Графический метод
Построим в одной системе координат графики функцийу\ = д/х - 2 и у2 = д/Зх - 6 (рис. 19).
Используя рисунок, найдем те значения х, при которых график функ-
ции у\ расположен не ниже графика функ- ции у2- Очевидно, что при х > 2 функция у\ = д/х-2 принимает значения, меньшие значений функции у2 = д/Зх - 6 (график функции при х > 2 расположен ниже графика функции у2). При х = 2 значения функций равны (графики функций имеют общую точку).
О т в е т: х = 2.
2
Пример 16. Решить неравенство Jx-2 + 3 < -.
X
Часто подходя к решению неравенства формально, учащиеся преобразуют его и приходят к неравенству третьей степени х3 - 11х2 + 12х - 4 < 0, которое они не могут решить без специальной подготовки.
Данное неравенство можно решить и методом оценки его левой и правой частей. Учитывая ОДЗ: х > 2, замечаем, что левая часть неравенства всегда больше или равна 3, а правая - всегда меньше или равна 1, а это значит, что левая часть неравенства не может быть больше правой. Поэтому получаем ответ: решений нет.
Графический метод
Построим в одной системе координат графики функций:
у\-Jx-2 + 3 иу2 = — (рис. 20).
х
91
Область определения первой функции: х > 2. Графиком второй функции является гипербола. Функ- ция^ х- 2 + 3 возрастающая на всей области определения (то есть 2 при х > 2), а функция у2 = — убы- х вающая на этом же промежутке. Графики функций, как видно из ри- сунка, не имеют точек пересечения, так как самая нижняя точка графика функции ух есть точка (2; 3), а ветвь 2 гиперболы у2 = - при х > 0 располо- X жена ниже координат этой точки. Ветвь гиперболы при х < 0 рассматривать нет смысла, так как функция ух при х < 0 не существует. 2 Из рисунка видно, что график функции у2 = — при х > 2 всегда распо- Рис. 20 ложен ниже графика функции у\ =^ х - 2 + 3, это значит, функция ух не может принимать значения, большие значений функции^? поэтому данное неравенство не имеет решений. Ответ: решений нет. Как видим, графический метод сопровождается здесь рассуждениями, обоснованиями своих выводов, сделанных на основе рисунка, что положительно сказывается на развитии мышления учащихся и предупреждает формализм, присущий иногда алгебраическому методу решения подобных неравенств. Рассмотрим пример иррационального неравенства, содержащего корень третьей степени. Пример 17. Решить неравенство \j х2 + 8 >2-х. Решение./. Алгебраический метод ОДЗ: х-любое. Возведем в куб обе части неравенства и преобразуем его: х2 + 8 > 8 - 12х + 6х2 - х3, х3 - 5х2+ 12х > 0, х(х2 - 5х + 12) > 0. Разложим на множители квадратный трехчлен х2 - 5х + 12. Для этого решим уравнение х2 - 5х + 12 = 0. Дискриминант уравнения Д = 25 - 48 = -23, -23 0, значит, трехчлен х2 - 5х + 12 > 0 при любом значении х (ветви параболы нааправлены вверх, и она не пересекается с осью ОХ). Так как х2 — 5х + 12 > 0 при любом х, то решением неравенства х(х2 - 5х + 12) > 0 будет промежуток х > 0. О т в е т: х > 0. 92
V У* \4- | 1 л |
|
|
1 | 1 2 1 ~ 1 | 1 1 «V t 1 • 1 1 |
1 1 1 1 ^ л -4 2 0. Рис | 1 1 L 1 tO 4^- Ю |
1. Построим в одной системе коор- динат графики функций (рис. 21) У1 = \]x?+S иу2 = 2- -X. Графиком первой функции являет- ся кривая, симметричная относительно оси OY, с вершиной в точке (0; 2). Гра- фиком второй функции является прямая, проходящая через точку (0; 2). 2. Из рисунка видно, что график функции у\ расположен выше прямой у2 ~ 2 — х при х>0 . Отв ет:х>0. Интеграция алгебраического и геометрического (графического) мето- дов особенно необходима при решении иррациональных уравнений и нера- венств с параметром. Здесь она часто выступает в виде единства, слияния данных: методов в одном методе. Приведем пример. Пример 18. Решить неравенство х - ^ а-х2 > 1. Решение. Графический метод Преобразуем данное неравенство к виду х - 1 > у[а- х2 . Построим в одной системе координат графики функций: у\=х- 1 и У2 х2. Графиком первой функции является прямая, графиком второй функции - полуокружность (расположенная в верхней полуплоскости) с центром в точке х = 0 и радиусом Ja (рис. 22). Очень важно построить на одном и том же чертеже график у2 при различных значениях параметра а. Тогда легко заметить, что графики у\ и у2 пересекаются, т.е. данное уравнение имеет действительное решение х0, если а> 1. Если а~ 1, то решение х0 = 1 и оно единственно. Если а > 1, решение уравнения также единственно и оно лежит в интервале (1; Ja). Решением данного неравенства являются те значения х, при которых график функции ух (прямая) лежит выше графика функции у2 (полуокружности). Рисунок показывает, что х0 < х < . Решив уравнение
