2. Содержание обучения геометрии в 7-9 классах
Поскольку изучение геометрии в 7-9 классах опирается на достигнутый уровень геометрической подготовки учащихся, то необходимо очертить круг геометрических сведений, получаемых учащимися 1-6 классов.
В 1-4 классах предусмотрено распознавание геометрических фигур (линий, отрезков, многоугольников, круга) на окружающих предметах и моделях. Изображение фигур на бумаге. Разрезание фигур на части, составление новых фигур. Измерение отрезков. Измерение и вычисление площади прямоугольника.
Программа 5- 6 классов рассматривает основные геометрические фигуры: отрезок, прямую, луч и т.д. Перпендикуляр к прямой. Прямой угол. Параллельные прямые. Величины: длину, площадь, объем, градусную меру угла. Единицы измерения длин, площадей, объемов и углов. Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда. Инструменты: линейку, угольник, транспортир, циркуль. Программа предусматривает построение отрезков и углов заданной величины, построение перпендикуляра к прямой, построение параллельных прямых.
Основные блоки содержания курса геометрии 7-9 классов:
геометрические фигуры и их свойства;
геометрические величины;
элементы тригонометрии;
координаты и векторы.
Наиболее важные особенности содержания ныне действующих учебников геометрии в девятилетней школе следующие:
Отказ от теоретико-множественного подхода к изучению геометрии, заключающийся не только в отказе от использования теоретикомножественных моделей изучаемых понятий, но даже и от теоретикомножественного языка и символики.
Отказ от идеи геометрических преобразований как основы школьного курса геометрии.
Равенство треугольников ~ основная линия в доказательстве теорем и решении задач.
Координатный и векторный методы не являются самостоятельными объектами изучения, предусматривается лишь ознакомление учащихся с при
154
менением этих методов к решению геометрических задач. Постепенное ознакомление школьников с аксиоматическим методом как способом организации знаний. Отметим особенности содержания учебников геометрии, написанных в соответствии с рассматриваемой программой. Обучаясь по учебнику «Геометрия 6-8» под ред. А. Н. Колмогорова (М., 1979), в котором преобладал теоретико-множественный подход, и большое внимание уделялось геометрическим преобразованиям, школьники испытывали большую трудность. Уже на первых уроках геометрии в 6 классе ученики узнавали о неопределяемых понятиях, аксиомах, теоремах. Кроме этого, первые страницы учебника содержали много сложных понятий и утверждений. Изучение этого материала отнимало много времени, но учителям так и не удавалось добиться ясного понимания его содержания. К тому же изучение этих понятий значительно отодвигало знакомство школьников с доказательством теорем, то есть с содержательной частью геометрии. В действующих учебниках геометрии основное внимание на первых уроках уделяется формированию умения обосновывать простейшие утверждения, что является пропедевтикой доказательства теорем, и осуществляется постепенная подготовка школьников к пониманию необходимости определений и их структуры. Особенностью действующих учебников геометрии, в отличие от учебников под ред. А. Н. Колмогорова, является отказ от традиционных определений угла и многоугольника. Углом считают фигуру, образованную точкой и двумя лучами, исходящими из неё; треугольником - фигуру, состоящую из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трёх попарно соединяющих их отрезков, и т.д. (В учебнике А. Н. Колмогорова и др. углом называлась фигура, состоящая из двух различных лучей с общим началом и ограниченной ими части плоскости; многоугольником - объединение простой замкнутой ломаной и её внутренней области.) Этот путь к введению понятий угла, треугольника освобождает первые уроки геометрии от необходимости изучения таких понятий как внутренняя область, внешняя область, замкнутая ломаная, простая ломаная и т.д., усвоение которых вызывает значительные трудности у школьников. Указанные понятия вводятся в тех местах курса, где они действительно необходимы. Например, необходимость в понятии внутренней области возникает только при изложении площадей. В дальнейшем под углом понимают не только два луча, исходящие из одной точки, но и ограниченную ими «часть плоскости». Аналогично рассматривается и многоугольник. Такой подход реализуется сегодня в учебнике геометрии А.В. Погорелова и в учебнике геометрии JI.C. Атанасяна и др., но он имеет свои недостатки. Хотя угол и вводится в этих учебниках как фигура, состоящая из точки и двух лучей, исходящих из неё, однако тут же сообщается, что фигуру, состоящую из угла и его внутренней области, также называют углом. 155
- Цели, содержание и структура курса математики 5-6 классов
- Значение и место учения о числе в курсе математики общеобразовательной школы
- 5 Класс
- 6 Класс
- 3. Различные пути расширения понятия числа
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 6. Методика изучения положительных и отрицательных чисел
- I. Основные типы преобразований и этапы их изучения
- III этап. Организация целостной системы преобразований (синтез).
- Буквенной части слагаемых пока остается первой.
- 1. Содержание и роль линии уравнений и неравенств в современном школьном курсе математики
- 2. Основные понятия линии уравнений и неравенств
- I * hi лаже он и возникает по ходу обсуждения процесса решения, то ответ на не-
- Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
- * Последовательность изучения линии уравнений и неравенств
- I )гапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в основной школе
- 1* Курсе математики 5 класса понятие уравнения трактуется аналогично.
- Основные классы неравенств изучаются сразу вслед за изучением со- »»I мотствующих классов уравнений.
- I Ъшить уравнение - это значит найти все его корни или установить, что их нет.
- Решение квадратных уравнений и неравенств
- Il Графический метод (I способ)
- Графический метод
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых одно или оба уравнения второй степени
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Il Графический метод
- Il Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- 1. Цели обучения решению текстовых задач
- 2. Пропедевтика алгебраического и геометрического методов решения текстовых задач
- 3. Этапы решения задач на составление уравнений и их реализация
- Этап {перевод задачи на геометрический язык).
