Множество параллельных переносов плоскости.
Под суммой параллельных переносов Т\ и Т2 понимается их композиция. 11ро и з ведением параллельного переноса Т на число m называется параллельный игре нос тТу расстояние которого равно произведению расстояния, на которое осуществляется параллельный перенос Г, и модуля числа m, а направление сов- iMi'iaer с направлением параллельного переноса Г, если m > 0 и противоположно ему, если m < 0.
Можно доказать, что введенные таким образом сложение параллельных переносов и умножение параллельного переноса на число удовлетворяет аксиомам сложения и умножения, поэтому множество параллельных переносов
• г кости является интерпретацией векторного пространства. Отсюда можно
■ мождествить понятие вектора и понятие параллельного переноса.
Такая трактовка вектора использовалась в ранее действующем учебном могоОии А. Н. Колмогорова и др.
Множество упорядоченных пар действительных чисел.
()пределим сложение пар и умножение пары на число следующим образом.
i уммой пар а = (аь а2) и b - (bh b2) назовем пару a + b = (а{ + bh а2 + Ь2\ а про-
и тепением пары а = (ah а2) на число т - пару та = (таи та?). При этом все ми'мпмм векторного пространства вьшолняются. Значит, множество упорядоченный пир действительных чисел есть векторное пространство.
(>1 метим достоинства и недостатки рассмотренных подходов к введению пони (им мектора.
JJ(к'тоинства трактовки вектоуа как направленного отрезка:
I) Трактовка вектора как направленного отрезка придает этим объектам и ммррмциим над ними хорошую наглядность. Это очень важно, так как в процессе форм пронация понятия большую роль играет образный компонент, поэтому жела- •*'и.нм шкпе определения, которые позволяют воображению легко конструировать ttftptMM определяемых объектов. Такой вывод согласуется с результатами психоло- н«чегм1х исследований.
.’) Трактовка вектора как направленного отрезка обычно используется в фиши* Гик им образом, она способствует осуществлению межпредметных связей.
I wmvim отметить и то, что в решении геометрических задач вектор используется »tt* инирлнж'нный отрезок.
/ let >( и 'татки трактовки вектора как направленного отрезка:
I) Г с4 реализация связана с громоздкостью доказательства свойств сложения юмором и умножения вектора на число. Так, доказательство переместительного тоИ» I ни еножения векторов предполагает рассмотрение двух случаев:
а) поморм ч и h коллинеарны; б) векторы а и Ъ неколлинеарны. Доказательство » нойе I на: для любых k, I и вектора а (Ы)а = к(1а) требует рассмотрение че-
ыр*»ч счучисн.
Кроме того, реализация трактовки вектора как направленного отрезка от- мчй#нц непоследовательностью. При этой трактовке векторы считаются равными, in они имеют одинаковую длину и направление. Такое определение
219
нельзя считать математически корректным, так как «равные векторы» - это по существу «один и тот же вектор» (аналогично тому, как «равные числа» - по существу «одно и то же число»), тогда как направленные отрезки АВ и CD - это различные отрезки, а не один и тот же отрезок. Тем самым, приняв это определение вектора, мы отождествляем два различных (хотя и родственных) математических понятия: понятие равенства и понятие эквивалентности. Равенство двух математических объектов есть их совпадение; эквивалентность же объектов означает любое отношение, обладающее свойствами рефлексивности, симметричности и транзитивности. Непоследовательность такой трактовки вектора проявляется при доказательстве теорем или решении задач. Например, доказательство того, что сумма векторов зависит от выбора «начальной» точки предполагает не различать равные векторы, то есть понимать под вектором множество сонаправленных отрезков равной длины, хотя вектор определен как направленный отрезок. Конечно, эту непоследовательность легко можно исключить, если с самого начала вектор определить как множество сонаправленных отрезков равной длины, но в этом случае наглядность затруднительна. Трактовка вектора как параллельного переноса наиболее абстрактна, лишена наглядности, неприемлема в физике. Её достоинства - это отсутствие непоследовательностей в действиях с векторами, естественное введение сложения векторов и умножения вектора на число, более простые доказательства основных законов векторной алгебры. Её реализация требует обширных знаний теории геометрических преобразований. Но геометрические преобразования не составляют основу наших учебников, поэтому такой подход к введению понятия вектора не используется в настоящее время. Трудность выбора того или иного определения вектора возникает потому, что в различных научных дисциплинах используются различные виды векторов. Так, в механике обычно рассматриваются так называемые скользящие векторы (вектор, начало которого можно выбирать на некоторой прямой, по которой он может перемещаться) и связанный вектор (вектор, начало которого отождествляется с некоторой фиксированной точкой); в математике же обычно имеют дело с так называемым свободным вектором (не связанным ни с какой прямой и ни с какой фиксированной точкой). Итак, рассмотрение различных интерпретаций векторного пространства приводит к выводу о том, что наиболее приемлемой в средней школе является интерпретация вектора как направленного отрезка. Следует заметить, что есть предложения отказаться в школьном курсе геометрии от определения вектора. В этом случае вектор появляется как термин, обозначающий векторные величины; направленный отрезок выступает как изображение этой величины (вектора). Такой подход реализуется в учебнике геометрии А. Д. Александрова, А. Л. Вернера и В. И. Рыжика и в «Экспериментальном учебном пособии по математике» для ПТУ М. И. Башмакова (М., 1987). Последовательность изучения векторных понятий в действующих учебниках геометрии представлена в таблице 14. 220
