2. Методика формирования геометрических понятий
Рассмотрим особенности методики формирования геометрических понятий (не только на первых уроках геометрии).
Г. Фройденталь писал: «В школе математика должна рассматриваться не как завершенная наука, а как вид деятельности» («Математика как педагогическая задача: Пособие для учителей. ~ М., 1982. - Ч. 1). Это значит, что в процессе обучения математике учитель должен использовать в разных ситуациях (при формировании математических понятий, обучении решению задач, доказательству теорем) деятельностный подход, сущность которого заключается в деятельностной природе знаний. (Более подробно он изучался нами в разделах общей методики математики.)
Рассмотрим реализацию этого подхода при формировании геометрических понятий в основной школе.
Понятия, изучаемые в школьном курсе геометрии, составляют 2 группы: неопределяемые и определяемые. Большинство понятий, представленных в курсе геометрии, определяются по способу «через ближайший род и видовые отличия». Причем в разных учебниках геометрии используются иногда различные определения одних и тех же понятий. Например, параллелограмм в разных пособиях трактуется как:
а) четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны;
б) пересечение двух полос с непараллельными краями;
в) четырёхугольник, имеющий центр симметрии и т.д.
Все эти определения неравноценны в том смысле, что они обладают разной степенью наглядности. Учитывая важность образного компонента в процессе формирования понятия, следует заметить, что в школьном учебнике геометрии желательны такие определения, которые позволяют воображению легко конструировать образы определяемых объектов. С точки зрения этого требования наиболее удачным является традиционное определение параллелограмма, как четырехугольника, у которого противоположные стороны попарно параллельны.
В целом, формирование геометрических понятий осуществляется по этапам.
I этап. Начинается процесс формирования понятия, как известно, с мотивации его введения. Сущность этого этапа заключается в возбуждении интереса к изучению понятия. Важным средством мотивации введения геометрических понятий является выполнение упражнений, рассмотрение моделей фигур, в частности, готового рисунка. Приведем примеры.
Выполняется упражнение: ААВС - равнобедренный (АВ - ВС), BD - биссектриса угла В (рис. 53). Доказать, что A ABD = ACBD.
168
Внимание учащихся обращается на то, что отрезок BD соединяет вершину треугольника с серединой противоположной стороны. Это дает возможность ввести понятие медианы треугольника. При изучении взаимного расположения прямой и окружности обращается внимание на то, что окруж- ность и прямая могут иметь только одну общую точку. Этот случай мотивирует введение понятия касательной к окружности. Понятия треугольника, четырехугольника можно ввести на основе рассмотрения предметов, имеющих такие. 1 кую форму, 4. При рассмотрении моделей различных фигур (куба, пирамиды и т.д.), а также окружающих предметов можно ввести понятия параллельных прямых, пересекающихся прямых. Со многими геометрическими фигурами можно познакомить учащихся в процессе выполнения упражнений на построение этих фигур. Например, равнобедренный треугольник появляется в результате упражнения на построение треугольника по трем сторонам, из которых две равны. Мотивация введения отдельных понятий предусмотрена и в учебниках геометрии. В учебнике А. В. Погорелова широко используется готовый рисунок, в учебнике Л. С. Атанасяна и др. - практические задания, в учебнике А Д. Александрова и др. - практические ситуации. Мотивацией изучения материала может служить необходимость расши- fH'um или углубления теории. Например, введение векторов вызывает различимо операции с ними. В каждом конкретном случае вопрос о мотивации введения понятия решает учитель, и иногда этот этап может отсутствовать, например, при изучении понятий, мотивация введения которых сложна, либо поня- 1НЙ, с которыми ученики уже знакомы на уровне наглядных представлений, а тюке понятий, которым отводится второстепенная роль. // этап. Выделение существенных свойств понятия, составляющих его ицределение (на них следует акцентировать внимание учащихся). Например, ижикомление с существенными свойствами понятия вертикальных углов мо- I г г быть осуществлено путем выполнения упражнения: Постройте произвольный угол, отличный от развернутого. Продолжите tvM стороны за вершину угла. Охарактеризуйте образовавшиеся пары углов. I \ результате построения образуется 4 пары смежных углов, известных уже пн щи моя, и две пары углов, стороны которых являются дополнительными лучами Гпким образом, выполняя это упражнение, учащиеся закрепляют понятие и* ж и I.]к углов и знакомятся с существенными свойствами вертикальных углов. С пнмощыо упражнений на построение объектов, удовлетворяющих определенным ‘ ииПг там, можно осуществлять ознакомление учащихся со многими геометри- чт ними ПОНЯТИЯМИ. И 5- 6 классах выделение существенных свойств понятий можно осуще- « ! ним и, е помощью упражнений на конструирование фигур, выполняя которые умниц юс и сами выделяют эти свойства понятия. Например, ознакомление с су- 169
