа можно на примере решения конкретной задачи. Следует также показать на примерах, что при рассмотрении одних вопросов, связанных с положительными и отрицательными числами, 23
приходится учитывать направление отсчета значений величины, а при рассмотрении других - в этом нет надобности. Пример. Когда путешественник пройдет на восток от начального пункта 60 км, то его положение относительно начального пункта можно записать числом +60. Когда он пройдет от того же пункта 60 км на запад, то его положение относительно начального пункта следует записать числом —60. И в том и в другом случае пройденный путь будет характеризоваться числом 60. Затем формулируется правило нахождения модуля числа. Поясняется, что модуль числа не может быть отрицательным, так как модуль числа - это расстояние, что модуль положительного числа равен самому числу, модуль любого отрицательного числа равен числу ему противоположному. II. Введение противоположных чисел связывается с геометрическим истолкованием положительных и отрицательных чисел. Учащимся сообщается, что точки с координатами 5 и - 5 одинаково удалены от точки О и находятся по разные стороны от нее. Чтобы попасть из точки О в эти точки, надо пройти одинаковые расстояния, но в противоположных направлениях. Числа 5 и -5 называются противоположными числами: 5 противоположно -5, а -5 противоположно 5. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называют противоположными числами. Ш. Вопрос о сравнении положительных и отрицательных чисел выясняется с помощью координатной прямой. Соотношение равенства и неравенства между этими числами в 6 классе вводится без доказательств. При этом очень важно показать учащимся целесообразность вводимых определений на конкретных примерах и с помощью геометрических образов. Обращение к координатной прямой можно использовать и для подготовки к введению соответствующих определений. Причем, так как множество рациональных чисел включает в себя множество натуральных чисел, то сравнение их необходимо производить так же, как проводилось сравнение натуральных чисел. Учащимся уже известно, что относительно двух неравных положительных чисел а и Ъ можно сказать: если а> b (а <Ъ), то точка, соответствующая числу а, на координатном луче расположена правее (левее), чем точка, соответствующая числу' Ь. Если числа равны, то соответствующие им точки совпадают. Это же правило можно распространить (по определению) и на всю координатную прямую в применении к положительным, отрицательным числам и нулю. Значит, если на координатной прямой числу а соответствует точка А и числу Ъ соответствует точка В, то: если a = b, то Ап В совпадают; если а < Ь, то А лежит левее В; если а > Ъ, то А лежит правее В. Верны и обратные предложения: если А и В совпадают, то а = b (числам а и Ъ соответствует одна и та же точка); если А лежит левее В, то а < Ь; если А лежит правее В, то а > Ъ. Из этого вытекают правила для сравнения положительных и отрицательных чисел, которыми учащиеся могут теперь пользоваться, не прибегая всякий 24
pin к координатной прямой. Всякое положительное число больше нуля и больше всякого отрица- 11Ч||,него числа. Всякое отрицательное число меньше нуля и меньше всякого положи- ЮЛЫ10Г0 числа. Из двух положительных чисел больше то число, модуль которого Польше» и меньше то, у которого модуль меньше. Из двух отрицательных чисел меньше то, у которого больше модуль, а больше то, у которого меньше модуль. Эти правила устанавливаются из рассмотрения ряда примеров с исполь- иншнием координатной прямой. Таким образом, координатная прямая является основным средством, которое дает наглядное истолкование соотношениям равенства и неравенства ме- | ду положительными и отрицательными числами. IV. Рассмотрим действия над положительными и отрицательными числами. Здесь необходимо учитывать, что действия сложения и умножения та) положительными и отрицательными числами вводятся по определению, причем формулировки этих определений должны включать в себя ранее из- шч I мыс учащимся понятия об этих действиях. Вычитание и деление определяются как действия, обратные соответст- ионно сложению и умножению. Это уже известная учащимся форма этих дей- ' IПий. Но объемы этих понятий, то есть каждого из двух обратных действий, и 