Чему равны градусные меры углов: а) правильного пятиугольника; б) правильного двенадцатиугольника; в) правильного тридцатишестиугольника?
В процессе изучения возникает вопрос: нельзя ли указать способ построения с помощью циркуля и линейки некоторых правильных многоугольников? Ответить на этот вопрос помогут свойства правильных многоугольников: около любого правильного многоугольника можно описать окружность, в любой правильный многоугольник можно вписать окружность.
Учащимся известно, что точка пересечения диагоналей квадрата равноудалена от всех его вершин. Поэтому все вершины квадрата будут лежать на окружности с центром в точке пересечения его диагоналей и радиуса, равного иоловине диагонали. Поскольку точка пересечения диагоналей квадрата равноудалена от всех его сторон, то середины всех его сторон лежат на окружности с центром в точке пересечения его диагоналей радиуса равного половине стороны этого квадрата.
Указанные свойства квадрата обусловливают вопросы: 1) можно ли описать окружность около любого правильного многоугольника; 2) можно ли вписать окружность в любой правильный многоугольник?
Для ответа на эти вопросы необходимо выяснить существование точки, равноудаленной от всех вершин правильного многоугольника, и точки, равноудаленной от всех сторон правильного многоугольника.
Выясним, существует ли точка, равноудаленная от всех вершин правильного многоугольника. Предположив, что некоторая точка обладает этим свойством, получим, что она является точкой пересечения биссектрис его углов. Чтобы окончательно решить поставленную проблему, надо доказать, что биссектрисы углов правильного многоугольника пересекаются в одной точке.
Таким образом, открыта самими учащимися не только теорема, но и способ её доказательства. Следует обратить внимание учащихся на связь между радиусом описанной (вписанной) окружности, стороной правильного многоугольника и числом его сторон. Полученные формулы обычно конкретизируются для правильного треугольника, квадрата и правильного шестиугольника. Связь между стороной правильного шестиугольника и радиусом описанной около него окружности (а6 = К) прямо указывает на способ построения правильного шестиугольника. Построив правильный шестиугольник, легко построить правильный двенадцатиугольник. Указанный способ позволяет с помощью циркуля и линейки построить целый ряд правильных многоугольников, если построен один из них. Например, построив правильный четырехугольник, можно построить правильный восьмиугольник, затем правильный шестнадцатиугольник и, вообще, правильный 2к-угольник, где к- любое число, большее двух.
Следует иметь в виду, что не все правильные многоугольники можно построить с помощью циркуля и линейки. Например, нельзя построить с помощью циркуля и линейки правильный семиугольник, однако можно построить правильный семнадцатиугольник. Теория построения правильных многоугольников может быть предметом кружковых занятий с учащимися.
215
Вопросы и задания Какие существуют методические подходы к изучению многоугольников в школьном курсе геометрии? Как вводится понятие многоугольника в учебниках по геометрии разных авторов? Какой многоугольник называется выпуклым? Дайте разные определения этого понятия. Приведите примеры и контрпримеры. Опишите методику введения понятия четырехугольника, опираясь на один из учебников геометрии. Как происходит изучение частных видов четырехугольника: параллелограмма и трапеции? Опишите методику формирования понятия трапеции (параллелограмма) в условиях интеграции алгебраического и геометрического методов. Как вводится понятие правильного многоугольника, и какие свойства правильных многоугольников изучаются в школьном курсе геометрии? Охарактеризуйте особенности изучения темы «Многоугольники» по учебникам геометрии В. А. Гусева и И.Ф. Шарыгина. Рекомендуемая литература Александров, А. Д. Что такое многогранник / А. Д. Александров // Математика в школе. - 1981. - № 1. - С. Г о т м а н, Э. Г., С к о п е ц 3. А. Задача одна - решения разные: Геометр, задачи: Кн. для учащихся / Э. Г. Готман, 3. А. Скопец. - М.: Просвещение, 2000. - 224 с. И з а а к, Д. Ф. Поиски решения геометрической задачи / Изаак Д.Ф. // Математика в школе. -1998.- №6.- С. 30-34. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. / А Я. Блох, В А. Гусев, Г.В. Дорофеев и др.; Сост. В.И. М и ш и н. - М.: Просвещение, 1987. - 416 с. С а р а н ц е в, Г. И. Методика преподавания геометрии в девятилетней школе: Учебное пособие для студентов физ.-мат. факультетов пед. ин-тов / Г.И. Саранцев. - Саранск: Мор- дов. гос. пед. ин-т, 1992. - 130 с. Ш а р ы г и н, И. Ф. Учимся решать задачи по геометрии / И. Ф. Шарыгин // Математика в школе. - 1989. ~ № 2. (3) - С. 87 - 101 (95 - 103). Школьный учебники по геометрии разных авторов. 216
