II кн. До н. Э.) уже фактически пользовался прямоугольными координатами.
Mi при помощи них определял известные уже в то время кривые: параболу, ги- nt'pUvjiy и эллипс. Апполоний задавал их уравнениями:
у2 ~рх (парабола);
у2 -рх + — х (гипербола);
Ч
235
у2=рх~ — х2 (эллипс), (pnq- положительные числа). Ч Апполоний. конечно, не записывал уравнения в этой алгебраической форме, так как в те времена не существовало ещё алгебраической символики. Он описывал уравнения, пользуясь геометрическими понятиями: у2 в его терминологии есть площадь квадрата со сторонами у; рх есть площадь прямоугольника со сторонами р и х и т. д. С этими уравнениями связаны названия кривых. Парабола (в переводе с греч. - «равенство»): квадрат у2 имеет площадь, равную площади прямоугольника рх. Гипербола по-гречески означает избыток: площадь квадрата у2 превосходит площадь прямоугольника рх, эллипс по-гречески означает недостаток: площадь квадрата у меньше площади прямоугольника рх. Впервые идея координатного метода была систематически развита Пьером Ферма (1601 - 1665) и Рене Декартом (1596 - 1650). В их формулировках расстояния до координатных осей могли быть только положительными числами или нулем. Идея о том, что одно или оба эти расстояния можно также считать и отрицательными принадлежит Исааку Ньютону (1643 - 1727). Г. В. Лейбниц (1646 - 1716) первым назвал эти расстояния «координатными». Таким образом, открытие декартовых координат не принадлежит Декарту. Декарт построил аналитическую геометрию, в которой сошлись математические открытия, с трудом слагавшиеся в течение тысячелетий. Работа Р. Декарта «La Geometric», в которой излагались основные идеи аналитической геометрии на плоскости, была опубликована в 1637 г. Значение аналитической геометрии состоит прежде всего в том, что она установила тесную связь между геометрией и алгеброй. Эти две ветви математики ко времени Р. Декарта достигли высокой степени совершенства, но развитие их в течение тысячелетий шло независимо друг от друга, и ко времени появления аналитической геометрии между ними была довольно слабая связь. Что же дает нам введение понятия координаты? В математическом отношении устанавливается взаимно-однозначное соответствие между множеством действительных чисел и множеством точек прямой или между парами чисел и множеством точек плоскости (между множеством троек чисел и множеством точек пространства). В познавательном отношении мы получаем новые способы решения ряда известных задач. В методическом отношении: например, координатная прямая используется для введения сравнения чисел, правил сложения чисел; координатная плоскость используется для геометрической интерпретации решений уравнений или неравенств, содержащих переменные. В чем сущность координатного метода? Сущность координатного метода заключается в том, что устанавливается соответствие между множеством точек прямой (плоскости, пространства) и множеством чисел (пар чисел, троек чисел). JI. С. Атанасян в пробном учебнике «Геометрия 6-8» (М., 1981) отмечает, что «введение системы координат позволяет изучать геометрические фигуры и 236
нн » нпйства с помощью уравнений и неравенств. В этом и состоит сущность ме- *♦»tn координат». В чем эффективность координатного метода? Координатный метод позволяет решать геометрические задачи средст- мимм алгебры, а некоторые алгебраические задачи средствами геометрии. Использование координатного метода приводит к результатам более Mpiu I I.IM и коротким путем. Координатное решение задачи позволяет охватить все его частные случим, при этом для него не характерно выполнение дополнительных построений. Использование координатного метода способствует развитию геометри- чг» кой интуиции (правильный выбор системы координат и т.д.). rv Координатный метод обогащает алгебру геометрической наглядностью. 6. Использование координатного метода способствует развитию вычисли- »г! 11 л м х и графических навыков. В соответствии с программой по математике для средней общеобразова- 1»*||мюи школы координаты впервые появляются в 6-7-х классах при изучении »^дующего алгебраического материала: «Изображение чисел на прямой, коорди- ммп.1 точки. Формула расстояния между двумя точками с заданными координатами 11римоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки». В учебнике геометрии А. В. Погорелова, JI. С. Атанасяна и др. использу- |ми| один и тот же вариант изложения метода координат на плоскости. Однако рощ. координатного метода в этих учебниках не одинакова. Если учебник JL С. Лишаоша и др. ограничивается лишь незначительным использованием координат в изложении геометрии (определение тригонометрических функций, основное три гонометрическое тождество, формулы приведения, теорема косину- ПИ1), то в учебнике А. В. Погорелова координатный метод является инструмен- 1ом изучения геометрии. Он широко используется при доказательстве теорем и определении понятий (с помощью координатного метода изложены теория преобразований и векторы). Схема изложения метода координат в учебнике А. В. Погорелова такова: нигдепис координат, координаты середины отрезка, расстояние между точками, урпмиепие окружности, уравнение прямой, координаты вектора. В учебнике JL С. Атанасяна и др. последовательность такова: координаты иг»мора, простейшие задачи в координатах, уравнения окружности и прямой. В пробных учебниках А. Д. Александрова и др. координаты появляются ппиь в десятом классе, здесь рассматривается прямоугольная система коорди- мш, формула для расстояния между точками, задание сферы и шара в системе координат, задания фигур уравнениями и неравенствами, уравнение плоскости, другие системы координат. И'гак, учащиеся в курсе планиметрий знакомятся с тремя важными формулам и. >го формулы для нахождения: координат середины отрезка при условии, что координаты концов от- ре 1кп известны; длины вектора по его координатам; Т) расстояния между двумя точками с заданными координатами. 237
- Цели, содержание и структура курса математики 5-6 классов
- Значение и место учения о числе в курсе математики общеобразовательной школы
- 5 Класс
- 6 Класс
- 3. Различные пути расширения понятия числа
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 6. Методика изучения положительных и отрицательных чисел
- I. Основные типы преобразований и этапы их изучения
- III этап. Организация целостной системы преобразований (синтез).
- Буквенной части слагаемых пока остается первой.
- 1. Содержание и роль линии уравнений и неравенств в современном школьном курсе математики
- 2. Основные понятия линии уравнений и неравенств
- I * hi лаже он и возникает по ходу обсуждения процесса решения, то ответ на не-
- Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
- * Последовательность изучения линии уравнений и неравенств
- I )гапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в основной школе
- 1* Курсе математики 5 класса понятие уравнения трактуется аналогично.
- Основные классы неравенств изучаются сразу вслед за изучением со- »»I мотствующих классов уравнений.
- I Ъшить уравнение - это значит найти все его корни или установить, что их нет.
- Решение квадратных уравнений и неравенств
- Il Графический метод (I способ)
- Графический метод
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых одно или оба уравнения второй степени
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Il Графический метод
- Il Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- 1. Цели обучения решению текстовых задач
- 2. Пропедевтика алгебраического и геометрического методов решения текстовых задач
- 3. Этапы решения задач на составление уравнений и их реализация
- Этап {перевод задачи на геометрический язык).
- Этап (решение задачи на геометрическом языке).
- 1. Из истории введения понятия функциональной зависимости в школьный курс математики
- 2. Различные трактовки понятия функции
- 3. Методика введения понятия функции
- Этап. Мотивация введетя понятия.
- Исследовать функцию на основные свойства.
- Использовать изученные свойства функций при решении различных задач, в частности уравнений и неравенств.
- Влияние коэффициентов hub на поведение функции
- Взаимное расположение графиков линейных функции
- Б. Интеграция аналитического и графического методов в изучении квадратичной функции
- 1. Цели и задачи курса геометрии основной школы
- 2. Содержание обучения геометрии в 7-9 классах
- 3. Логические основы изложения геометрии в 7-9 классах
- Аксиомы принадлежности
- Аксиомы порядка
- Аксиомы измерения отрезков и углов
- Рекомендуемая литература
- 1. Методика изучения основных свойств простейших геометрических фигур
- 1. Учебник а. В. Погорелова: § 1 «Основные свойства простейших геометрических фигур»,
- Определения «через ближайший род и видовые отличия»
- Измерение отрезков и углов
- 3. Учебник а. Д. Александрова и др,: глава I «Начала геометрииж
- 2. Методика формирования геометрических понятий
- 3, Обучение решению задач на первых уроках геометрии
- II группа
- 1. Различные подходы к формированию понятия равенства фигур
- Что нужно знать, чтобы утверждать равенство треугольников abc и dek1
- На рисунке 55 изображено два равных треуголь- ника. Написать равенство этих треугольников, обозначив их вершины.
