I Ъшить уравнение - это значит найти все его корни или установить, что их нет.
Далее сообщается, что решение многих практических задач сводится к решению уравнений, которые можно преобразовать в уравнение
ах-Ъ, (1)
I дг а и Ъ - заданные числа, х - неизвестное. Уравнение (1) называют линейным уравнением.
Основное внимание в учебнике Ш.А. Алимова и др. уделяется изложению правил последовательного преобразования уравнения ко всё более про- rfOMy виду. Фактически при этом приходят к уравнению ах-Ъ. Этот класс
63
уравнений явно не выделяется, но на примерах рассматриваются все возмож ные случаи решения уравнений из него. Такой подход позволяет сконцентрй ровать внимание непосредственно на алгоритмах решения уравнений. В учебнике Д. К. Фаддеева «Алгебра 6-8. Материалы для ознакомлю* ния» (М., 1983) также вводится понятие уравнения первой степени с одним неизвестным и объясняется алгоритм его решения. В отличие от учебника Ш. А. Алимова и др. здесь дано явное определение этого уравнения. Опр. 4, «Алгебраическое уравнение от одного неизвестного называет» уравнением первой степени, если обе его части являются многочленами первой степени относительно неизвестного». В учебнике С. М. Никольского, М. К. Потапова «Алгебра: Пособие для самообразования» (М., 1984) в системе изучения присутствуют оба понятия: и линейные уравнения с одним неизвестным, и уравнения первой степени, Введение двух терминов (линейное уравнение и уравнение первой степени) позволяет четче описать сам процесс решения, Однако при этом возникает необходимость в усвоении двух, а не одного термина. Точно так же указание явного определения изучаемого понятия по сравнению с описанием имеет преимущество большей четкости, но предъявляет более высокие требования к развитию логического мышления учащихся. Выделенные 4 варианта изложения теории уравнений, имеющих вид ах + Ъ = сх + d, свидетельствуют о том, что эта теория допускает несколько различных по стилю и методике изучения развертываний. Можно (как это сделано в 1-ом и 4-ом случаях) сконцентрировать внимание на выделении более узкого класса, играющего роль «канонического вида», к которому приводятся данные уравнения; но можно (как во втором и третьем случаях) обойтись и без этого, а сразу изучать способы решения уравнений общего класса, используя изученные типы преобразований уравнений. Точно так же можно по-разному описывать вводимые термины: четким определением или же посредством описания. Несмотря на наличие таких разных подходов к введению первого класса уравнений, основная часть методики его изучения одинакова при любом из них. Это объясняется прежде всего тем, что основной целью изучения в данном случае всегда является освоение правил решения уравнений данного класса (в основном они относятся к преобразованиям буквенно-числовых выражений) В итоге изучения первого класса уравнений учащиеся должны овладеть: алгоритмом решения уравнений данного класса; умением применять результаты исследования уравнений данного класса; основными понятиями общей теории уравнений; применением уравнений данного класса к решению текстовых задач. 64
* Me годика изучения систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными 11шожеиие темы в учебниках начинается с рассмотрения задачи. На- ч и |г|», ii учебнике Ш. А. Алимова и др. «Алгебра 7» (М., 2002) приводится и- /тощая задача: «Ученик задумал два числа и сказал, что сумма этих чи- §§#! ришт 10, а их разность равна 4. Можно ли по этим данным узнать, какие Чт ми ищу мал ученик? ()бозначим первое число буквой х, второе буквой;;. По условию задачи И равенствах (1) и (2) буквами х и у обозначены неизвестные числа, и ми, короче, неизвестные. Эти равенства называют линейными уравнениями *М|*1 ш неизвестными. Так как в этих уравнениях неизвестные числа одни и *и м • , го эти уравнения рассматривают совместно и говорят, что они образуем • Iк1 гсму двух уравнений: Фигурная скобка, стоящая слева, показывает, что нужно найти такую миру чисел (х; у), которая обращает каждое уравнение в верное равенство. I и.