- Этап (решение задачи на геометрическом языке).
- 1. Из истории введения понятия функциональной зависимости в школьный курс математики
- 2. Различные трактовки понятия функции
- 3. Методика введения понятия функции
- Этап. Мотивация введетя понятия.
- Исследовать функцию на основные свойства.
- Использовать изученные свойства функций при решении различных задач, в частности уравнений и неравенств.
- Влияние коэффициентов hub на поведение функции
- Взаимное расположение графиков линейных функции
- Б. Интеграция аналитического и графического методов в изучении квадратичной функции
- 1. Цели и задачи курса геометрии основной школы
- 2. Содержание обучения геометрии в 7-9 классах
- 3. Логические основы изложения геометрии в 7-9 классах
- Аксиомы принадлежности
- Аксиомы порядка
- Аксиомы измерения отрезков и углов
- Рекомендуемая литература
- 1. Методика изучения основных свойств простейших геометрических фигур
- 1. Учебник а. В. Погорелова: § 1 «Основные свойства простейших геометрических фигур»,
- Определения «через ближайший род и видовые отличия»
- Измерение отрезков и углов
- 3. Учебник а. Д. Александрова и др,: глава I «Начала геометрииж
- 2. Методика формирования геометрических понятий
- 3, Обучение решению задач на первых уроках геометрии
- II группа
- 1. Различные подходы к формированию понятия равенства фигур
- Что нужно знать, чтобы утверждать равенство треугольников abc и dek1
- На рисунке 55 изображено два равных треуголь- ника. Написать равенство этих треугольников, обозначив их вершины.
- Если разносторонние треугольники abc и dkm
- 11Ри иодом пример.
- I (сн тральное место в изучении равных треугольников занимают признаём риионота треугольников.
- Доказательство:
- Доказательство:
- Треугольники вас и cdb равны. Напишите все соотношения, из ко- торых следует равенство указанных треугольников.
- Напишите соотношение между элемен- тами треугольников abc и adc, из которых следовало бы их равенство.
- Какие методические подходы существуют к введению понятия ранено гва фигур в школьном курсе геометрии? Какой подход, на Ваш взгляд, милмется наиболее удачным?
- В чем особенности введения понятия равных треугольников в разных учебниках геометрии?
- Приведите примеры упражнений на усвоение понятия равных треугольников.
- I. Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 1 Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости.
- I. Методика изучения признаков параллельности прямых.
- 1, Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 2. Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости
- 4. Методические замечания к изучению перпендикулярности прямых на плоскости
- В данной плоскости через точку вне данной прямой можно провести только одну прямую, параллельную данной.
- Сумма внутренних углов треугольника равна 2d.
- 1. Различные подходы к изучению многоугольников
- 2. Методика изучения четырехугольников
- Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны,
- Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечении делятся пополам, то этот четырехугольник параллелограмм.
- Какие из систем неравенств задают на плоскости трапецию и почему? Покажите штриховкой множество точек плоскости, заданное системой неравенств:
- 1 H найти площадь трапеции.
- 1, Имеет1 ли ось симметрии фигура, заданная системой неравенств:
- Верно ли утверждение: а) любой правильный многоугольник является выпуклым; б) любой выпуклый многоугольник является правильным?
- Чему равны градусные меры углов: а) правильного пятиугольника; б) правильного двенадцатиугольника; в) правильного тридцатишестиугольника?
- Множество направленных отрезков плоскости.
- Множество классов направленных отрезков плоскости.
- Множество параллельных переносов плоскости.
- Начертите равнобочную трапецию: а) существуют ли векторы, определяемые её вершинами и равные по длине? б) Сколько пар сонаправленных векторов задают вершины трапеции?
- Сколько пар сонаправленных (противоположно направленных) векторов определяют вершины параллелограмма?
- Начертить параллелограмм, обозна- чить его вершины и написать все равные ме- жду собой векторы, началом и концом кото- рых являются вершины параллелограмма.
- Векторы а и ъ равны, что следует из этого?
- 3. Методика изучения действий с векторами
- II. Умножение вектора на число
- Учебник геометрии а. В. Погорелова.
- Учебник геометрии j1. С. Атанасяна и Др.
- Построить вектор, представляющий сумму
- 4. Методика обучения решению задач с помощью векторов
- 1. Дан многоугольник abcde. Представьте ad в виде суммы: а) двух; б) I рёх; в) четырех векторов, заданных вершинами этого многоугольника.
- Представьте вектор ав в виде суммы векторов ас, dc , bd .
- Вектор cDколлинеарен вектору ав и Выразите один век-
- Четырехугольник abcd - квадрат. Упростите выражение { ав - 3 вс)2,
- VI. Упражнения на нахождение длины вектора и величины угла между векторами.
- Какие действия с векторами изучаются в школьном курсе геометрии?
- Б) в треугольнике лвс известны длины всех сторон. Определить его углы.
- II кн. До н. Э.) уже фактически пользовался прямоугольными координатами.
- Простейшие задачи в координатах на плоскости
- Уравнения фигур на плоскости
- 4. Особенности применения метода координат
- 5. Методика формирования координатного метода решения задач
- Решение (координатный метод)
- Iэтап(оптимальный выбор прямоугольной системы координат). Выберем прямоугольную систему координат так, как показано на рис. 93.
- Этап (перевод задачи на координатный
- Так как м середина стороны вс, то л/
- Этап (решение задачи на координат- ном языке).
- Рекомендуемая литература
- Значение тригонометрических функций в школьном курсе математики и различные подходы к их изложению
- I ермипы «косинус», «котангенс» и др. Появились в XI—XVII вв.
- Этапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых
- Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на
- Различные подходы к введению понятии параллельности пря