==
: - д/ а - х2 — 1, получаем два корня: Х\ = , я2 = — . х2 - посторонний ко- \ + ^2a-l _ l-^2a-l ,Х2 2 рень, так как он не входит в интервал (1; /я). Итак, решением данного нера венства является промежуток [-+- —-,-у[а]. Следует заметить, что с увеличением а он увеличивается. Графический метод в данном случае содержит в себе и элементы аналитического метода (решение уравнения). Он требует от учащихся более высокого уровня образного мышления, умение представить графическую модель в динамике в зависимости от изменений параметра а. Ещё большую эффективность графический метод имеет при решении уравнений и неравенств, содержащих модуль. Рассмотрим этот вопрос подробнее. 4 Уравнения и неравенства, содержащие модуль В школьном курсе математики часто встречаются уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком абсолютной величины (под знаком модуля). Для решения таких уравнений и неравенств необходимо разбить числовую ось на отдельные промежутки так, чтобы на каждом из них можно было записать уравнение (неравенство), не используя знака абсолютной величины. Аналитический метод решения уравнений и неравенств, содержащих модуль, требует часто утомительных рассмотрений уравнения или неравенства на интервалах знакопостоянства функций, стоящих под знаком модуля. Причем, полученный на каждом интервале результат необходимо постоянно проверять, входит он в заданный интервал или нет (что часто забывают делать учащиеся). Поэтому наиболее эффективен при решении подобных уравнений и неравенств графический метод. Обучение при этом целесообразно вести одновременно аналитическому и графическому методам, что позволит проводить их сравнение, выбор среди них наиболее рационального. Графический метод будет способствовать к тому же осознанию и осмыслению решений уравнения (неравенства), полученных аналитическим путем. Начинать обучение следует с решения простейших уравнений и неравенств, содержащих модули, предварительно познакомив учащихся с построением графиков функций у = \ х \, у = \ fa + b \, у = \ ах2 + Ьх + с \ и др. Рассмотрим примеры. Пример 19. Решить уравнение | Зх + 21 = 1. Решение./. Алгебраический метод Приравняем к нулю выражение, стоящее под знаком модуля: Зх + 2 = 0, откудах = 2 Разобьем всю числовую ось на два промежутка (-оо;--)и(--;+оо). 94
- Цели, содержание и структура курса математики 5-6 классов
- Значение и место учения о числе в курсе математики общеобразовательной школы
- 5 Класс
- 6 Класс
- 3. Различные пути расширения понятия числа
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 6. Методика изучения положительных и отрицательных чисел
- I. Основные типы преобразований и этапы их изучения
- III этап. Организация целостной системы преобразований (синтез).
- Буквенной части слагаемых пока остается первой.
- 1. Содержание и роль линии уравнений и неравенств в современном школьном курсе математики
- 2. Основные понятия линии уравнений и неравенств
- I * hi лаже он и возникает по ходу обсуждения процесса решения, то ответ на не-
- Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
- * Последовательность изучения линии уравнений и неравенств
- I )гапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в основной школе
- 1* Курсе математики 5 класса понятие уравнения трактуется аналогично.
- Основные классы неравенств изучаются сразу вслед за изучением со- »»I мотствующих классов уравнений.
- I Ъшить уравнение - это значит найти все его корни или установить, что их нет.
- Решение квадратных уравнений и неравенств
- Il Графический метод (I способ)
- Графический метод
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых одно или оба уравнения второй степени
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Il Графический метод
- Il Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- 1. Цели обучения решению текстовых задач
- 2. Пропедевтика алгебраического и геометрического методов решения текстовых задач
- 3. Этапы решения задач на составление уравнений и их реализация
- Этап {перевод задачи на геометрический язык).
- Этап (решение задачи на геометрическом языке).
- 1. Из истории введения понятия функциональной зависимости в школьный курс математики
- 2. Различные трактовки понятия функции
- 3. Методика введения понятия функции
- Этап. Мотивация введетя понятия.
- Исследовать функцию на основные свойства.
- Использовать изученные свойства функций при решении различных задач, в частности уравнений и неравенств.
