Графический метод
Построим в одной системе коорди- нат графики функций уг = | х - l| + | х + l| и У2 = 4. Построение графика функции у\ выполняем отдельно на каждом из про- межутков (- оо; -1), [-1; 1] и (1; +оо). На промежутке (- оо; -1) это будет график функ-
100
цшу = ~2х, соответственно, на двух других промежутках у = 2яу = 2х (рис. 29). На интервале -2 <х <2 график функции у\ расположен под графиком функ- ции угь т.е. неравенство у2 < 4 справедливо. О т в е т: -2 <х < 2. Можно было бы решить данное неравенство графически, преобразовав его сначала к виду: I х - ll < -1 х + ll + 4. Рассмотрим случай, когда неравенство, содержащее модуль, выполня- ется при любом значении х. Пример 25. Решить неравенство I 2х -1| > I х + l| - 2. Решение./. Алгебраический метод L Разобьем всю числовую прямую на три промежутка: (~ со; -1), [-1; ~] и (А; +°°). На каждом из этих промежутков запишем данное неравенство без модуля и решим его. На промежутке (- сю; -1) верны равенства 2х -11 = - 2х + 1 и I х + l| = =- х -1, и наше неравенство примет вид: -2х + 1>-х-1~2, откуда х < 4. Учитывая данный промежуток, получаем решение исходного неравен- ства на этом промежутке: х < -1. Б) На промежутке [-1; ] верны равенства 2х ~11 =-2х+ 1 и|х+1|=х+1, поэтому наше неравенство равносильно неравенству: -2х + 1 > х + 1 - 2, от- 1 куда х < -,тогда решением неравенства будет данный промежуток -1 < х < -. На промежутке (^; +а>) верны равенства поэтому получаем, что наше не- равенство равносильно неравен- ству: 2х - 1 > х - 1, откуда х > 0. Учитывая данный проме- жуток, получаем решение ис- ходного неравенства на этом промежутке: х >~- Объединяя полученные результаты, делаем вывод: неравенству удовлетво- ряет любое число х. О т в е т: х - любое. //. Графический метод Построим в одной сис- теме координат графики функ- 101
I 2х- ll = 2х -1 и |х + 11 = х+ 1,
ций^ = I 2x - ll иу2 = \x + l| - 2 (рис. 30). Геометрически решить данное неравенство- это значит, найти те значения х, при которых график функции у\ расположен не ниже графика функции72? то есть над графиком или на графике функции^* Из рисунка видно, что график функции у\ всегда расположен выше графика функции^, поэтому неравенство выполняется при любом значении х. Таким образом, рассмотренные примеры позволяют сделать следующие выводы: Интеграция алгебраического и графического методов решения уравнений и неравенств с одной переменной, систем уравнений с двумя переменными имеет большое значение в плане повышения качества знаний учащихся и одновременного развития всех трёх компонентов их математических способностей (алгебраического, логического и геометрического). Графический метод позволяет обучать учащихся геометрическому моделированию при решении уравнений, , неравенств и их систем. При этом выполняются все три этапа математического моделирования: 1) построение геометрической модели задачи (т.е. перевод уравнения, неравенства, системы уравнений или неравенств на геометрический язык); 2) решение уравнения, неравенства, системы уравнений (неравенств) на геометрическом языке; 3) интерпретация (т.е. перевод полученного решения с геометрического языка на алгебраический). Графический метод в ряде случаев является единственным средством приближенного решения уравнений и систем уравнений, в других - он дает возможность наиболее просто определить количество действительных решений, найти промежутки, в которых лежат искомые корни, определить их приближенные численные значения. Задания такого типа часто встречаются в части «С» заданий Единого государственного экзамена. Применение наряду с алгебраическим графического метода в школе имеет и воспитательное значение - построение графиков приучает учащихся к самостоятельности в работе (списать решение уже трудно), к точности, аккуратности. Графический метод способствует эстетическому воспитанию школьников, прививает вкус к изящным, красивым решениям алгебраических задач. Вопросы и задания Как трактуется понятие уравнения в 5-6-х классах? Как решаются уравнения в 5 классе (в 6 классе)? Какие уравнения изучаются в 7 классе и на чем основан метод их решения? Какие существуют подходы к изучению линейных уравнений с одной переменной (с одним неизвестным)? Какие типы уравнений изучаются в 8-9 классах? Опишите способы их решения. Приведите соответствующие примеры. 102