■ юма уравнений (3) - пример системы двух линейных уравнений с двумя и» и Iместными». Чатем рассматривается пример решения системы уравнений с двумя мри 1 местными и сообщается, что «Решением системы двух уравнений с двумя пёитстными называют такую пару чисел хи у, которые при подстановке в t * v систему обращают каждое её уравнение в верное равенство. Решить систему уравнений ~ это значит найти все её решения или ус- I ипопить, что их нет». В общем виде систему двух: линейных уравнений с двумя неизвестными шписывают так: ! цг а|, Ьи а2, Ь2, с 1, с2 - заданные числа, хиу- неизвестные. В учебнике Ю. Н. Макарычева и др. «Алгебра 7» (М., 2002) изучение и*мы начинается с изучения понятия уравнения с двумя переменными (неиз- нпшыми). Полезность изучения понятия уравнения с двумя переменными перед введением понятия о системе уравнений заключается в том, что при н ом могут быть рассмотрены два важных в дальнейшем вопроса: выражение одного из неизвестных через другое (используется при изучении метода подстановки) и введение понятия графика уравнения с двумя неизвестными. Вначале рассматриваются примеры уравнений с двумя переменными: 5х + 2у=10, -7х+у = 5, х2+у2-20, ху— 12. Из этих уравнений первые два имеют вид: ах + by — с, где а,Ь.с~ числа. х+у = 10, (1) (2) х-у = 4. (3) ахх + Ъху = сг, а2х-Ъ2у = с2, 65
Такие уравнения называют линейными уравнениями с двумя переменными, Затем дается определение. Опр. L Линейным уравнением с двумя переменными называется уран нение вида ах + by = с, где х и у- переменные, а, Ь. с- числа. После этого учащиеся выясняют, что называется решением уравнения & двумя переменными. Рассматривается пример. Уравнение х-у = 5 при х = 8, у = 3 обращается в верное равенство 8-3 = 5, Говорят, что пара значений переменных х = 8, у = 3 является решением этого уравнения. Формулируется определение, Опр. 2 Решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство. Новым для учащихся здесь является то, что решением уравнения с двумя переменными, в отличие от уравнения с одной переменной, является пара значений переменных. Кроме того, учащиеся узнают, что уравнения с двумя переменными, имеющие одни и те же решения, называют равносильными; уравне-1 ния, не имеющие решений, также считают равносильными. Уравнения с двумя переменными обладают такими же свойствами, как и уравнения с одной переменной. если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, из- i менив его знак, то получится уравнение, равносильное данному; если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же от- 1 личное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данном}7. Учащиеся знакомятся и с графиком линейного уравнения с двумя переменными. Они узнают, что каждая пара чисел, являющаяся решением урав- i нения с переменными хиу, изображается в координатной плоскости точкой, координатами которой служит эта пара чисел (абсциссой служит значение х, а ординатой - значение^). Все такие точки образуют график уравнения. Опр. J. Графиком уравнения с двумя переменными называется множество \ всех точек координатной плоскости, координаты которых являются решениями этого уравнения. После этого учащиеся выясняют, что представляет собой график уравнения Зх + 2у — 6. Выражают из уравнения;/, получают у = -1,5х + 3. Формулой у = -1,5х + 3 задается линейная функция, графиком которой служит прямая. Так как уравнения Зх + 2у = 6иу-~ 1,5х + 3 равносильны, то эта прямая является и графиком уравнения Ъх + 2у~ 6. С помощью таких же рассуждений можно показать, что графиком любого линейного уравнения с переменными х и у, в котором коэффициент при уФ 0, является прямая. Если в линейном уравнении коэффициент при у = 0, а коэффициент при х Ф 0. то графиком такого уравнения также является прямая. Например, 2х + 0у = 12. Его решениями служат все пары чисел (х; у), в которых х = 6, а у - любое число. Графиком этого уравнения является прямая, проходящая через точку (6; 0) и параллельная оси OY. Итак, учащиеся делают вывод, что графиком линейного уравнения с двумя переменными, в котором хотя бы один из коэффициентов при переменных не ра- 66