щественными свойствами биссектрисы угла может быть осуществлено в процессе выполнения упражнений на перегибание листа бумаги так, чтобы его стороны совпали. этап. На этом этапе происходит синтез выделенных существенных свойств и формулировка определения понятия. этап - выяснение понимания каждого слова в определении. На этом этапе не следует пока требовать запоминания определения. Важно выявить, понятен ли учащимся смысл каждого слова, используемого в определении. Непонимание смысла отдельных слов затрудняет усвоение логической структуры определения понятия. Понимание материала - важнейшее условие его запоминания. этап - усвоение логической структуры определения понятия. Оно достигается с помощью специальных упражнений. Один из типов таких упражнений составляют упражнения на распознавание объектов, принадлежащих понятию (как составляются такие упражнения, вы знакомились в курсе общей методики математики). При формировании геометрических понятий удобно для упражнений на распознавание объектов, принадлежащих изучаемому понятию, использовать готовые рисунки. Приведем пример. Какие из углов, отмеченных на рис. 54, являются смежными? При распознавании смежных углов следует использовать различные ситуации изображения их на рисунке. Можно в упражнения на распознавание включать требования: изменить условие так, чтобы указанный объект принадлежал понятию. Кроме упражнений на готовых чертежах, следует использовать задания с неопределенным ответом. Например: Являются ли два угла смежными, <зсли у них одна сторона общая. Однозначный ответ на этот вопрсс отсутствует, так как ничего не сказано о двух других сторонах этих углов. Для усвоения определения понятия, кроме действия распознавания, используется действие отыскания следствий. Для овладения этим действием рекомендуются упражнения на отыскание свойств, которыми обладает объект, принадлежащий понятию. Приедем примеры. 2 2 б) в) 2 Рис. 54 170
- Цели, содержание и структура курса математики 5-6 классов
- Значение и место учения о числе в курсе математики общеобразовательной школы
- 5 Класс
- 6 Класс
- 3. Различные пути расширения понятия числа
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 6. Методика изучения положительных и отрицательных чисел
- I. Основные типы преобразований и этапы их изучения
- III этап. Организация целостной системы преобразований (синтез).
- Буквенной части слагаемых пока остается первой.
- 1. Содержание и роль линии уравнений и неравенств в современном школьном курсе математики
- 2. Основные понятия линии уравнений и неравенств
- I * hi лаже он и возникает по ходу обсуждения процесса решения, то ответ на не-
- Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
- * Последовательность изучения линии уравнений и неравенств
- I )гапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в основной школе
- 1* Курсе математики 5 класса понятие уравнения трактуется аналогично.
- Основные классы неравенств изучаются сразу вслед за изучением со- »»I мотствующих классов уравнений.
- I Ъшить уравнение - это значит найти все его корни или установить, что их нет.
- Решение квадратных уравнений и неравенств
- Il Графический метод (I способ)
- Графический метод
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых одно или оба уравнения второй степени
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Il Графический метод
- Il Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- 1. Цели обучения решению текстовых задач
- 2. Пропедевтика алгебраического и геометрического методов решения текстовых задач
- 3. Этапы решения задач на составление уравнений и их реализация
- Этап {перевод задачи на геометрический язык).
- Этап (решение задачи на геометрическом языке).
- 1. Из истории введения понятия функциональной зависимости в школьный курс математики
- 2. Различные трактовки понятия функции
- 3. Методика введения понятия функции
- Этап. Мотивация введетя понятия.
- Исследовать функцию на основные свойства.
- Использовать изученные свойства функций при решении различных задач, в частности уравнений и неравенств.
- Влияние коэффициентов hub на поведение функции
- Взаимное расположение графиков линейных функции
- Б. Интеграция аналитического и графического методов в изучении квадратичной функции
- 1. Цели и задачи курса геометрии основной школы
- 2. Содержание обучения геометрии в 7-9 классах
- 3. Логические основы изложения геометрии в 7-9 классах
- Аксиомы принадлежности
- Аксиомы порядка
- Аксиомы измерения отрезков и углов
- Рекомендуемая литература
- 1. Методика изучения основных свойств простейших геометрических фигур
- 1. Учебник а. В. Погорелова: § 1 «Основные свойства простейших геометрических фигур»,
- Определения «через ближайший род и видовые отличия»
- Измерение отрезков и углов
- 3. Учебник а. Д. Александрова и др,: глава I «Начала геометрииж
- 2. Методика формирования геометрических понятий
- 3, Обучение решению задач на первых уроках геометрии
- II группа
- 1. Различные подходы к формированию понятия равенства фигур
- Что нужно знать, чтобы утверждать равенство треугольников abc и dek1
- На рисунке 55 изображено два равных треуголь- ника. Написать равенство этих треугольников, обозначив их вершины.