11111 и I ел ьно расширяются. В школьном курсе математики определение действия обычно дается в пн до правила. Причем даются отдельно правила сложения отрицательных чисел п приняла сложения чисел с разными знаками. Формулировка этих правил содержит указания на соответствующие действия, операции. К такому введению Д| in тиий учащиеся уже привыкли. большое внимание здесь следует уделить тому, как подвести к определении) действия сложения. Для этого можно использовать конкретные задачи на ■ чожепие чисел с помощью координатной прямой. Но каким бы путем ни вво- нннк I. правило сложения, учащимся должно быть ясно, что рассмотрение примером лишь иллюстрирует соответствующее правило, но не может служить его мошгштельством. I ( ходе изучения данного материала учащиеся должны овладеть навыками ммполпсния операции сложения двух положительных чисел, двух отрицатель- * чисел, двух чисел с разными знаками, противоположных чисел, нуля с по- Mu.ilи гольными и отрицательными числами. При этом они должны твердо усво- IMI., что сохраняют силу все те законы, которые имели место для положительных чисел. Учащимся дается формулировка переместительного и сочетательного за- ищои, чинись каждого из них с помощью букв. В справедливости этих законов, и иноке в целесообразности их использования для сложения нескольких положи игольных и отрицательных чисел учащиеся убеждаются путем рассмотрения Поныпого числа примеров. 25
Вычитание отрицательных чисел, так же как и положительных, определяется как действие, обратное сложению: вычесть из числа а число Ъ - значит найти такое число х, которое в сумме с числом Ъ даст число а. Однако объем этого понятия расширяется. По существу, это новое определение, которое включает ранее известное. В этом случае вычитание сводится к прибавлению противоположного числа. Умножение положительных и отрицательных чисел представляет наибольшую трудность, которая заключается в том, что учащиеся не могут отделаться от потребности в доказательстве правила знаков при умножении, а учитель не только не может дать доказательство этого правила, но должен суметь убедить учащихся, что такого доказательства нельзя искать или требовать. Правило знаков, которое дается в школе, является, по существу, своеобразной трактовкой определения операции умножения положительных и отрицательных чисел. Итак, действие умножения вводится по определению. Однако определение этого действия можно ввести по-разному. Существуют различные пути истолкования правила знаков. Сложение и умножение положительных и отрицательных чисел имеют много общего, однако трактовка правила умножения вызывает больше трудностей. Довольно распространено объяснение правила умножения из предварительного рассмотрения ряда конкретных задач, решение которых требует проводить вычисления по формуле вида ab. Задача рассматривается вначале для положительных значений а и Ъ, затем когда а или Ъ отрицательно и, наконец, когда и а и Ъ отрицательны. После чего дается правило умножения. Недочет такого метода не только в его громоздкости, но главным образом в том, что у учащихся создается впечатление, даже убеждение, что они «доказывают» правило умножения. Кроме того, применение такого пути связано и с допущением логической ошибки, ибо формула вида аЪ верна для а > 0 и Ъ > 0. Но если а или b отрицательно или оба вместе отрицательны, то до введения определения произведения любых положительных и отрицательных чисел распространять формулу вида аЪ на эти числа нельзя. Многие авторы учебной и методической литературы придерживаются догматического способа введения умножения. Сущность его состоит в том, что дается формулировка правила умножения, затем оно поясняется на примерах, задачах. Учащиеся убеждаются на конкретном материале в практической целесообразности введенного определения. Этот способ соответствует научной трактовке определения умножения рациональных чисел, экономен в отношении времени и, как показала практика, доступен учащимся. В учебнике математики для 6 класса Н.Я. Виленкина [5] формулировкам правила умножения чисел с разными знаками и правила умножения отрицательных чисел предшествует рассмотрение ряда примеров. При этом используется положение о том, что если изменить знак одного из множителей, то изменится знак произведения. Правила формулируются в удобном для использования виде. 26