при нулю, является прямая. Затем рассматривается случай, когда в линейном урц&нении оба коэффициента при переменных равны нулю, то есть уравнение ах + by = с имеет вид: Ох + Оу = с\ При с = 0 любая пара чисел является решением этого уравнения, а его графиком - вся координатная плоскость. При 1 0 уравнение не имеет решений и его график не содержит ни одной точки. Существенно новым представлением, которое получают учащиеся при Изучении этой темы, как уже отмечалось, является представление о том, что ранением уравнения с двумя неизвестными служит не. число, а упорядоченная пара чисел. Вторым представлением, резко расширяющим кругозор учащихся, слу- мп то, что множество решений уравнения с двумя неизвестными, как привило, бесконечно и его изображение на координатной плоскости - не- ытюрая линия. Изучение этой темы может рассматриваться как определенный мостик, | называющий понятие функции и понятие уравнения с двумя неизвестными: одной стороны, уравнение с двумя неизвестными, в котором одно из них ныражено через другое, по виду формулы совпадает с функцией; с другой, - подмывается, что один и тот же геометрический образ является и графиком уравнения и графиком функции. Эти представления в дальнейшем уточняют- и учащимися, переосмысливаются. Замечание. Понятие системы уравнений в курсе школьной математики ггрого определено быть не может из-за отсутствия в нём понятия конъюнкции. Однако для развития теории уравнений достаточно, оказывается, формировать представление о системе уравнений косвенным образом, посредст- иом указания на цель - нахождение общих решений двух данных уравнений. <>бщее понятие о системе уравнений в этот момент и необязательно вводить. )бщее понятие формируется постепенно на основе ведущего частного случая системы линейных уравнений. Основное содержание темы состоит в изучении двух алгебраических способов решения таких систем (способа подстановки и способа сложения), графического способа решения и исследования систем этого класса. Алгоритмы решения систем линейных уравнений намного сложнее алгоритма решения линейного уравнения с одним неизвестным. Поэтому при их изучении следует четко указывать последовательность операций, используемых в н’их алгоритмах, а также провести изучение каждого действия. При изучении данной темы используются геометрические представления, которые не только могут пояснить изложение, но имеют важное самостоятельное значение. Наиболее значимым является их применение для проведения исследо- вания данного класса систем. Методика изучения квадратных уравнений Для этой темы характерна большая глубина изложения и богатство связей, устанавливаемых с её помощью в обучении, логическая обоснованность изложения. Поэтому она занимает особое положение в линии уравнений и 67
неравенств. К изучению этой темы учащиеся приступают, И1УЮЯ уже 0Преде. ленный опыт, владея достаточно большим запасом алгебраи^еских и 0gu.e4 математических представлений, понятий, умений. Во всех современных школьных учебниках алгебры и 0бъсм понятия квадратного уравнения одинаковы. Понятие квадрат^ого В учебнике III А. Алимова и др. «Алгебра 8» (М., 2003) рассмахривает- ся текстовая задача: «Основание прямоугольника больше высоты на ю см а его площадь равна 24 см2. Найти высоту прямоугольника». При решении этой задачи учащиеся получают уравнение X2 + 10х-24 = 0, которое называют квадратным, так как в левой его части сто(ИТ Опр. 1. Квадратным уравнением называется уравнение ах2 + Ьх + с = 0, (1) где а,Ь,с- заданные числа, аф 0, х - неизвестное. Необходимо акцентировать внимание учащихся на то, л/~от,ттоттттл 24iu уравнение другого вида (например, х + 10х = 24) уже не является квадратным> Иногда учащиеся ошибочно считают, что уравнение называется квадратным -±-Зх-1=0. X Для усвоения понятия квадратного уравнения и предупреждения подобных ошибок целесообразно предлагать упражнения на распознавание объектов, принадлежащих данному понятию. Последовательность изучения материала, относящегося к квадратным уравнениям в разных учебниках различна. Например, по учебш[ку щ д дди_ мова и др. «Алгебра 8» (М.. 2003) последовательность следующ^. : ! Квадратное уравнение и его корни; уравнение х2 = d, георема 0 кор„ нях этого уравнения. 2. Неполные квадратные уравнения ах = §{аф 0), ^ ^ % о (а ^ 0 сф 0) пах2 + Ьх = 0(аф0,Ьф0)и способы их решения. 3. Метод выделения полного квадрата. 4. Решение квадратных уравнений (вывод формул корне,й квадратного уравнения). 5. Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета (п^^ и 0брат_ ная) и теорема о разложении квадратного трехчлена на множите^ 6. Уравнения, сводящиеся к квадратным (биквадратное и Др0бН0 рацИ0„ нальное). 7. Решение задач с помощью квадратных уравнений. В учебншсе Ю. Н. Макарычева и др. «Алгебра 8» (М., 20(~,9ч jjiLj последовательность изучения несколько иная {составить самостоятелън[0 ^ R Т0Му же рассматривается графический способ решения квадратных уравн^^ 68уравнения вводится посредством явного определения, поэтому необхо^имо 0рГани3(> вать работу по усвоению его формальных признаков.кваДратньг^ трехчлен. Затем дается определение.П0Т0Му что неизвестное х стоит в квадрате, и к квадратным относят УР^вненИя вида