Как вводится понятие системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными? Каковы особенности изучения этой темы в школьном курсе математики? Опишите методику введения понятия квадратного уравнения и алгоритм его решения. Как представлен вывод формулы корней квадратного уравнения в учебниках алгебры разных авторов? Назовите особенности изучения неравенств в школьном курсе математики. Опишите методику введения понятия линейного неравенства с одним неизвестным. .Что понимается под интеграцией алгебраического и геометрического методов решения задач? Каков алгоритм построения параболы при решении квадратного уравнения (или неравенства) графическим методом? Приведите примеры. Какие существуют способы решения квадратного уравнения (или неравенства) графическим методом? Приведите примеры. Какое уравнение называется иррациональным? Как можно мотивировать введение понятия иррационального уравнения? Назовите алгебраические методы решения иррациональных уравнений. Какой из них наиболее часто используется в школьной практике? Составьте (подберите из учебников) 2-3 уравнения или неравенства с модулем и решите каждое из них алгебраическим и графическим методами. Какие умения необходимы учащимся для овладения ими графическим методом решения уравнений (неравенств), содержащих модуль? Рекомендуемая литература Автономова, Т. В. Практикум по методике преподавания математики в средней шко- ле:Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / Т.В. Автономова, С.Б. Верченко, В А. Гусев и др.; Под ред. В.И. Мишина. - М.: Просвещение, 1993. Д а л и н г е р, В. А. Геометрия помогает алгебре / В.А. Далингер // Математика в школе. - 1996. -№ 4. - С. 29 - 34. Далингер, В. А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991 3 в а в и ч, Л. И. Тригонометрические уравнения / ЛИ. Звавич, Б.П. Пигарев // Математика в школе. - 1995. - № 2 и № 3. - С. 18-27. Капкаева, Л. С. Интеграция алгебраического и геометрического методов при обучении математике в школе: Учеб. пособие для студ. мат. спец. пед. вузов /Л.С. Капкаева. - Саранск, 2003.-179 с.. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов / Е.И. Лященко, К.В. Зобкова. Т.Ф. Кириченко и др.; Под ред. Е.И. Лященко. - М.: Просвещение, 1988. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / под научн. ред. Н. Л. Стефановой, Н. С. Подходовой. - М.: Дрофа, 2005. - 416 с. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. /А.Я. Блох, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев и др.; Сост. В.И. Мишин. - М.: Просвещение, 1987. 103
М о д е н о в, В. П. Грани математики: координатно-параметрический метод / Ш! Моденов. - М.; Издат. отдел УНЦ ДО МГУ, 1999. М о р д к о в и ч, А. Г. Математика в школе - новые задачи, новые концепции, Новы! учебники / А. Г. Мордкович // Модернизация школьного математического образования и проблемы подготовки учителя математики: Труды XXI Всероссийского семи пари препод. математики ун-тов и пед. вузов. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. С. 3-12. П е т е р с о н, Л. Г. Математика: 3 класс: в 4-х ч. Ч. 1. - М.: Изд-во «Баласс», 1996. Г а л и ц к и й, М. Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: Учеб. пособие для учащихся шк, и классов с углубл. изуч. математики / М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, Л. И. Звавич. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994. - 271 с. Пособие по математике для поступающих в вузы: Учеб. пособие / Кутасов А. Д„ Пиголкина Т. С., Чехлов В. И., Яковлева Т. X. - Под ред. Г. Н. Яковлева. - 3-е изд, перераб. - М.: Наука, 1988. - 720 с. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / В. К. Егерев, В. В. Зайцев, Б. А. Кордемский и др.; Под ред. М. И. Сканави. - 6-е изд. - М., 2005. - 608 с. Школьные учебники по алгебре и алгебре и началам анализа (см. лекцию № 2). http://www.allmath.ru/ http://www.erudition.ru/referat/ref/id.34302 1 .html http://www.uztest.ru/abstracts/?idabstractr=30 http://www.bibliofond.ru/view,aspx?idr:r5625 104
- Цели, содержание и структура курса математики 5-6 классов
- Значение и место учения о числе в курсе математики общеобразовательной школы
- 5 Класс
- 6 Класс
- 3. Различные пути расширения понятия числа
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 6. Методика изучения положительных и отрицательных чисел
- I. Основные типы преобразований и этапы их изучения
- III этап. Организация целостной системы преобразований (синтез).