- Влияние коэффициентов hub на поведение функции
- Взаимное расположение графиков линейных функции
- Б. Интеграция аналитического и графического методов в изучении квадратичной функции
- 1. Цели и задачи курса геометрии основной школы
- 2. Содержание обучения геометрии в 7-9 классах
- 3. Логические основы изложения геометрии в 7-9 классах
- Аксиомы принадлежности
- Аксиомы порядка
- Аксиомы измерения отрезков и углов
- Рекомендуемая литература
- 1. Методика изучения основных свойств простейших геометрических фигур
- 1. Учебник а. В. Погорелова: § 1 «Основные свойства простейших геометрических фигур»,
- Определения «через ближайший род и видовые отличия»
- Измерение отрезков и углов
- 3. Учебник а. Д. Александрова и др,: глава I «Начала геометрииж
- 2. Методика формирования геометрических понятий
- 3, Обучение решению задач на первых уроках геометрии
- II группа
- 1. Различные подходы к формированию понятия равенства фигур
- Что нужно знать, чтобы утверждать равенство треугольников abc и dek1
- На рисунке 55 изображено два равных треуголь- ника. Написать равенство этих треугольников, обозначив их вершины.
- Если разносторонние треугольники abc и dkm
- 11Ри иодом пример.
- I (сн тральное место в изучении равных треугольников занимают признаём риионота треугольников.
- Доказательство:
- Доказательство:
- Треугольники вас и cdb равны. Напишите все соотношения, из ко- торых следует равенство указанных треугольников.
- Напишите соотношение между элемен- тами треугольников abc и adc, из которых следовало бы их равенство.
- Какие методические подходы существуют к введению понятия ранено гва фигур в школьном курсе геометрии? Какой подход, на Ваш взгляд, милмется наиболее удачным?
- В чем особенности введения понятия равных треугольников в разных учебниках геометрии?
- Приведите примеры упражнений на усвоение понятия равных треугольников.
- I. Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 1 Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости.
- I. Методика изучения признаков параллельности прямых.
- 1, Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 2. Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости
- 4. Методические замечания к изучению перпендикулярности прямых на плоскости
- В данной плоскости через точку вне данной прямой можно провести только одну прямую, параллельную данной.
- Сумма внутренних углов треугольника равна 2d.
- 1. Различные подходы к изучению многоугольников
- 2. Методика изучения четырехугольников
- Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны,
- Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечении делятся пополам, то этот четырехугольник параллелограмм.
- Какие из систем неравенств задают на плоскости трапецию и почему? Покажите штриховкой множество точек плоскости, заданное системой неравенств:
- 1 H найти площадь трапеции.
- 1, Имеет1 ли ось симметрии фигура, заданная системой неравенств:
- Верно ли утверждение: а) любой правильный многоугольник является выпуклым; б) любой выпуклый многоугольник является правильным?
- Чему равны градусные меры углов: а) правильного пятиугольника; б) правильного двенадцатиугольника; в) правильного тридцатишестиугольника?
- Множество направленных отрезков плоскости.
- Множество классов направленных отрезков плоскости.
- Множество параллельных переносов плоскости.
- Начертите равнобочную трапецию: а) существуют ли векторы, определяемые её вершинами и равные по длине? б) Сколько пар сонаправленных векторов задают вершины трапеции?
- Сколько пар сонаправленных (противоположно направленных) векторов определяют вершины параллелограмма?
- Начертить параллелограмм, обозна- чить его вершины и написать все равные ме- жду собой векторы, началом и концом кото- рых являются вершины параллелограмма.
- Векторы а и ъ равны, что следует из этого?
- 3. Методика изучения действий с векторами
- II. Умножение вектора на число
- Учебник геометрии а. В. Погорелова.
- Учебник геометрии j1. С. Атанасяна и Др.
- Построить вектор, представляющий сумму
- 4. Методика обучения решению задач с помощью векторов
- 1. Дан многоугольник abcde. Представьте ad в виде суммы: а) двух; б) I рёх; в) четырех векторов, заданных вершинами этого многоугольника.
- Представьте вектор ав в виде суммы векторов ас, dc , bd .
- Вектор cDколлинеарен вектору ав и Выразите один век-
- Четырехугольник abcd - квадрат. Упростите выражение { ав - 3 вс)2,
- VI. Упражнения на нахождение длины вектора и величины угла между векторами.
- Какие действия с векторами изучаются в школьном курсе геометрии?
- Б) в треугольнике лвс известны длины всех сторон. Определить его углы.
- II кн. До н. Э.) уже фактически пользовался прямоугольными координатами.
- Простейшие задачи в координатах на плоскости
- Уравнения фигур на плоскости
- 4. Особенности применения метода координат
- 5. Методика формирования координатного метода решения задач
- Решение (координатный метод)
- Iэтап(оптимальный выбор прямоугольной системы координат). Выберем прямоугольную систему координат так, как показано на рис. 93.
- Этап (перевод задачи на координатный
- Так как м середина стороны вс, то л/
- Этап (решение задачи на координат- ном языке).
- Рекомендуемая литература
- Значение тригонометрических функций в школьном курсе математики и различные подходы к их изложению
- I ермипы «косинус», «котангенс» и др. Появились в XI—XVII вв.
- Этапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых
- Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на
- Различные подходы к введению понятии параллельности пря