JI v к’ция XII MI /ГОДИКА ИЗУЧЕНИЯ iii:k торов НА плоскости I 1’;пличпые подходы к введению понятия вектора. V Методика изучения равенства векторов. *. Методика изучения действий с векторами. I Методика обучения решению задач с помощью векторов. 1. Различные подходы к введению понятия вектора Ментор - одно из фундаментальных понятий современной математики, ими широко используется в различных её областях. В работах Г. Бесселя, Ш Аргпна и К. Ф. Гаусса по теории комплексных чисел установлена связь между арифметическими операциями над комплексными числами и геометрическими операциями над векторами в двумерном пространстве. В работах В. Га- ^мичмшт, I 1 рассмана, Ф. Мёбиуса понятие вектора нашло широкое примене- иир при iпучении свойств трёхмерного и многомерного пространств. И настоящее время на векторной основе излагаются линейная алгебра, itin in I и четкая и дифференциальная геометрия, функциональный анализ и др. И математике под вектором понимают элемент векторного пространств At! Ilf игорное пространство трактуется как множество объектов, на котором Ничи'ны операции сложения объектов и умножения объекта на действительное чж ми I и к. что выполняются известные вам аксиомы: !) ппутрепний закон композиции: для любых элементов а, b , принадлежи и i и ч множеству V, существует единственный элемент (а + Ъ\ принадлежа- М1нИ мможчттиу Г; .*) in кон ассоциативности: а + (Ь + с) = (а+ 6) +с, для любых элементов и /». « . принадлежащих множеству V; I) in к он коммутативности: а + b = b + а, для любых элементов а, Ъ , при- н«м и’лшпич множеству V; •И чип любых элементов
инечиимй чакон композиции: для любого элемента а, принадлежащего МНМФ1М I и\ I ‘ и для любого элемента а, принадлежащего множеству R, н им1* imwi нюмент аа, принадлежащий множеству V.
217
- Цели, содержание и структура курса математики 5-6 классов
- Значение и место учения о числе в курсе математики общеобразовательной школы
- 5 Класс
- 6 Класс
- 3. Различные пути расширения понятия числа
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 6. Методика изучения положительных и отрицательных чисел
- I. Основные типы преобразований и этапы их изучения
- III этап. Организация целостной системы преобразований (синтез).
- Буквенной части слагаемых пока остается первой.
- 1. Содержание и роль линии уравнений и неравенств в современном школьном курсе математики
- 2. Основные понятия линии уравнений и неравенств
- I * hi лаже он и возникает по ходу обсуждения процесса решения, то ответ на не-
- Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
- * Последовательность изучения линии уравнений и неравенств
- I )гапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в основной школе
- 1* Курсе математики 5 класса понятие уравнения трактуется аналогично.
- Основные классы неравенств изучаются сразу вслед за изучением со- »»I мотствующих классов уравнений.
- I Ъшить уравнение - это значит найти все его корни или установить, что их нет.
- Решение квадратных уравнений и неравенств
- Il Графический метод (I способ)
- Графический метод
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых одно или оба уравнения второй степени
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Il Графический метод
- Il Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- 1. Цели обучения решению текстовых задач
- 2. Пропедевтика алгебраического и геометрического методов решения текстовых задач
- 3. Этапы решения задач на составление уравнений и их реализация
- Этап {перевод задачи на геометрический язык).
- Этап (решение задачи на геометрическом языке).
- 1. Из истории введения понятия функциональной зависимости в школьный курс математики
- 2. Различные трактовки понятия функции
- 3. Методика введения понятия функции
- Этап. Мотивация введетя понятия.
- Исследовать функцию на основные свойства.
- Использовать изученные свойства функций при решении различных задач, в частности уравнений и неравенств.
- Влияние коэффициентов hub на поведение функции
- Взаимное расположение графиков линейных функции
- Б. Интеграция аналитического и графического методов в изучении квадратичной функции
- 1. Цели и задачи курса геометрии основной школы
- 2. Содержание обучения геометрии в 7-9 классах
- 3. Логические основы изложения геометрии в 7-9 классах
- Аксиомы принадлежности
- Аксиомы порядка
- Аксиомы измерения отрезков и углов
- Рекомендуемая литература
- 1. Методика изучения основных свойств простейших геометрических фигур
- 1. Учебник а. В. Погорелова: § 1 «Основные свойства простейших геометрических фигур»,
- Определения «через ближайший род и видовые отличия»
- Измерение отрезков и углов
- 3. Учебник а. Д. Александрова и др,: глава I «Начала геометрииж
- 2. Методика формирования геометрических понятий
- 3, Обучение решению задач на первых уроках геометрии
- II группа
- 1. Различные подходы к формированию понятия равенства фигур
- Что нужно знать, чтобы утверждать равенство треугольников abc и dek1
- На рисунке 55 изображено два равных треуголь- ника. Написать равенство этих треугольников, обозначив их вершины.