- Если разносторонние треугольники abc и dkm
- 11Ри иодом пример.
- I (сн тральное место в изучении равных треугольников занимают признаём риионота треугольников.
- Доказательство:
- Доказательство:
- Треугольники вас и cdb равны. Напишите все соотношения, из ко- торых следует равенство указанных треугольников.
- Напишите соотношение между элемен- тами треугольников abc и adc, из которых следовало бы их равенство.
- Какие методические подходы существуют к введению понятия ранено гва фигур в школьном курсе геометрии? Какой подход, на Ваш взгляд, милмется наиболее удачным?
- В чем особенности введения понятия равных треугольников в разных учебниках геометрии?
- Приведите примеры упражнений на усвоение понятия равных треугольников.
- I. Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 1 Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости.
- I. Методика изучения признаков параллельности прямых.
- 1, Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 2. Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости
- 4. Методические замечания к изучению перпендикулярности прямых на плоскости
- В данной плоскости через точку вне данной прямой можно провести только одну прямую, параллельную данной.
- Сумма внутренних углов треугольника равна 2d.
- 1. Различные подходы к изучению многоугольников
- 2. Методика изучения четырехугольников
- Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны,
- Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечении делятся пополам, то этот четырехугольник параллелограмм.
- Какие из систем неравенств задают на плоскости трапецию и почему? Покажите штриховкой множество точек плоскости, заданное системой неравенств:
- 1 H найти площадь трапеции.
- 1, Имеет1 ли ось симметрии фигура, заданная системой неравенств:
- Верно ли утверждение: а) любой правильный многоугольник является выпуклым; б) любой выпуклый многоугольник является правильным?
- Чему равны градусные меры углов: а) правильного пятиугольника; б) правильного двенадцатиугольника; в) правильного тридцатишестиугольника?
- Множество направленных отрезков плоскости.
- Множество классов направленных отрезков плоскости.
- Множество параллельных переносов плоскости.
- Начертите равнобочную трапецию: а) существуют ли векторы, определяемые её вершинами и равные по длине? б) Сколько пар сонаправленных векторов задают вершины трапеции?
- Сколько пар сонаправленных (противоположно направленных) векторов определяют вершины параллелограмма?
- Начертить параллелограмм, обозна- чить его вершины и написать все равные ме- жду собой векторы, началом и концом кото- рых являются вершины параллелограмма.
- Векторы а и ъ равны, что следует из этого?
- 3. Методика изучения действий с векторами
- II. Умножение вектора на число
- Учебник геометрии а. В. Погорелова.
- Учебник геометрии j1. С. Атанасяна и Др.
- Построить вектор, представляющий сумму
- 4. Методика обучения решению задач с помощью векторов
- 1. Дан многоугольник abcde. Представьте ad в виде суммы: а) двух; б) I рёх; в) четырех векторов, заданных вершинами этого многоугольника.
- Представьте вектор ав в виде суммы векторов ас, dc , bd .
- Вектор cDколлинеарен вектору ав и Выразите один век-
- Четырехугольник abcd - квадрат. Упростите выражение { ав - 3 вс)2,
- VI. Упражнения на нахождение длины вектора и величины угла между векторами.
- Какие действия с векторами изучаются в школьном курсе геометрии?
- Б) в треугольнике лвс известны длины всех сторон. Определить его углы.
- II кн. До н. Э.) уже фактически пользовался прямоугольными координатами.
- Простейшие задачи в координатах на плоскости
- Уравнения фигур на плоскости
- 4. Особенности применения метода координат
- 5. Методика формирования координатного метода решения задач
- Решение (координатный метод)
- Iэтап(оптимальный выбор прямоугольной системы координат). Выберем прямоугольную систему координат так, как показано на рис. 93.
- Этап (перевод задачи на координатный
- Так как м середина стороны вс, то л/
- Этап (решение задачи на координат- ном языке).
- Рекомендуемая литература
- Значение тригонометрических функций в школьном курсе математики и различные подходы к их изложению
- I ермипы «косинус», «котангенс» и др. Появились в XI—XVII вв.
- Этапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых
- Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на
- Различные подходы к введению понятии параллельности пря