1. Различные подходы к формированию понятия равенства фигур
В учебно-методической литературе изложены различные подходы к введению понятия равенства фигур.
! подход. Вначале дается определение равных (конгруэнтных) фигур, затем рассматривается равенство различных видов фигур (треугольников, четырехугольников и т. д.). Известны различные модификации этого подхода.
Равенство фигур определяется через отображение фигуры на фигуру, инею через движение (перемещение) плоскости. Первый путь реализован в учебнике геометрии под ред. А. Н. Колмогорова, второй - в учебнике под ред. I Д. Скопеца. Отображение, как правило, не определяется; содержание этого понятия раскрывается на конкретных примерах. Опыт работы по учебнику под ред. А. Н. Колмогорова показал, что реализация этого пути вызывает большие фудности у учащихся.
Равенство фигур определяется через наложение. Причем, иногда содержание понятия наложения считают интуитивно ясным и не раскрывают его (иаиример, Киселев А. П. Элементарная геометрия. - М., 1980). Иногда понятие ни поженил относят к основным, а поэтому его содержание и связь с другими неполными понятиями описывают с помощью аксиом. Этот вариант реализован н учебнике геометрии JI. С. Атанасяна и др.
II подход. Определению равенства фигур предшествует введение равен- < I ил отрезков, углов и треугольников. Два отрезка называются равными, если они имеют одинаковую длину. Два угла называются равными, если они имеют (ишцые градусные меры. Треугольники называются равными, если у них соответствующие стороны равны и соответствующие углы равны.
Равенство фигур определяется через движение: две фигуры называются ршжыми, если они движением переводятся одна в другую. Для указанного спо-
177
Треугольник | Количество осей симметрии | Количество пар равных треугольников |
Равносторонний | 3 | 3 |
Равнобедренный | 1 | 1 |
Разносторонний ! | Нет | Нет |
В школе принята также классификация треугольников по углам: остроугольные, прямоугольные и тупоугольные. 178
Изучение треугольников в соответствии с программой распределено по всем классам основной школы. Курс 7 класса - это, по существу, геометрия треугольника. Треугольник - одна из основных «рабочих» фигур изучаемого в школе курса планиметрии. Установление цепочек равных треугольников - широко ис- иользуемый прием доказательства различных геометрических утверждений. Равенство треугольников традиционно изучается в курсе планиметрии. < )днако трактовка этого понятия, методика его введения разные для различных учебников. Так, в учебниках А. Н. Колмогорова и др. «Геометрия 6-8» (М., 1979) и JI. С. Атанасяна и др. «Геометрия 7-9» (М., 2003) равные треугольники - частный случай равных фигур, то есть фигур, которые можно совместить наложением. Такие понятия, как «совмещение» и «наложение», считаются интуитивно пони шыми учащимся и в курсе не определяются. Иной подход, как уже было сказано, реализован в пробном учебнике Д. Д. Александрова и др.. Здесь равными называются треугольники, у которых гоошетственные стороны равны. Такая «экономия» свойств, определяющих ранные треугольники, ведет к сокращению числа признаков равенства треугольников. С другой стороны, такой подход не позволяет ввести общее поняли* равных многоугольников. Будем рассматривать методику изучения равенства фигур по действующим учебникам А. В. Погорелова и Л. С. Атанасяна и др., хотя методические рекомендации по формированию понятий, по организации работы с теоремой применимы и к изучению этой темы по другим учебным пособиям, в частности мо учебнику А. Д. Александрова и др. (Подробно этот вопрос рассмотрен в умгЛппм пособии Г. И. Саранцева [10].) I. Учебник геометрии А.В. Погорелова Характерным для учебника А.В. Погорелова является наличие в нем ак- ишмы существования треугольника, равного данному (которая, по существу, WHM'IVM эквивалентом аксиомы подвижности плоскости). 