logo
книга1

Графический метод

  1. Построим в одной системе координат графики функцийу\ = д/х - 2 и у2 = д/Зх - 6 (рис. 19).

  2. Используя рисунок, найдем те значения х, при которых график функ-

ции у\ расположен не ниже графика функ- ции у2- Очевидно, что при х > 2 функция у\ = д/х-2 принимает значения, меньшие значений функции у2 = д/Зх - 6 (график функции при х > 2 расположен ниже графика функции у2). При х = 2 значения функций равны (графики функций имеют общую точку).

О т в е т: х = 2.

2

Пример 16. Решить неравенство Jx-2 + 3 < -.

X

Часто подходя к решению неравенства формально, учащиеся преобра­зуют его и приходят к неравенству третьей степени х3 - 11х2 + 12х - 4 < 0, ко­торое они не могут решить без специальной подготовки.

Данное неравенство можно решить и методом оценки его левой и пра­вой частей. Учитывая ОДЗ: х > 2, замечаем, что левая часть неравенства всегда больше или равна 3, а правая - всегда меньше или равна 1, а это значит, что левая часть неравенства не может быть больше правой. Поэтому получаем ответ: решений нет.

Графический метод

  1. Построим в одной системе координат графики функций:

у\-Jx-2 + 3 иу2 = — (рис. 20).

х

91

  1. Область определения первой функции: х > 2. Графиком второй функции является гипербола. Функ- ция^ х- 2 + 3 возрастающая на всей области определения (то есть

2

при х > 2), а функция у2 = — убы-

х

вающая на этом же промежутке. Графики функций, как видно из ри- сунка, не имеют точек пересечения, так как самая нижняя точка графика функции ух есть точка (2; 3), а ветвь 2

гиперболы у2 = - при х > 0 располо-

X

жена ниже координат этой точки.

  1. Ветвь гиперболы при х < 0 рассматривать нет смысла, так как функ­ция ух при х < 0 не существует.

2

  1. Из рисунка видно, что график функции у2 = — при х > 2 всегда распо-

Рис. 20

ложен ниже графика функции у\ =^ х - 2 + 3, это значит, функция ух не может принимать значения, большие значений функции^? поэтому данное неравенст­во не имеет решений.

Ответ: решений нет.

Как видим, графический метод сопровождается здесь рассуждениями, обоснованиями своих выводов, сделанных на основе рисунка, что положительно сказывается на развитии мышления учащихся и предупреждает формализм, при­сущий иногда алгебраическому методу решения подобных неравенств.

Рассмотрим пример иррационального неравенства, содержащего корень третьей степени.

Пример 17. Решить неравенство \j х2 + 8 >2-х.

Решение./. Алгебраический метод

  1. ОДЗ: х-любое.

  2. Возведем в куб обе части неравенства и преобразуем его:

х2 + 8 > 8 - 12х + 6х2 - х3, х3 - 5х2+ 12х > 0, х(х2 - 5х + 12) > 0.

  1. Разложим на множители квадратный трехчлен х2 - 5х + 12. Для этого решим уравнение х2 - 5х + 12 = 0. Дискриминант уравнения Д = 25 - 48 = -23, -23

  • 0, значит, трехчлен х2 - 5х + 12 > 0 при любом значении х (ветви параболы нааправлены вверх, и она не пересекается с осью ОХ).

  1. Так как х2 — 5х + 12 > 0 при любом х, то решением неравенства

х(х2 - 5х + 12) > 0 будет промежуток х > 0.

О т в е т: х > 0.

92

V У*

\4-

1

л

1 |

1 2 1 ~ 1

1 1 «V t 1

• 1 1

1 1 1 1 ^ л -4 2 0.

Рис

1 1 L 1 tO 4^- Ю

1. Построим в одной системе коор- динат графики функций (рис. 21)

У1 = \]x?+S иу2 = 2-

-X.