(' целью конкретного истолкования смысла умножения двух отрицают,нмх чисел и умножения положительного числа на отрицательное целесообразно рассмотреть ряд задач, решение которых связано с перемещением но координатной прямой. 11еобходимо обратить внимание учащихся на условие равенства произ- ||| /н'ния нулю, результат умножения на —1. Деление положительных и отрицательных чисел рассматривается обычно как действие, обратное умножению. Учащимся сообщается, что деление положительных и отрицательных чи- 141 и имеет тот же смысл, что и деление положительных чисел, а именно, по дан- MI 'му произведению и одному из множителей находят второй множитель. После рш'шотрения ряда примеров делают вывод о знаке частного и о том, как нахо- iiiiTi. модуль при делении двух отрицательных чисел, двух чисел с разными шикими. Таким образом учащихся подводят к формулировке правила деления поюжительных и отрицательных чисел. I) 6 классе в теме «Рациональные числа» продолжается изучение поло- mi ичп.ных и отрицательных чисел и вводится понятие рационального числа щи* числа, которое может быть записано в виде дроби. Рассматривая множе- | ню рациональных чисел, можно сделать вывод о том, что в этом множестве тчтда выполнимы сложение, вычитание, умножение и деление на число, не ртшос нулю. При выполнении действий получаем числа того же множест- ми, то есть это множество обладает свойством замкнутости по отношению к нойггииям первой и второй ступени. Для сложения справедливы: переместительный закон а + b = Ъ + а; сочетательный закон а + (Ъ + с) = (а + Ь) + с\ а + 0 = а, то есть имеется нейтральный элемент; а + (- а) = О, то есть имеется противоположный элемент - противопо- '|п,мюе число. Для умножения справедливы: переместительный закон ab = Ьа; распределительный закон а (Ъ + с) = ab + ас; 1) сочетательный закон а (Ьс) = (аЪ) с; а ■ 1 = а, то есть имеется нейтральный элемент; «•(—)= 1, то есть имеется обратный элемент. а Вопросы и задания Охарактеризуйте в общих чертах структуру и содержание курса ма- тмитики 5-6 классов. Каково значение и место учения о числе в школьном курсе матема- I нки? Проанализируйте учебники математики для 5-6 классов авторов: а) Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф., Суворова С. В. и др.; 27
б) Зубарева И. И., Мордкович А. Г.; в) Истомина Н. Б.; г) Никольский С. М., Потапов М. К., Решетников Н. Н. и др. с точки зрения последовательности изучения в них чисел разных видов. Сделайте выводы. Сравните методику изучения дробей в разных учебниках, сделайте выводы. Охарактеризуйте приемы введения понятия отрицательного числа. Предложите свой прием. Опишите методику сравнения положительных и отрицательных чисел. Используя действующие учебники математики для 5-6 классов, разработайте методику изучения сложения (умножения) положительных и отрицательных чисел. Какое число называется рациональным? Какие законы справедливы для сложения и умножения рациональных чисел? Рекомендуемая литература Автономов а, Т. В. Практикум по методике преподавания математики в средней школе: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / Т.В. Автономова, С.Б. Верченко, В.А. Гусев и др.; Под ред. В.И. Мишина. - М.: Просвещение, 1993. А р у т ю н я н, Е. Б. Математические диктанты для 5-9-х классов: Книга для учителя / Е.Б. Арупонян, М.В. Волович и др. - М.: Просвещение, 1991. Б а р а н о в а, И. В. Математика: Пробный учебник для 4 класса средней школы / И.В. Баранова, З.Г. Борчугова. - М.: Просвещение, 1984. Б ар а н о в а, И. В. Математика: Пробный учебник для 5 класса средней школы / И.В. Баранова, З.Г. Борчугова. - М.: Просвещение, 1985. В и л е н к и я, Н. Я. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - 10-е изд., стереотип. - М.: Мнемозина, 2002. Г л е й з е р, Г. И. История математики в школе: IV - VI кл. Пособие для учителей / Г.И. Глейзер. - М.: Просвещение, 1981. Д е м и д о в, В. П., С а р а н ц е в, Г. И. Методика преподавания математики: Учеб. пособие для студентов / В.П. Демидов, Г.И. Саранцев / Мордов. гос. ун-т. - Саранск, 1976. Л я щ е н к о, Е. И. Методика обучения математике в 4-5 классах / Е.И. Лященко, А.А. Ма- заник. - Минск: «Народная Асвета», 1976. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / под научн. ред. Н. Л. Стефановой, Н. С. Подходовой. - М.: Дрофа, 2005.-416 с. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. /А.Я. Блох, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев и др.; Сост. В.И. Мишин. - М.: Просвещение, 1987. Программы общеобразовательных учреждений: Математика. - М.: Просвещение, 1998. Т е р е ш и н, Н. А. Сборник задач и примеров по математике. 5-6 класс / Н.А. Терепшн, Т.Н. Терешина. - М.: Аквариум, 1997. X и н ч и н, А. Я. Педагогические статьи. Под ред. Б.В. Гнеденко / А.Я. Хинчин. - М., 1963. Ц у к а р ь, А. Я. Практика и образы при изучении обыкновенных дробей / А.Я. Цукарь // Математика в школе. —1994. - № 5. — С. 5 - 9. Ш е в к и н, А. В. О пропедевтике действий с отрицательными числами / А.В. Шевкин // Математика в школе.-1991.- №3.-С. 17-21. Ш е в р и н, Л. Н. Математика 5-6. Учебник-собеседник / Л.Н. Шеврин и др. - М.: Просвещение, 1989. 28
- Цели, содержание и структура курса математики 5-6 классов
- Значение и место учения о числе в курсе математики общеобразовательной школы
- 5 Класс
- 6 Класс
- 3. Различные пути расширения понятия числа
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 6. Методика изучения положительных и отрицательных чисел
- I. Основные типы преобразований и этапы их изучения
- III этап. Организация целостной системы преобразований (синтез).
- Буквенной части слагаемых пока остается первой.
- 1. Содержание и роль линии уравнений и неравенств в современном школьном курсе математики
- 2. Основные понятия линии уравнений и неравенств
- I * hi лаже он и возникает по ходу обсуждения процесса решения, то ответ на не-
- Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
- * Последовательность изучения линии уравнений и неравенств
- I )гапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в основной школе
- 1* Курсе математики 5 класса понятие уравнения трактуется аналогично.
- Основные классы неравенств изучаются сразу вслед за изучением со- »»I мотствующих классов уравнений.
- I Ъшить уравнение - это значит найти все его корни или установить, что их нет.
- Решение квадратных уравнений и неравенств
- Il Графический метод (I способ)
- Графический метод
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых одно или оба уравнения второй степени
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Il Графический метод
- Il Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- 1. Цели обучения решению текстовых задач
- 2. Пропедевтика алгебраического и геометрического методов решения текстовых задач
- 3. Этапы решения задач на составление уравнений и их реализация
- Этап {перевод задачи на геометрический язык).
- Этап (решение задачи на геометрическом языке).
- 1. Из истории введения понятия функциональной зависимости в школьный курс математики
- 2. Различные трактовки понятия функции
- 3. Методика введения понятия функции
- Этап. Мотивация введетя понятия.
- Исследовать функцию на основные свойства.
- Использовать изученные свойства функций при решении различных задач, в частности уравнений и неравенств.
- Влияние коэффициентов hub на поведение функции
- Взаимное расположение графиков линейных функции
- Б. Интеграция аналитического и графического методов в изучении квадратичной функции
- 1. Цели и задачи курса геометрии основной школы
- 2. Содержание обучения геометрии в 7-9 классах
- 3. Логические основы изложения геометрии в 7-9 классах
- Аксиомы принадлежности
- Аксиомы порядка
- Аксиомы измерения отрезков и углов
- Рекомендуемая литература
- 1. Методика изучения основных свойств простейших геометрических фигур
- 1. Учебник а. В. Погорелова: § 1 «Основные свойства простейших геометрических фигур»,
- Определения «через ближайший род и видовые отличия»
- Измерение отрезков и углов
- 3. Учебник а. Д. Александрова и др,: глава I «Начала геометрииж
- 2. Методика формирования геометрических понятий
- 3, Обучение решению задач на первых уроках геометрии
- II группа
- 1. Различные подходы к формированию понятия равенства фигур
- Что нужно знать, чтобы утверждать равенство треугольников abc и dek1
- На рисунке 55 изображено два равных треуголь- ника. Написать равенство этих треугольников, обозначив их вершины.
