Использовать изученные свойства функций при решении различных задач, в частности уравнений и неравенств.
Этот этап является этапом закрепления основных понятий и теоретических положений, связанных с изучаемой функцией, а также этапом формирования соответствующих умений и навыков.
Эта методическая схема является планом - программой для изучения любой функции.
Замечание. Изучение функций в школе связано с новым видом специфической учебной деятельности - исследовательской. Было бы неправильно утверждать, что до изучения функций учащиеся не встречались с исследовательской деятельностью, но она не была прямой целью деятельности, и учебная задача формировать исследовательские умения не ставилась. При изучении в школе первой конкретной функции - линейной необходимо поставить такую цель.
Специфическая особенность функционального материала выражается в том, что функции есть модели реальных процессов. Изучение отдельных свойств процессов осуществляется путем исследования функций. Конкретные функции обладают определенными свойствами, которые есть абстракции реальных свойств процессов. Установить наличие и специфику для конкретной функции определенных свойств - значит исследовать функцию.
Методы выяснения определенных свойств функций есть методы исследования. Они могут выполняться средствами: 1) координатного метода; 2) элементарного анализа (с помощью уравнений и неравенств); 3) математического анализа (с помощью производной).
Исследовательские умения, необходимые при изучении функций - это умения выделить условия, при которых функция обладает определенным свойством, и умения выяснить, как с изменением условий изменяются свойства функций. Формирование названных специфических исследовательских умений окажет влияние на формирование исследовательской деятельности вообще.
При изучении функций в школе формируются и используются следующие
Mil\ | Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк и др. «Алгебра - 7» (М., 2002) Глава II, Линейная функция | Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и др. «Алгебра - 7» (М., 2002) Глава VI. Линейная функция и её график |
1. | Линейная функция и её график | Функция^ = кх и её график |
2. | Прямая пропорциональность | Линейная функция и её график |
3. | Взаимное расположение графиков линейных функций |
|
Пример у Рис. 39 . 135Как видим, по учебнику Ю. Н. Макарычева и др. линейная функция изучается в начале курса, что дает возможность раньше использовать её график (например, при решении уравнений или неравенств), а по учебнику Ш. А. Алимова и др. она изучается в конце курса. Кроме того, в нем не выделен пункт «Взаимное расположение графиков линейных функций», очень важный для графического решения систем уравнений. В первом учебнике сначала изучается линейная функция, а затем, как частный случай, прямая пропорциональность (у = кх). Во втором учебнике сначала изучается функция у-кх, а затем линейная функция и сё график.Рассмотрим более подробно методику введения линейной функции и её графика ( в первом варианте). Изучение линейной функции начинается с рассмотрения конкретных примеров: 1. На шоссе расположены пункты А и В, удаленные друг от друга на 20 км (рис. 39). А 20 км # ►
Мотоциклист выехал из пункта В в направлении, противоположном А, со скоростью 50 км/ч. За t часов мотоциклист проедет 501 км и будет находиться, от А на расстоянии (50* + 20) км. S- 50t + 20, где t >0. Пример 2. Ученик купил тетради по 3 р. за штуку и ручку за Зр. 50 к. Стоимость покупки зависит от числа тетрадей. Обозначим число купленных тетрадей буквой х, а стоимость покупки (в руб.) буквой у. Получим: у = Зх + 3,5, где х eN. Пример 3. Из курса физики известно, что если железная проволока длиной 1 м нагревается до температуры t°, а коэффициент линейного её расширения равен к = 0,0012, то длина проволоки при этой температуре может быть вычислена по формуле /# = 1 + 0,0012*. И т.д. В этих примерах мы встретились с функциями, заданными формулами вида у = кх + Ъ, где х - независимая переменная, ки b - числа. Такие функции называют линейными. Затем формулируется определение. Определение. Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой у = кх + Ъ9 где х - независимая переменная, кв.