Вывод формулы корней квадратного уравнения может быть осуществлен несколькими различными способами: сразу для общего или сначала для приведенного квадратного уравнения, сведением к уравнению х - а - 0 или к = а. Но в любом случае используется выделение полного квадрата в трехчлене ах2 + Ьх + с, сводящее уравнение к двучленному. Выделение последовательности шагов, приводящих к решению квадратных уравнений и составляющих его алгоритм, проводится сначала на конкретных примерах. Сообщается, что при решении квадратного уравнения по формуле надо поступить следующим образом: вычислить дискриминант!) и сравнить его с нулем; если D > 0 или D = 0, то следует воспользоваться формулой корней, если же D < 0, то записать, что корней нет. Необходимым этапом при выводе формулы корней квадратного уравнения служит исследование, выявляющее три возможных случая: отсутствие корней, наличие одного или двух корней. При этом вводится дискриминант уравнения. В результате исследования формулируется вывод: «Если D < 0, то квадратное уравнение ах2 + Ьх + с = 0 не имеет действительных корней; если b D = 0, то имеется один корень, равный х = ; если D > 0, то уравнение имеет -Ъ± Jb2 - 4ас два корня: xi 2 = - ». а Учитывая этот вывод, решение конкретных квадратных уравнений проводится по указанному выше алгоритму: сначала вычисляется дискриминант, сравнивается с нулем, и если он неотрицателен, то применяются формулы для нахождения корней. В ряде учебников, кроме основной формулы для корней квадратного уравнения ах2 + Ьх + с = 0, приводятся ещё формулы корней уравнения х + +/>х + q = О или х2 + 2рх + q = 0. Иногда использование этих формул упрощает вычисления, поэтому их полезно тоже рассмотреть. При изучении темы «Квадратные уравнения» рассматриваются и неполные квадратные уравнения. Обычно они изучаются перед выводом корней общего квадратного уравнения. Хотя различные виды неполных квадратных уравнений имеют разные алгоритмы решения, при их изучении необходимо показать, что общая формула корней применима и для этих случаев. Важным моментом в изучении квадратных уравнений является рассмотрение теоремы Виета. Сложность освоения теоремы Виета связана с несколькими обстоятельствами. Прежде всего, требуется учитывать различие прямой и обратной теоремы. В прямой теореме Виета даны квадратное уравнение и его корни; в обратной - только два числа, а квадратное уравнение появляется в заключении теоремы. Учащиеся часто совершают ошибку, обосновывая свои рассуждения неверной ссылкой на прямую или обратную теорему Виета. Например, при нахождении корней квадратного уравнения подбором ссылаться нужно на обратную теорему Виета, а не на прямую, как часто делают ученики. Для того чтобы распространить теоремы Виета на случай D = О, 69
надо условиться, что в этом случае квадратное уравнение имеет два равных корня. Это удобно при разложении квадратного трехчлена на множители. Владение теорией квадратных уравнений существенно расширяет возможности решения уравнений методами, изучаемыми в курсе алгебры К квадратным уравнениям сводятся дробно-рациональные, биквадратные и алгебраические уравнения. Сюжеты текстовых задач также становятся более разнообразными, возрастает сложность их перевода на язык математики. В целом можно сказать, что освоение темы «Квадратные уравнения» поднимает учащихся на качественно новую ступень овладения содержанием школьного курса математики. Особенности изучения неравенств Тема «Неравенства» изучается в 8 классе. До этого учащиеся в 5-6-х классах знакомятся со строгими и нестрогими числовыми неравенствами, со знаками, которые используются для их обозначения >, <, >, <, с двойными числовыми неравенствами, отмечают на координатной прямой все числа, которые меньше (больше) данного числа. В 6 классе учащиеся выполняют первые упражнения типа: «Какие натуральные числа являются решениями неравенства: а) х < 4; б) 5 < х < 9; в) 3 < х < 5». Позже встречаются и более сложные упражнения типа: «Найдите целые решения неравенства: а) 3 < 1x1 < 7; б) 5- < 1х|< 10,1». 