- Если разносторонние треугольники abc и dkm
- 11Ри иодом пример.
- I (сн тральное место в изучении равных треугольников занимают признаём риионота треугольников.
- Доказательство:
- Доказательство:
- Треугольники вас и cdb равны. Напишите все соотношения, из ко- торых следует равенство указанных треугольников.
- Напишите соотношение между элемен- тами треугольников abc и adc, из которых следовало бы их равенство.
- Какие методические подходы существуют к введению понятия ранено гва фигур в школьном курсе геометрии? Какой подход, на Ваш взгляд, милмется наиболее удачным?
- В чем особенности введения понятия равных треугольников в разных учебниках геометрии?
- Приведите примеры упражнений на усвоение понятия равных треугольников.
- I. Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 1 Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости.
- I. Методика изучения признаков параллельности прямых.
- 1, Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 2. Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости
- 4. Методические замечания к изучению перпендикулярности прямых на плоскости
- В данной плоскости через точку вне данной прямой можно провести только одну прямую, параллельную данной.
- Сумма внутренних углов треугольника равна 2d.
- 1. Различные подходы к изучению многоугольников
- 2. Методика изучения четырехугольников
- Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны,
- Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечении делятся пополам, то этот четырехугольник параллелограмм.
- Какие из систем неравенств задают на плоскости трапецию и почему? Покажите штриховкой множество точек плоскости, заданное системой неравенств:
- 1 H найти площадь трапеции.
- 1, Имеет1 ли ось симметрии фигура, заданная системой неравенств:
- Верно ли утверждение: а) любой правильный многоугольник является выпуклым; б) любой выпуклый многоугольник является правильным?
- Чему равны градусные меры углов: а) правильного пятиугольника; б) правильного двенадцатиугольника; в) правильного тридцатишестиугольника?
- Множество направленных отрезков плоскости.
- Множество классов направленных отрезков плоскости.
- Множество параллельных переносов плоскости.
- Начертите равнобочную трапецию: а) существуют ли векторы, определяемые её вершинами и равные по длине? б) Сколько пар сонаправленных векторов задают вершины трапеции?
- Сколько пар сонаправленных (противоположно направленных) векторов определяют вершины параллелограмма?
- Начертить параллелограмм, обозна- чить его вершины и написать все равные ме- жду собой векторы, началом и концом кото- рых являются вершины параллелограмма.
- Векторы а и ъ равны, что следует из этого?
- 3. Методика изучения действий с векторами
- II. Умножение вектора на число
- Учебник геометрии а. В. Погорелова.
- Учебник геометрии j1. С. Атанасяна и Др.
- Построить вектор, представляющий сумму
- 4. Методика обучения решению задач с помощью векторов
- 1. Дан многоугольник abcde. Представьте ad в виде суммы: а) двух; б) I рёх; в) четырех векторов, заданных вершинами этого многоугольника.
- Представьте вектор ав в виде суммы векторов ас, dc , bd .
- Вектор cDколлинеарен вектору ав и Выразите один век-
- Четырехугольник abcd - квадрат. Упростите выражение { ав - 3 вс)2,
- VI. Упражнения на нахождение длины вектора и величины угла между векторами.
- Какие действия с векторами изучаются в школьном курсе геометрии?
- Б) в треугольнике лвс известны длины всех сторон. Определить его углы.
- II кн. До н. Э.) уже фактически пользовался прямоугольными координатами.
- Простейшие задачи в координатах на плоскости
- Уравнения фигур на плоскости
- 4. Особенности применения метода координат
- 5. Методика формирования координатного метода решения задач
- Решение (координатный метод)
- Iэтап(оптимальный выбор прямоугольной системы координат). Выберем прямоугольную систему координат так, как показано на рис. 93.
- Этап (перевод задачи на координатный
- Так как м середина стороны вс, то л/
- Этап (решение задачи на координат- ном языке).
- Рекомендуемая литература
- Значение тригонометрических функций в школьном курсе математики и различные подходы к их изложению
- I ермипы «косинус», «котангенс» и др. Появились в XI—XVII вв.
- Этапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых
- Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на
- Различные подходы к введению понятии параллельности пря