Ь-некоторые числа. Усвоение определения происходит путем выполнения упражнений на распознавание. После этого учащиеся знакомятся с графиком линейной функции. При этом рассматриваются два наиболее распространенных способа построения графика линейной функции. способ. Использование «загущения» точек на графике. Последовательность действий по этому способу: а) нанесение нескольких точек; б) наблюдение - все построенные точки расположены на одной прямой; проведение этой прямой; в) проверка: берем произвольное значение аргумента и вычисляем по нему значение функции; наносим точку на координатную плоскость - она принадлежит построенной прямой. Отсюда делается вывод о графике данной линейной функции. Общее свойство линейных функций будет при этом формироваться на основе изолированных примеров. способ. Построение графика по двум точкам. Этот способ уже предполагает знание соответствующего свойства графиков линейных функций. В обучении происходит последовательная смена этих способов: когда общее свойство графиков усвоено (при рассмотрении первого способа), начинают применять второй способ - он экономнее и обоснован геометрически, так как через две точки проходит одна и только одна прямая. Изучение этих способов сопровождается рассмотрением конкретных примеров. Пример 1. Построить график линейной функции у = 0,5х - 2. Составим таблицу соответственных значений х и у: 136
X | -6 | -4 | -2 | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 |
У . | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 |
Отметим в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице. Все отмеченные точки лежат на одной прямой. Эта прямая является графиком линейной функции у = 0,5х - 2 (рис. 40 а, б). У ч—I—I—I— -8 -6 -4 -2 0 -2 • -4
-6
-1 4—
4 6
а)
Рис. 40
- Цели, содержание и структура курса математики 5-6 классов
- Значение и место учения о числе в курсе математики общеобразовательной школы
- 5 Класс
- 6 Класс
- 3. Различные пути расширения понятия числа
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 6. Методика изучения положительных и отрицательных чисел
- I. Основные типы преобразований и этапы их изучения
- III этап. Организация целостной системы преобразований (синтез).
- Буквенной части слагаемых пока остается первой.
- 1. Содержание и роль линии уравнений и неравенств в современном школьном курсе математики
- 2. Основные понятия линии уравнений и неравенств
- I * hi лаже он и возникает по ходу обсуждения процесса решения, то ответ на не-
- Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
- * Последовательность изучения линии уравнений и неравенств
- I )гапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в основной школе
- 1* Курсе математики 5 класса понятие уравнения трактуется аналогично.
- Основные классы неравенств изучаются сразу вслед за изучением со- »»I мотствующих классов уравнений.
- I Ъшить уравнение - это значит найти все его корни или установить, что их нет.
- Решение квадратных уравнений и неравенств
- Il Графический метод (I способ)
- Графический метод
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых одно или оба уравнения второй степени
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Il Графический метод
- Il Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- 1. Цели обучения решению текстовых задач
- 2. Пропедевтика алгебраического и геометрического методов решения текстовых задач
- 3. Этапы решения задач на составление уравнений и их реализация
- Этап {перевод задачи на геометрический язык).
- Этап (решение задачи на геометрическом языке).
- 1. Из истории введения понятия функциональной зависимости в школьный курс математики
- 2. Различные трактовки понятия функции
- 3. Методика введения понятия функции
- Этап. Мотивация введетя понятия.
- Исследовать функцию на основные свойства.
- Использовать изученные свойства функций при решении различных задач, в частности уравнений и неравенств.
- Влияние коэффициентов hub на поведение функции
- Взаимное расположение графиков линейных функции
- Б. Интеграция аналитического и графического методов в изучении квадратичной функции
- 1. Цели и задачи курса геометрии основной школы
- 2. Содержание обучения геометрии в 7-9 классах
- 3. Логические основы изложения геометрии в 7-9 классах
- Аксиомы принадлежности
- Аксиомы порядка
- Аксиомы измерения отрезков и углов
- Рекомендуемая литература
- 1. Методика изучения основных свойств простейших геометрических фигур
- 1. Учебник а. В. Погорелова: § 1 «Основные свойства простейших геометрических фигур»,
- Определения «через ближайший род и видовые отличия»
- Измерение отрезков и углов
- 3. Учебник а. Д. Александрова и др,: глава I «Начала геометрииж
- 2. Методика формирования геометрических понятий
- 3, Обучение решению задач на первых уроках геометрии
- II группа
- 1. Различные подходы к формированию понятия равенства фигур
- Что нужно знать, чтобы утверждать равенство треугольников abc и dek1
- На рисунке 55 изображено два равных треуголь- ника. Написать равенство этих треугольников, обозначив их вершины.