Автор учебника | Л. С. Атанасян и др. | А. В. Погорелов |
X класс (последняя глава) | Понятие вектора, нулевой вектор, длина или модуль вектора, равные векторы, откладывание вектора от точки, сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число | Понятие вектора, абсолютная величина (модуль) вектора, равные векторы, нулевой вектор, откладывание вектора от точки, координаты вектора, сложение векторов, умножение вектора на число, коллинеарные вектора, скалярное произведение векторов. |
ч класс | Скалярное произведение векторов |
|
Изложение теории векторов в учебнике А. В. Погорелова отличается от * «и» I иотствующего изложения в учебнике J1. С. Атанасяна и др. не только по- 1 ипитательностью, но и методом изложения. И основу изложения векторов в учебнике А. В. Погорелова положен координатный метод, поэтому здесь широко используются координатные модели век- i ирных нонятий и доказательства теорем с использованием координат вектора. В учебнике Л. С. Атанасяна и др., а также в учебнике А. Д. Александрова и др. используется метод изложения без использования координат. Это создает определенные трудности в обосновании законов векторной алгебры. Трудности возни- Mini, главным образом, за счет необходимости рассмотрения большого количества Mm miых случаев. Так, доказательство независимости суммы векторов от выбранной тмин Iребует рассмотрения кроме стандартного случая (точки А, В, С, А\ь B\s С\ не >i#ifcai на одной прямой), который приведен в учебнике Л. С. Атанасяна и др., случаи, при котором все точки А, В, С, Ah Bh С\ расположены на одной прямой. Дока- кнрцьстио переместительного свойства сложения векторов предполагает рассмотрение днух частных случаев, а доказательство сочетательного свойства умножения й#* юра па число - четырех случаев. И учебнике Л. С. Атанасяна и др. большинство теорем, связанных со ttioHi (нами векторов, сообщаются без доказательства. В учебнике А.Д. Алек- t анароиа п др. - все свойства обосновываются. I ема «Векторы» как в учебнике Л. С. Атанасяна и др., так и в учебнике AMI 1отрелова, является последней в курсе геометрии 8 класса. Это, очевидна тражает точку зрения авторов на функции векторов в изложении геометрии им отводится, в основном, служебная роль (способствовать изучению фи- 1нчт них иск горных величин). Об этом говорит и то, что векторы никак не свя- 4йнм < и 1> мопнем основного содержания курса геометрии. И действующих учебниках геометрии вектор трактуется как направленный Miprioic. 11ри введении понятия вектора следует обратить внимание на понимание рачличия между отрезком и направленным отрезком. Ученики должны V* ими I к что отрезок АВ и отрезок ВА ~ один и тот же объект, направленный от- 221
- Цели, содержание и структура курса математики 5-6 классов
- Значение и место учения о числе в курсе математики общеобразовательной школы
- 5 Класс
- 6 Класс
- 3. Различные пути расширения понятия числа
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 6. Методика изучения положительных и отрицательных чисел
- I. Основные типы преобразований и этапы их изучения
- III этап. Организация целостной системы преобразований (синтез).
- Буквенной части слагаемых пока остается первой.
- 1. Содержание и роль линии уравнений и неравенств в современном школьном курсе математики
- 2. Основные понятия линии уравнений и неравенств
- I * hi лаже он и возникает по ходу обсуждения процесса решения, то ответ на не-
- Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
- * Последовательность изучения линии уравнений и неравенств
- I )гапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в основной школе
- 1* Курсе математики 5 класса понятие уравнения трактуется аналогично.
- Основные классы неравенств изучаются сразу вслед за изучением со- »»I мотствующих классов уравнений.
- I Ъшить уравнение - это значит найти все его корни или установить, что их нет.
- Решение квадратных уравнений и неравенств
- Il Графический метод (I способ)
- Графический метод
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых одно или оба уравнения второй степени
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Il Графический метод
- Il Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- 1. Цели обучения решению текстовых задач
- 2. Пропедевтика алгебраического и геометрического методов решения текстовых задач
- 3. Этапы решения задач на составление уравнений и их реализация
- Этап {перевод задачи на геометрический язык).
- Этап (решение задачи на геометрическом языке).
- 1. Из истории введения понятия функциональной зависимости в школьный курс математики
- 2. Различные трактовки понятия функции
- 3. Методика введения понятия функции
- Этап. Мотивация введетя понятия.
- Исследовать функцию на основные свойства.
- Использовать изученные свойства функций при решении различных задач, в частности уравнений и неравенств.