- Если разносторонние треугольники abc и dkm
- 11Ри иодом пример.
- I (сн тральное место в изучении равных треугольников занимают признаём риионота треугольников.
- Доказательство:
- Доказательство:
- Треугольники вас и cdb равны. Напишите все соотношения, из ко- торых следует равенство указанных треугольников.
- Напишите соотношение между элемен- тами треугольников abc и adc, из которых следовало бы их равенство.
- Какие методические подходы существуют к введению понятия ранено гва фигур в школьном курсе геометрии? Какой подход, на Ваш взгляд, милмется наиболее удачным?
- В чем особенности введения понятия равных треугольников в разных учебниках геометрии?
- Приведите примеры упражнений на усвоение понятия равных треугольников.
- I. Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 1 Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости.
- I. Методика изучения признаков параллельности прямых.
- 1, Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 2. Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости
- 4. Методические замечания к изучению перпендикулярности прямых на плоскости
- В данной плоскости через точку вне данной прямой можно провести только одну прямую, параллельную данной.
- Сумма внутренних углов треугольника равна 2d.
- 1. Различные подходы к изучению многоугольников
- 2. Методика изучения четырехугольников
- Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны,
- Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечении делятся пополам, то этот четырехугольник параллелограмм.
- Какие из систем неравенств задают на плоскости трапецию и почему? Покажите штриховкой множество точек плоскости, заданное системой неравенств:
- 1 H найти площадь трапеции.
- 1, Имеет1 ли ось симметрии фигура, заданная системой неравенств:
- Верно ли утверждение: а) любой правильный многоугольник является выпуклым; б) любой выпуклый многоугольник является правильным?
- Чему равны градусные меры углов: а) правильного пятиугольника; б) правильного двенадцатиугольника; в) правильного тридцатишестиугольника?
- Множество направленных отрезков плоскости.
- Множество классов направленных отрезков плоскости.
- Множество параллельных переносов плоскости.
- Начертите равнобочную трапецию: а) существуют ли векторы, определяемые её вершинами и равные по длине? б) Сколько пар сонаправленных векторов задают вершины трапеции?
- Сколько пар сонаправленных (противоположно направленных) векторов определяют вершины параллелограмма?
- Начертить параллелограмм, обозна- чить его вершины и написать все равные ме- жду собой векторы, началом и концом кото- рых являются вершины параллелограмма.
- Векторы а и ъ равны, что следует из этого?
- 3. Методика изучения действий с векторами
- II. Умножение вектора на число
- Учебник геометрии а. В. Погорелова.
- Учебник геометрии j1. С. Атанасяна и Др.
- Построить вектор, представляющий сумму
- 4. Методика обучения решению задач с помощью векторов
- 1. Дан многоугольник abcde. Представьте ad в виде суммы: а) двух; б) I рёх; в) четырех векторов, заданных вершинами этого многоугольника.
- Представьте вектор ав в виде суммы векторов ас, dc , bd .
- Вектор cDколлинеарен вектору ав и Выразите один век-
- Четырехугольник abcd - квадрат. Упростите выражение { ав - 3 вс)2,
- VI. Упражнения на нахождение длины вектора и величины угла между векторами.
- Какие действия с векторами изучаются в школьном курсе геометрии?
- Б) в треугольнике лвс известны длины всех сторон. Определить его углы.
- II кн. До н. Э.) уже фактически пользовался прямоугольными координатами.
- Простейшие задачи в координатах на плоскости
- Уравнения фигур на плоскости
- 4. Особенности применения метода координат
- 5. Методика формирования координатного метода решения задач
- Решение (координатный метод)
- Iэтап(оптимальный выбор прямоугольной системы координат). Выберем прямоугольную систему координат так, как показано на рис. 93.
- Этап (перевод задачи на координатный
- Так как м середина стороны вс, то л/
- Этап (решение задачи на координат- ном языке).
- Рекомендуемая литература
- Значение тригонометрических функций в школьном курсе математики и различные подходы к их изложению
- I ермипы «косинус», «котангенс» и др. Появились в XI—XVII вв.
- Этапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых
- Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на
- Различные подходы к введению понятии параллельности пря