11опитие равных отрезков (углов) можно ввести здесь следующим обрати I (ичертить на доске несколько отрезков, среди которых должны быть и та- Mtr, котрыс имеют равные длины, измерить длины отрезков, отметить, что от- |имни имеющие одинаковую длину, называются равными. (>п ре деление равных отрезков простое и поэтому не требуется большой рабо- «м ш 01 о усвоения. Для этого достаточно выполнить следующие упражнения: Установить с помощью линейки, какие из изображенных на рисунке И1р«ммж раины (рисунок дан). 11 «нес гно, что отрезок АВ равен отрезку CD. В каком соотношении на- и м их длины? 11ри ииедепии понятия равных треугольников следует начертить несколь- iMi ip$* vi он mi икон, измерить их стороны и углы, выделить треугольники с равными м нами и сторонами, это равные треугольники. Затем следует предложить н*И*Н1'ним на усвоение существенных свойств понятия, в частности, на усвоении нншги равенства треугольников. 179
- Цели, содержание и структура курса математики 5-6 классов
- Значение и место учения о числе в курсе математики общеобразовательной школы
- 5 Класс
- 6 Класс
- 3. Различные пути расширения понятия числа
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 6. Методика изучения положительных и отрицательных чисел
- I. Основные типы преобразований и этапы их изучения
- III этап. Организация целостной системы преобразований (синтез).
- Буквенной части слагаемых пока остается первой.
- 1. Содержание и роль линии уравнений и неравенств в современном школьном курсе математики
- 2. Основные понятия линии уравнений и неравенств
- I * hi лаже он и возникает по ходу обсуждения процесса решения, то ответ на не-
- Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
- * Последовательность изучения линии уравнений и неравенств
- I )гапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в основной школе
- 1* Курсе математики 5 класса понятие уравнения трактуется аналогично.
- Основные классы неравенств изучаются сразу вслед за изучением со- »»I мотствующих классов уравнений.
- I Ъшить уравнение - это значит найти все его корни или установить, что их нет.
- Решение квадратных уравнений и неравенств
- Il Графический метод (I способ)
- Графический метод
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых одно или оба уравнения второй степени
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Il Графический метод
- Il Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- 1. Цели обучения решению текстовых задач
- 2. Пропедевтика алгебраического и геометрического методов решения текстовых задач
- 3. Этапы решения задач на составление уравнений и их реализация
- Этап {перевод задачи на геометрический язык).
- Этап (решение задачи на геометрическом языке).
- 1. Из истории введения понятия функциональной зависимости в школьный курс математики
- 2. Различные трактовки понятия функции
- 3. Методика введения понятия функции
- Этап. Мотивация введетя понятия.
- Исследовать функцию на основные свойства.
- Использовать изученные свойства функций при решении различных задач, в частности уравнений и неравенств.
- Влияние коэффициентов hub на поведение функции
- Взаимное расположение графиков линейных функции
- Б. Интеграция аналитического и графического методов в изучении квадратичной функции
- 1. Цели и задачи курса геометрии основной школы
- 2. Содержание обучения геометрии в 7-9 классах
- 3. Логические основы изложения геометрии в 7-9 классах
- Аксиомы принадлежности
- Аксиомы порядка
- Аксиомы измерения отрезков и углов
- Рекомендуемая литература
- 1. Методика изучения основных свойств простейших геометрических фигур
- 1. Учебник а. В. Погорелова: § 1 «Основные свойства простейших геометрических фигур»,
- Определения «через ближайший род и видовые отличия»
- Измерение отрезков и углов
- 3. Учебник а. Д. Александрова и др,: глава I «Начала геометрииж
- 2. Методика формирования геометрических понятий
- 3, Обучение решению задач на первых уроках геометрии
- II группа
- 1. Различные подходы к формированию понятия равенства фигур
- Что нужно знать, чтобы утверждать равенство треугольников abc и dek1
- На рисунке 55 изображено два равных треуголь- ника. Написать равенство этих треугольников, обозначив их вершины.
- Если разносторонние треугольники abc и dkm
- 11Ри иодом пример.
- I (сн тральное место в изучении равных треугольников занимают признаём риионота треугольников.