3 В 8 классе начинается систематическое изучение неравенств. Расположение этой темы в разных учебниках различно, например, в учебниках Ш. А. Алимова и др. «Алгебра 8» (М.,2003) и Ю. Н. Макарычева и др. «Алгебра 8» (М., 2002) - это первая тема, а в учебнике А. Г. Мордковича «Алгебра 8» (М., 2000) - последняя тема. Содержание и последовательность изложения этой темы у разных авторов также имеет свои особенности, В учебнике Ш. А. Алимова и др. «Алгебра 8» последовательность изучения вопросов, относящихся к неравенствам следующая: Положительные и отрицательные числа (здесь рассматриваются свойства чисел). Числовые неравенства. Основные свойства числовых неравенств. Сложение и умножение неравенств. Строгие и нестрогие неравенства. Неравенства с одним неизвестным. Решение неравенств. Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки. Решение систем неравенств. Модуль числа. Уравнения и неравенства, содержащие модуль. Остановимся кратко на введении понятия линейного неравенства с одним неизвестным. Так же как и уравнение, неравенство этого типа вводится путем рассмотрения задачи: «Из двух городов отправляются одновременно
нйвстречу друг другу два поезда с одинаковыми постоянными скоростями. С никой скоростью должны двигаться поезда, чтобы через 2 ч после начала движения сумма расстояний, пройденных ими, была не менее 200 км?». В ходе решения получают неравенство 2х + 2х > 200, отсюда 4х > 200, х > 50. Учащимся сообщается, что это пример линейного неравенства с одним неизвестным. Неравенства ах> Ь, ах < Ь, ах> Ь, ах <Ь, в которых а и Ь - залип иые числа, а х - неизвестное, называют линейными неравенствами с одним неизвестным. «Решением неравенства с одним неизвестным называется то значение Неизвестного, при котором это неравенство обращается в верное числовое неравенство. Решить неравенство - это значит найти все его решения или установить, что их нет». В изучении этой темы можно выделить три особенности. Как правило, навыки решения неравенств, за исключением квадратных, формируются на более низком уровне, чем уравнений соответствующих классов. Эта особенность имеет объективную природу: теория неравенств сложнее теории уравнений. Но в целом можно считать, что содержательная с горона неравенств, возможности их приложений от этого не страдают. Большинство приёмов решения неравенств состоит в переходе от данного неравенства а > b к уравнению а - Ъ и последующем переходе от найденных корней уравнения к множеству решений исходного неравенства. Такого перехода не производится лишь при рассмотрении линейных неравенств, где в нем нет необходимости из-за простоты процесса решения таких неравенств. Эту особенность необходимо постоянно подчеркивать с тем чтобы переход к уравнениям и обратный переход превратились в основной метод решения неравенств; в старших классах он формализуется в виде «метода интервалов». В изучении неравенств большую роль играют наглядно-графические средства. Первая особенность может быть истолкована так: при выполнении одного и того же числа упражнений техника решения неравенств какого либо класса будет ниже, чем уравнений соответствующего класса; следовательно, если имеется необходимость формирования прочных навыков решения неравенств, то для этого требуется большее число заданий. Вторая особенность объясняет то, что темы, относящиеся к неравенствам, расположены после тем, относящихся к соответствующим классам уравнений. Третья особенность говорит о том, что изучение неравенств зависит от качества изучения функциональной линии школьного курса (построение графиков и графическое исследование функций). Перечисленные особенности показывают, что изучение предшествующего материала сильно влияет на изучение неравенств. Поэтому роль IV этапа (этапа синтеза) в изучении неравенств особенно возрастает. Эти особенности можно проиллюстрировать на материале квадратных неравенств. В школьном курсе математики изучаются только неравенства основных классов, неравенства, сводящиеся к ним, встречаются редко.