- Влияние коэффициентов hub на поведение функции
- Взаимное расположение графиков линейных функции
- Б. Интеграция аналитического и графического методов в изучении квадратичной функции
- 1. Цели и задачи курса геометрии основной школы
- 2. Содержание обучения геометрии в 7-9 классах
- 3. Логические основы изложения геометрии в 7-9 классах
- Аксиомы принадлежности
- Аксиомы порядка
- Аксиомы измерения отрезков и углов
- Рекомендуемая литература
- 1. Методика изучения основных свойств простейших геометрических фигур
- 1. Учебник а. В. Погорелова: § 1 «Основные свойства простейших геометрических фигур»,
- Определения «через ближайший род и видовые отличия»
- Измерение отрезков и углов
- 3. Учебник а. Д. Александрова и др,: глава I «Начала геометрииж
- 2. Методика формирования геометрических понятий
- 3, Обучение решению задач на первых уроках геометрии
- II группа
- 1. Различные подходы к формированию понятия равенства фигур
- Что нужно знать, чтобы утверждать равенство треугольников abc и dek1
- На рисунке 55 изображено два равных треуголь- ника. Написать равенство этих треугольников, обозначив их вершины.
- Если разносторонние треугольники abc и dkm
- 11Ри иодом пример.
- I (сн тральное место в изучении равных треугольников занимают признаём риионота треугольников.
- Доказательство:
- Доказательство:
- Треугольники вас и cdb равны. Напишите все соотношения, из ко- торых следует равенство указанных треугольников.
- Напишите соотношение между элемен- тами треугольников abc и adc, из которых следовало бы их равенство.
- Какие методические подходы существуют к введению понятия ранено гва фигур в школьном курсе геометрии? Какой подход, на Ваш взгляд, милмется наиболее удачным?
- В чем особенности введения понятия равных треугольников в разных учебниках геометрии?
- Приведите примеры упражнений на усвоение понятия равных треугольников.
- I. Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 1 Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости.
- I. Методика изучения признаков параллельности прямых.
- 1, Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 2. Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости
- 4. Методические замечания к изучению перпендикулярности прямых на плоскости
- В данной плоскости через точку вне данной прямой можно провести только одну прямую, параллельную данной.
- Сумма внутренних углов треугольника равна 2d.
- 1. Различные подходы к изучению многоугольников
- 2. Методика изучения четырехугольников
- Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны,
- Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечении делятся пополам, то этот четырехугольник параллелограмм.
- Какие из систем неравенств задают на плоскости трапецию и почему? Покажите штриховкой множество точек плоскости, заданное системой неравенств:
- 1 H найти площадь трапеции.
- 1, Имеет1 ли ось симметрии фигура, заданная системой неравенств:
- Верно ли утверждение: а) любой правильный многоугольник является выпуклым; б) любой выпуклый многоугольник является правильным?
- Чему равны градусные меры углов: а) правильного пятиугольника; б) правильного двенадцатиугольника; в) правильного тридцатишестиугольника?
- Множество направленных отрезков плоскости.
- Множество классов направленных отрезков плоскости.
- Множество параллельных переносов плоскости.
- Начертите равнобочную трапецию: а) существуют ли векторы, определяемые её вершинами и равные по длине? б) Сколько пар сонаправленных векторов задают вершины трапеции?
- Сколько пар сонаправленных (противоположно направленных) векторов определяют вершины параллелограмма?
- Начертить параллелограмм, обозна- чить его вершины и написать все равные ме- жду собой векторы, началом и концом кото- рых являются вершины параллелограмма.
- Векторы а и ъ равны, что следует из этого?
- 3. Методика изучения действий с векторами
- II. Умножение вектора на число
- Учебник геометрии а. В. Погорелова.
- Учебник геометрии j1. С. Атанасяна и Др.
- Построить вектор, представляющий сумму
- 4. Методика обучения решению задач с помощью векторов
- 1. Дан многоугольник abcde. Представьте ad в виде суммы: а) двух; б) I рёх; в) четырех векторов, заданных вершинами этого многоугольника.
- Представьте вектор ав в виде суммы векторов ас, dc , bd .
- Вектор cDколлинеарен вектору ав и Выразите один век-
- Четырехугольник abcd - квадрат. Упростите выражение { ав - 3 вс)2,
- VI. Упражнения на нахождение длины вектора и величины угла между векторами.
- Какие действия с векторами изучаются в школьном курсе геометрии?
- Б) в треугольнике лвс известны длины всех сторон. Определить его углы.
- II кн. До н. Э.) уже фактически пользовался прямоугольными координатами.
- Простейшие задачи в координатах на плоскости
- Уравнения фигур на плоскости
- 4. Особенности применения метода координат
- 5. Методика формирования координатного метода решения задач
- Решение (координатный метод)
- Iэтап(оптимальный выбор прямоугольной системы координат). Выберем прямоугольную систему координат так, как показано на рис. 93.
- Этап (перевод задачи на координатный
- Так как м середина стороны вс, то л/
- Этап (решение задачи на координат- ном языке).
- Рекомендуемая литература
- Значение тригонометрических функций в школьном курсе математики и различные подходы к их изложению
- I ермипы «косинус», «котангенс» и др. Появились в XI—XVII вв.
- Этапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых
- Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на
- Различные подходы к введению понятии параллельности пря