- Доказательство:
- Доказательство:
- Треугольники вас и cdb равны. Напишите все соотношения, из ко- торых следует равенство указанных треугольников.
- Напишите соотношение между элемен- тами треугольников abc и adc, из которых следовало бы их равенство.
- Какие методические подходы существуют к введению понятия ранено гва фигур в школьном курсе геометрии? Какой подход, на Ваш взгляд, милмется наиболее удачным?
- В чем особенности введения понятия равных треугольников в разных учебниках геометрии?
- Приведите примеры упражнений на усвоение понятия равных треугольников.
- I. Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 1 Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости.
- I. Методика изучения признаков параллельности прямых.
- 1, Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 2. Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости
- 4. Методические замечания к изучению перпендикулярности прямых на плоскости
- В данной плоскости через точку вне данной прямой можно провести только одну прямую, параллельную данной.
- Сумма внутренних углов треугольника равна 2d.
- 1. Различные подходы к изучению многоугольников
- 2. Методика изучения четырехугольников
- Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны,
- Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечении делятся пополам, то этот четырехугольник параллелограмм.
- Какие из систем неравенств задают на плоскости трапецию и почему? Покажите штриховкой множество точек плоскости, заданное системой неравенств:
- 1 H найти площадь трапеции.
- 1, Имеет1 ли ось симметрии фигура, заданная системой неравенств:
- Верно ли утверждение: а) любой правильный многоугольник является выпуклым; б) любой выпуклый многоугольник является правильным?
- Чему равны градусные меры углов: а) правильного пятиугольника; б) правильного двенадцатиугольника; в) правильного тридцатишестиугольника?
- Множество направленных отрезков плоскости.
- Множество классов направленных отрезков плоскости.
- Множество параллельных переносов плоскости.
- Начертите равнобочную трапецию: а) существуют ли векторы, определяемые её вершинами и равные по длине? б) Сколько пар сонаправленных векторов задают вершины трапеции?
- Сколько пар сонаправленных (противоположно направленных) векторов определяют вершины параллелограмма?
- Начертить параллелограмм, обозна- чить его вершины и написать все равные ме- жду собой векторы, началом и концом кото- рых являются вершины параллелограмма.
- Векторы а и ъ равны, что следует из этого?
- 3. Методика изучения действий с векторами
- II. Умножение вектора на число
- Учебник геометрии а. В. Погорелова.
- Учебник геометрии j1. С. Атанасяна и Др.
- Построить вектор, представляющий сумму
- 4. Методика обучения решению задач с помощью векторов
- 1. Дан многоугольник abcde. Представьте ad в виде суммы: а) двух; б) I рёх; в) четырех векторов, заданных вершинами этого многоугольника.
- Представьте вектор ав в виде суммы векторов ас, dc , bd .
- Вектор cDколлинеарен вектору ав и Выразите один век-
- Четырехугольник abcd - квадрат. Упростите выражение { ав - 3 вс)2,
- VI. Упражнения на нахождение длины вектора и величины угла между векторами.
- Какие действия с векторами изучаются в школьном курсе геометрии?
- Б) в треугольнике лвс известны длины всех сторон. Определить его углы.
- II кн. До н. Э.) уже фактически пользовался прямоугольными координатами.
- Простейшие задачи в координатах на плоскости
- Уравнения фигур на плоскости
- 4. Особенности применения метода координат
- 5. Методика формирования координатного метода решения задач
- Решение (координатный метод)
- Iэтап(оптимальный выбор прямоугольной системы координат). Выберем прямоугольную систему координат так, как показано на рис. 93.
- Этап (перевод задачи на координатный
- Так как м середина стороны вс, то л/
- Этап (решение задачи на координат- ном языке).
- Рекомендуемая литература
- Значение тригонометрических функций в школьном курсе математики и различные подходы к их изложению
- I ермипы «косинус», «котангенс» и др. Появились в XI—XVII вв.
- Этапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых
- Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на
- Различные подходы к введению понятии параллельности пря