- Цели, содержание и структура курса математики 5-6 классов
- Значение и место учения о числе в курсе математики общеобразовательной школы
- 5 Класс
- 6 Класс
- 3. Различные пути расширения понятия числа
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 6. Методика изучения положительных и отрицательных чисел
- I. Основные типы преобразований и этапы их изучения
- III этап. Организация целостной системы преобразований (синтез).
- Буквенной части слагаемых пока остается первой.
- 1. Содержание и роль линии уравнений и неравенств в современном школьном курсе математики
- 2. Основные понятия линии уравнений и неравенств
- I * hi лаже он и возникает по ходу обсуждения процесса решения, то ответ на не-
- Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
- * Последовательность изучения линии уравнений и неравенств
- I )гапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в основной школе
- 1* Курсе математики 5 класса понятие уравнения трактуется аналогично.
- Основные классы неравенств изучаются сразу вслед за изучением со- »»I мотствующих классов уравнений.
- I Ъшить уравнение - это значит найти все его корни или установить, что их нет.
- Решение квадратных уравнений и неравенств
- Il Графический метод (I способ)
- Графический метод
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых одно или оба уравнения второй степени
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Il Графический метод
- Il Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- 1. Цели обучения решению текстовых задач
- 2. Пропедевтика алгебраического и геометрического методов решения текстовых задач
- 3. Этапы решения задач на составление уравнений и их реализация
- Этап {перевод задачи на геометрический язык).
- Этап (решение задачи на геометрическом языке).
- 1. Из истории введения понятия функциональной зависимости в школьный курс математики
- 2. Различные трактовки понятия функции
- 3. Методика введения понятия функции
- Этап. Мотивация введетя понятия.
- Исследовать функцию на основные свойства.
- Использовать изученные свойства функций при решении различных задач, в частности уравнений и неравенств.
- Влияние коэффициентов hub на поведение функции
- Взаимное расположение графиков линейных функции
- Б. Интеграция аналитического и графического методов в изучении квадратичной функции
- 1. Цели и задачи курса геометрии основной школы
- 2. Содержание обучения геометрии в 7-9 классах
- 3. Логические основы изложения геометрии в 7-9 классах
- Аксиомы принадлежности
- Аксиомы порядка
- Аксиомы измерения отрезков и углов
- Рекомендуемая литература
- 1. Методика изучения основных свойств простейших геометрических фигур
- 1. Учебник а. В. Погорелова: § 1 «Основные свойства простейших геометрических фигур»,
- Определения «через ближайший род и видовые отличия»
- Измерение отрезков и углов
- 3. Учебник а. Д. Александрова и др,: глава I «Начала геометрииж
- 2. Методика формирования геометрических понятий
- 3, Обучение решению задач на первых уроках геометрии
- II группа
- 1. Различные подходы к формированию понятия равенства фигур
- Что нужно знать, чтобы утверждать равенство треугольников abc и dek1
- На рисунке 55 изображено два равных треуголь- ника. Написать равенство этих треугольников, обозначив их вершины.
- Если разносторонние треугольники abc и dkm
- 11Ри иодом пример.