- Буквенной части слагаемых пока остается первой.
- 1. Содержание и роль линии уравнений и неравенств в современном школьном курсе математики
- 2. Основные понятия линии уравнений и неравенств
- I * hi лаже он и возникает по ходу обсуждения процесса решения, то ответ на не-
- Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
- * Последовательность изучения линии уравнений и неравенств
- I )гапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в основной школе
- 1* Курсе математики 5 класса понятие уравнения трактуется аналогично.
- Основные классы неравенств изучаются сразу вслед за изучением со- »»I мотствующих классов уравнений.
- I Ъшить уравнение - это значит найти все его корни или установить, что их нет.
- Решение квадратных уравнений и неравенств
- Il Графический метод (I способ)
- Графический метод
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых одно или оба уравнения второй степени
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Il Графический метод
- Il Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- 1. Цели обучения решению текстовых задач
- 2. Пропедевтика алгебраического и геометрического методов решения текстовых задач
- 3. Этапы решения задач на составление уравнений и их реализация
- Этап {перевод задачи на геометрический язык).
- Этап (решение задачи на геометрическом языке).
- 1. Из истории введения понятия функциональной зависимости в школьный курс математики
- 2. Различные трактовки понятия функции
- 3. Методика введения понятия функции
- Этап. Мотивация введетя понятия.
- Исследовать функцию на основные свойства.
- Использовать изученные свойства функций при решении различных задач, в частности уравнений и неравенств.
- Влияние коэффициентов hub на поведение функции
- Взаимное расположение графиков линейных функции
- Б. Интеграция аналитического и графического методов в изучении квадратичной функции
- 1. Цели и задачи курса геометрии основной школы
- 2. Содержание обучения геометрии в 7-9 классах
- 3. Логические основы изложения геометрии в 7-9 классах
- Аксиомы принадлежности
- Аксиомы порядка
- Аксиомы измерения отрезков и углов
- Рекомендуемая литература
- 1. Методика изучения основных свойств простейших геометрических фигур
- 1. Учебник а. В. Погорелова: § 1 «Основные свойства простейших геометрических фигур»,
- Определения «через ближайший род и видовые отличия»
- Измерение отрезков и углов
- 3. Учебник а. Д. Александрова и др,: глава I «Начала геометрииж
- 2. Методика формирования геометрических понятий
- 3, Обучение решению задач на первых уроках геометрии
- II группа
- 1. Различные подходы к формированию понятия равенства фигур
- Что нужно знать, чтобы утверждать равенство треугольников abc и dek1
- На рисунке 55 изображено два равных треуголь- ника. Написать равенство этих треугольников, обозначив их вершины.
- Если разносторонние треугольники abc и dkm
- 11Ри иодом пример.
- I (сн тральное место в изучении равных треугольников занимают признаём риионота треугольников.
- Доказательство:
- Доказательство:
- Треугольники вас и cdb равны. Напишите все соотношения, из ко- торых следует равенство указанных треугольников.