Графиком первой функции являет- ся кривая, симметричная относительно оси OY, с вершиной в точке (0; 2). Гра- фиком второй функции является прямая, проходящая через точку (0; 2).

2. Из рисунка видно, что график функции у\ расположен выше прямой у2 ~ 2 — х при х>0 .

Отв ет:х>0.

Интеграция алгебраического и геометрического (графического) мето-

дов особенно необходима при решении иррациональных уравнений и нера- венств с параметром. Здесь она часто выступает в виде единства, слияния данных: методов в одном методе. Приведем пример.

Пример 18. Решить неравенство х - ^ а-х2 > 1.

Решение. Графический метод

  1. Преобразуем данное неравенство к виду х - 1 > у[а- х2 .

  2. Построим в одной системе координат графики функций: у\=х- 1 и

У2 =

=

х2. Графиком первой функции является прямая, графиком второй

функции - полуокружность (рас­положенная в верхней полуплоско­сти) с центром в точке х = 0 и ра­диусом Ja (рис. 22).

Очень важно построить на одном и том же чертеже график у2 при различных значениях пара­метра а. Тогда легко заметить, что графики у\ и у2 пересекаются, т.е. данное уравнение имеет действи­тельное решение х0, если а> 1.

Если а~ 1, то решение х0 = 1 и оно единственно.

Если а > 1, решение уравне­ния также единственно и оно лежит в интервале (1; Ja).

Решением данного неравенства являются те значения х, при которых гра­фик функции ух (прямая) лежит выше графика функции у2 (полуокружности). Рисунок показывает, что х0 < х < .

Решив уравнение

: - д/ а - х2 1,

получаем два корня: Х\ = , я2 = — . х2 - посторонний ко-

\ + ^2a-l _ l-^2a-l

  1. ,Х2 2

рень, так как он не входит в интервал (1; /я). Итак, решением данного нера венства является промежуток [-+- —-,-у[а]. Следует заметить, что с уве­личением а он увеличивается.

Графический метод в данном случае содержит в себе и элементы ана­литического метода (решение уравнения). Он требует от учащихся более вы­сокого уровня образного мышления, умение представить графическую мо­дель в динамике в зависимости от изменений параметра а.

Ещё большую эффективность графический метод имеет при решении уравнений и неравенств, содержащих модуль. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

  1. 4 Уравнения и неравенства, содержащие модуль

В школьном курсе математики часто встречаются уравнения и неравенст­ва, содержащие переменную под знаком абсолютной величины (под знаком мо­дуля). Для решения таких уравнений и неравенств необходимо разбить число­вую ось на отдельные промежутки так, чтобы на каждом из них можно было записать уравнение (неравенство), не используя знака абсолютной величины.

Аналитический метод решения уравнений и неравенств, содержащих модуль, требует часто утомительных рассмотрений уравнения или неравен­ства на интервалах знакопостоянства функций, стоящих под знаком модуля. Причем, полученный на каждом интервале результат необходимо постоянно проверять, входит он в заданный интервал или нет (что часто забывают де­лать учащиеся). Поэтому наиболее эффективен при решении подобных урав­нений и неравенств графический метод. Обучение при этом целесообразно вести одновременно аналитическому и графическому методам, что позволит проводить их сравнение, выбор среди них наиболее рационального. Графиче­ский метод будет способствовать к тому же осознанию и осмыслению реше­ний уравнения (неравенства), полученных аналитическим путем.

Начинать обучение следует с решения простейших уравнений и нера­венств, содержащих модули, предварительно познакомив учащихся с по­строением графиков функций у = \ х \, у = \ fa + b \, у = \ ах2 + Ьх + с \ и др.

Рассмотрим примеры.

Пример 19. Решить уравнение | Зх + 21 = 1.

Решение./. Алгебраический метод

  1. Приравняем к нулю выражение, стоящее под знаком модуля:

Зх + 2 = 0, откудах =

  1. 2

  1. Разобьем всю числовую ось на два промежутка (-оо;--)и(--;+оо).

94