- I (сн тральное место в изучении равных треугольников занимают признаём риионота треугольников.
- Доказательство:
- Доказательство:
- Треугольники вас и cdb равны. Напишите все соотношения, из ко- торых следует равенство указанных треугольников.
- Напишите соотношение между элемен- тами треугольников abc и adc, из которых следовало бы их равенство.
- Какие методические подходы существуют к введению понятия ранено гва фигур в школьном курсе геометрии? Какой подход, на Ваш взгляд, милмется наиболее удачным?
- В чем особенности введения понятия равных треугольников в разных учебниках геометрии?
- Приведите примеры упражнений на усвоение понятия равных треугольников.
- I. Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 1 Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости.
- I. Методика изучения признаков параллельности прямых.
- 1, Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 2. Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости
- 4. Методические замечания к изучению перпендикулярности прямых на плоскости
- В данной плоскости через точку вне данной прямой можно провести только одну прямую, параллельную данной.
- Сумма внутренних углов треугольника равна 2d.
- 1. Различные подходы к изучению многоугольников
- 2. Методика изучения четырехугольников
- Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны,
- Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечении делятся пополам, то этот четырехугольник параллелограмм.
- Какие из систем неравенств задают на плоскости трапецию и почему? Покажите штриховкой множество точек плоскости, заданное системой неравенств:
- 1 H найти площадь трапеции.
- 1, Имеет1 ли ось симметрии фигура, заданная системой неравенств:
- Верно ли утверждение: а) любой правильный многоугольник является выпуклым; б) любой выпуклый многоугольник является правильным?
- Чему равны градусные меры углов: а) правильного пятиугольника; б) правильного двенадцатиугольника; в) правильного тридцатишестиугольника?
- Множество направленных отрезков плоскости.
- Множество классов направленных отрезков плоскости.
- Множество параллельных переносов плоскости.
- Начертите равнобочную трапецию: а) существуют ли векторы, определяемые её вершинами и равные по длине? б) Сколько пар сонаправленных векторов задают вершины трапеции?
- Сколько пар сонаправленных (противоположно направленных) векторов определяют вершины параллелограмма?
- Начертить параллелограмм, обозна- чить его вершины и написать все равные ме- жду собой векторы, началом и концом кото- рых являются вершины параллелограмма.
- Векторы а и ъ равны, что следует из этого?
- 3. Методика изучения действий с векторами
- II. Умножение вектора на число
- Учебник геометрии а. В. Погорелова.
- Учебник геометрии j1. С. Атанасяна и Др.
- Построить вектор, представляющий сумму
- 4. Методика обучения решению задач с помощью векторов
- 1. Дан многоугольник abcde. Представьте ad в виде суммы: а) двух; б) I рёх; в) четырех векторов, заданных вершинами этого многоугольника.
- Представьте вектор ав в виде суммы векторов ас, dc , bd .
- Вектор cDколлинеарен вектору ав и Выразите один век-
- Четырехугольник abcd - квадрат. Упростите выражение { ав - 3 вс)2,
- VI. Упражнения на нахождение длины вектора и величины угла между векторами.
- Какие действия с векторами изучаются в школьном курсе геометрии?
- Б) в треугольнике лвс известны длины всех сторон. Определить его углы.
- II кн. До н. Э.) уже фактически пользовался прямоугольными координатами.
- Простейшие задачи в координатах на плоскости
- Уравнения фигур на плоскости
- 4. Особенности применения метода координат
- 5. Методика формирования координатного метода решения задач
- Решение (координатный метод)
- Iэтап(оптимальный выбор прямоугольной системы координат). Выберем прямоугольную систему координат так, как показано на рис. 93.
- Этап (перевод задачи на координатный
- Так как м середина стороны вс, то л/
- Этап (решение задачи на координат- ном языке).
- Рекомендуемая литература
- Значение тригонометрических функций в школьном курсе математики и различные подходы к их изложению
- I ермипы «косинус», «котангенс» и др. Появились в XI—XVII вв.
- Этапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых
- Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на
- Различные подходы к введению понятии параллельности пря