- Если разносторонние треугольники abc и dkm
- 11Ри иодом пример.
- I (сн тральное место в изучении равных треугольников занимают признаём риионота треугольников.
- Доказательство:
- Доказательство:
- Треугольники вас и cdb равны. Напишите все соотношения, из ко- торых следует равенство указанных треугольников.
- Напишите соотношение между элемен- тами треугольников abc и adc, из которых следовало бы их равенство.
- Какие методические подходы существуют к введению понятия ранено гва фигур в школьном курсе геометрии? Какой подход, на Ваш взгляд, милмется наиболее удачным?
- В чем особенности введения понятия равных треугольников в разных учебниках геометрии?
- Приведите примеры упражнений на усвоение понятия равных треугольников.
- I. Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 1 Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости.
- I. Методика изучения признаков параллельности прямых.
- 1, Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 2. Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости
- 4. Методические замечания к изучению перпендикулярности прямых на плоскости
- В данной плоскости через точку вне данной прямой можно провести только одну прямую, параллельную данной.
- Сумма внутренних углов треугольника равна 2d.
- 1. Различные подходы к изучению многоугольников
- 2. Методика изучения четырехугольников
- Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны,
- Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечении делятся пополам, то этот четырехугольник параллелограмм.
- Какие из систем неравенств задают на плоскости трапецию и почему? Покажите штриховкой множество точек плоскости, заданное системой неравенств:
- 1 H найти площадь трапеции.
- 1, Имеет1 ли ось симметрии фигура, заданная системой неравенств:
- Верно ли утверждение: а) любой правильный многоугольник является выпуклым; б) любой выпуклый многоугольник является правильным?
- Чему равны градусные меры углов: а) правильного пятиугольника; б) правильного двенадцатиугольника; в) правильного тридцатишестиугольника?
- Множество направленных отрезков плоскости.
- Множество классов направленных отрезков плоскости.
- Множество параллельных переносов плоскости.
- Начертите равнобочную трапецию: а) существуют ли векторы, определяемые её вершинами и равные по длине? б) Сколько пар сонаправленных векторов задают вершины трапеции?
- Сколько пар сонаправленных (противоположно направленных) векторов определяют вершины параллелограмма?
- Начертить параллелограмм, обозна- чить его вершины и написать все равные ме- жду собой векторы, началом и концом кото- рых являются вершины параллелограмма.
- Векторы а и ъ равны, что следует из этого?
- 3. Методика изучения действий с векторами
- II. Умножение вектора на число
- Учебник геометрии а. В. Погорелова.
- Учебник геометрии j1. С. Атанасяна и Др.
- Построить вектор, представляющий сумму
- 4. Методика обучения решению задач с помощью векторов
- 1. Дан многоугольник abcde. Представьте ad в виде суммы: а) двух; б) I рёх; в) четырех векторов, заданных вершинами этого многоугольника.
- Представьте вектор ав в виде суммы векторов ас, dc , bd .
- Вектор cDколлинеарен вектору ав и Выразите один век-
- Четырехугольник abcd - квадрат. Упростите выражение { ав - 3 вс)2,
- VI. Упражнения на нахождение длины вектора и величины угла между векторами.
- Какие действия с векторами изучаются в школьном курсе геометрии?
- Б) в треугольнике лвс известны длины всех сторон. Определить его углы.
- II кн. До н. Э.) уже фактически пользовался прямоугольными координатами.
- Простейшие задачи в координатах на плоскости
- Уравнения фигур на плоскости
- 4. Особенности применения метода координат
- 5. Методика формирования координатного метода решения задач
- Решение (координатный метод)
- Iэтап(оптимальный выбор прямоугольной системы координат). Выберем прямоугольную систему координат так, как показано на рис. 93.
- Этап (перевод задачи на координатный
- Так как м середина стороны вс, то л/
- Этап (решение задачи на координат- ном языке).
- Рекомендуемая литература
- Значение тригонометрических функций в школьном курсе математики и различные подходы к их изложению
- I ермипы «косинус», «котангенс» и др. Появились в XI—XVII вв.
- Этапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых
- Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на
- Различные подходы к введению понятии параллельности пря