- Если разносторонние треугольники abc и dkm
- 11Ри иодом пример.
- I (сн тральное место в изучении равных треугольников занимают признаём риионота треугольников.
- Доказательство:
- Доказательство:
- Треугольники вас и cdb равны. Напишите все соотношения, из ко- торых следует равенство указанных треугольников.
- Напишите соотношение между элемен- тами треугольников abc и adc, из которых следовало бы их равенство.
- Какие методические подходы существуют к введению понятия ранено гва фигур в школьном курсе геометрии? Какой подход, на Ваш взгляд, милмется наиболее удачным?
- В чем особенности введения понятия равных треугольников в разных учебниках геометрии?
- Приведите примеры упражнений на усвоение понятия равных треугольников.
- I. Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 1 Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости.
- I. Методика изучения признаков параллельности прямых.
- 1, Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 2. Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости
- 4. Методические замечания к изучению перпендикулярности прямых на плоскости
- В данной плоскости через точку вне данной прямой можно провести только одну прямую, параллельную данной.
- Сумма внутренних углов треугольника равна 2d.
- 1. Различные подходы к изучению многоугольников
- 2. Методика изучения четырехугольников
- Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны,
- Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечении делятся пополам, то этот четырехугольник параллелограмм.
- Какие из систем неравенств задают на плоскости трапецию и почему? Покажите штриховкой множество точек плоскости, заданное системой неравенств:
- 1 H найти площадь трапеции.
- 1, Имеет1 ли ось симметрии фигура, заданная системой неравенств:
- Верно ли утверждение: а) любой правильный многоугольник является выпуклым; б) любой выпуклый многоугольник является правильным?
- Чему равны градусные меры углов: а) правильного пятиугольника; б) правильного двенадцатиугольника; в) правильного тридцатишестиугольника?
- Множество направленных отрезков плоскости.
- Множество классов направленных отрезков плоскости.
- Множество параллельных переносов плоскости.
- Начертите равнобочную трапецию: а) существуют ли векторы, определяемые её вершинами и равные по длине? б) Сколько пар сонаправленных векторов задают вершины трапеции?
- Сколько пар сонаправленных (противоположно направленных) векторов определяют вершины параллелограмма?
- Начертить параллелограмм, обозна- чить его вершины и написать все равные ме- жду собой векторы, началом и концом кото- рых являются вершины параллелограмма.
- Векторы а и ъ равны, что следует из этого?
- 3. Методика изучения действий с векторами
- II. Умножение вектора на число
- Учебник геометрии а. В. Погорелова.
- Учебник геометрии j1. С. Атанасяна и Др.
- Построить вектор, представляющий сумму
- 4. Методика обучения решению задач с помощью векторов
- 1. Дан многоугольник abcde. Представьте ad в виде суммы: а) двух; б) I рёх; в) четырех векторов, заданных вершинами этого многоугольника.
- Представьте вектор ав в виде суммы векторов ас, dc , bd .
- Вектор cDколлинеарен вектору ав и Выразите один век-
- Четырехугольник abcd - квадрат. Упростите выражение { ав - 3 вс)2,
- VI. Упражнения на нахождение длины вектора и величины угла между векторами.
- Какие действия с векторами изучаются в школьном курсе геометрии?
- Б) в треугольнике лвс известны длины всех сторон. Определить его углы.
- II кн. До н. Э.) уже фактически пользовался прямоугольными координатами.
- Простейшие задачи в координатах на плоскости
- Уравнения фигур на плоскости
- 4. Особенности применения метода координат
- 5. Методика формирования координатного метода решения задач
- Решение (координатный метод)
- Iэтап(оптимальный выбор прямоугольной системы координат). Выберем прямоугольную систему координат так, как показано на рис. 93.
- Этап (перевод задачи на координатный
- Так как м середина стороны вс, то л/
- Этап (решение задачи на координат- ном языке).
- Рекомендуемая литература
- Значение тригонометрических функций в школьном курсе математики и различные подходы к их изложению
- I ермипы «косинус», «котангенс» и др. Появились в XI—XVII вв.
- Этапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых
- Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на
- Различные подходы к введению понятии параллельности пря