- Напишите соотношение между элемен- тами треугольников abc и adc, из которых следовало бы их равенство.
- Какие методические подходы существуют к введению понятия ранено гва фигур в школьном курсе геометрии? Какой подход, на Ваш взгляд, милмется наиболее удачным?
- В чем особенности введения понятия равных треугольников в разных учебниках геометрии?
- Приведите примеры упражнений на усвоение понятия равных треугольников.
- I. Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 1 Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости.
- I. Методика изучения признаков параллельности прямых.
- 1, Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 2. Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости
- 4. Методические замечания к изучению перпендикулярности прямых на плоскости
- В данной плоскости через точку вне данной прямой можно провести только одну прямую, параллельную данной.
- Сумма внутренних углов треугольника равна 2d.
- 1. Различные подходы к изучению многоугольников
- 2. Методика изучения четырехугольников
- Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны,
- Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечении делятся пополам, то этот четырехугольник параллелограмм.
- Какие из систем неравенств задают на плоскости трапецию и почему? Покажите штриховкой множество точек плоскости, заданное системой неравенств:
- 1 H найти площадь трапеции.
- 1, Имеет1 ли ось симметрии фигура, заданная системой неравенств:
- Верно ли утверждение: а) любой правильный многоугольник является выпуклым; б) любой выпуклый многоугольник является правильным?
- Чему равны градусные меры углов: а) правильного пятиугольника; б) правильного двенадцатиугольника; в) правильного тридцатишестиугольника?
- Множество направленных отрезков плоскости.
- Множество классов направленных отрезков плоскости.
- Множество параллельных переносов плоскости.
- Начертите равнобочную трапецию: а) существуют ли векторы, определяемые её вершинами и равные по длине? б) Сколько пар сонаправленных векторов задают вершины трапеции?
- Сколько пар сонаправленных (противоположно направленных) векторов определяют вершины параллелограмма?
- Начертить параллелограмм, обозна- чить его вершины и написать все равные ме- жду собой векторы, началом и концом кото- рых являются вершины параллелограмма.
- Векторы а и ъ равны, что следует из этого?
- 3. Методика изучения действий с векторами
- II. Умножение вектора на число
- Учебник геометрии а. В. Погорелова.
- Учебник геометрии j1. С. Атанасяна и Др.
- Построить вектор, представляющий сумму
- 4. Методика обучения решению задач с помощью векторов
- 1. Дан многоугольник abcde. Представьте ad в виде суммы: а) двух; б) I рёх; в) четырех векторов, заданных вершинами этого многоугольника.
- Представьте вектор ав в виде суммы векторов ас, dc , bd .
- Вектор cDколлинеарен вектору ав и Выразите один век-
- Четырехугольник abcd - квадрат. Упростите выражение { ав - 3 вс)2,
- VI. Упражнения на нахождение длины вектора и величины угла между векторами.
- Какие действия с векторами изучаются в школьном курсе геометрии?
- Б) в треугольнике лвс известны длины всех сторон. Определить его углы.
- II кн. До н. Э.) уже фактически пользовался прямоугольными координатами.
- Простейшие задачи в координатах на плоскости
- Уравнения фигур на плоскости
- 4. Особенности применения метода координат
- 5. Методика формирования координатного метода решения задач
- Решение (координатный метод)
- Iэтап(оптимальный выбор прямоугольной системы координат). Выберем прямоугольную систему координат так, как показано на рис. 93.
- Этап (перевод задачи на координатный
- Так как м середина стороны вс, то л/
- Этап (решение задачи на координат- ном языке).
- Рекомендуемая литература
- Значение тригонометрических функций в школьном курсе математики и различные подходы к их изложению
- I ермипы «косинус», «котангенс» и др. Появились в XI—XVII вв.
- Этапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых
- Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на
- Различные подходы к введению понятии параллельности пря