2. Пропедевтика алгебраического и геометрического методов решения текстовых задач
Выделяют два основных этапа пропедевтической работы. На первом эта- пе задача учителя состоит в том, чтобы систематически и целенаправленно формировать у учащихся некоторые важные общеучебные и математические навыки. На втором этапе основное внимание должно быть уделено выявлению зависимостей между величинами, входящими в текст задачи, и обучение переводу этих зависимостей на математический язык. Остановимся на каждом этапе подробнее.
I этап пропедевтики. Здесь необходимо сформировать у учащихся следующие умения:
умение внимательно читать текст задачи;
умение проводить первичный анализ текста задачи - выделять условие и вопрос задачи;
умение оформлять краткую запись текста задачи;
умение выполнять чертежи (рисунки) по тексту задачи.
В методике обучения математике разработаны соответствующие приёмы работы учителя по формированию выделенных умений (З.П. Матушкина.).
1. Приемы, формирующие умение читать текст задачи.
- показ образцов правильного чтения задачи;
109
проведение специальной работы над текстом задачи по усвоению её содержания: различные формы предъявления задачи: текстом, краткой записью текста, рисунком. Сюда включаются также приемы работы над усвоением содержания задачи: изменение числовых данных задачи; изменение сюжета задачи; изменение сюжета и числовых данных. Приемы, формирующие умения выделять условие и вопрос задачи: выявление роли вопроса в нахождении способа решения задачи; обращение внимания на точность, ясность формулировки вопроса задачи; переформулировка вопроса задачи. Этот прием направлен на воспитание у учащихся потребности выделять условие и вопрос задачи; формулирование одного или нескольких вопросов к условию задачи; нахождение необходимых данных для ответа на вопрос задачи; составление задачи по вопросу. Приемы обучения оформлению краткой записи текста задачи: оформление краткой записи в виде таблицы, схемы, оформление краткой записи в строку (столбец); чтение краткой записи задачи, составление задачи по её краткой записи. Приемы обучения выполнению чертежей (рисунков) по тексту задачи. Основные из них следующие: предъявление заданий, требующих только выполнения рисунка; чтение рисунка, выполненного по тексту задачи, составление задачи по рисунку или чертежу. К выполнению чертежей предъявляются требования: они должны быть наглядными, четкими, соответствовать тексту задачи; на них должны быть отражены по возможности все данные, входящие в условие задачи; выделенные на них данные и искомые должны соответствовать условию задачи и общепри- нятым обозначениям. Формирование умения выполнять чертёж будет успешным, если учащиеся будут уметь читать соответствующий чертёж. В связи с этим очень важно научить составлять текст задачи по чертежу, рисунку. В результате выполнения таких упражнений формируются навыки перевода графических данных на ело- весный текст. II этап пропедевтики. Важным здесь является обучение пониманию учащимися способов словесного выражения изменения величин и фиксация их в виде математических выражений или уравнений. Достигается это с помощью соответствующих упражнений. Например, при изучении действий умножения натуральных чисел в 5 классе учащиеся рассматривают одно из применений умножения - увеличение числа в несколько раз. Здесь возможны упражнения: Отец старше сына в 4 раза. Сколько лет отцу, если сыну т лет? (4т.) На первых двух полках стоит по п книг на каждой, а на третьей - т книг. Сколько книг на трёх полках? (2п + т.) Сравните а а с, если а = 5с. (а больше с в 5 р. или с меньше а в 5 р.). Составьте равенство, исходя из условия: х больше у в п раз. (х — пу. ) Составьте задачу по уравнению 2х = 28. (Например, в корзине было нес- 110
M)j:ibKO грибов. После того как в неё добавили столько же, в ней стало 28 гри- Гн)1з. Сколько грибов было в корзине?) Аналогичные упражнения могут быть предложены учащимся при изучений ДРУгах арифметических действий. В методике обучения решению задач предлагаются также другие системы упражнений для достижения поставленной цели. Например, рассматриваются конкретные текстовые задачи и после прочтения их текстов учащимся предла- , п^тся ответить на вопросы. Приведем примеры. 3 а д а ч а 1. Теплоход «Метеор» за час проходит расстояние в 5 раз рш1ыяее, чем катер. Сколько км в час проходит каждый из них, если сумма их ^к^ростей равна 90 км/ч? Задания. 1) Назовите величины, которые связаны зависимостями: одна больше другой в 5 раз; б) одна меньше другой в 5 раз; 2) Если катер пр(эходит х км/ч, то как можно истолковать выражения 5х; 5х + х? Значение ка- к()р величины известно по условию задачи? Задача 2. На школьной математической олимпиаде было предложено X .;адач. За каждую решенную задачу засчитывалось 5 очков, а за каждую нерешенную задачу списывалось 3 очка. Сколько задач правильно решил ученик, он получил 24 очка? Задание. Установите, к решению каких из приведенных уравнений сврдится решение предложенной задачи: а)5х-3(8-х) = 24; в) 5(8-х)-Зх = 24; д)3у = 24; б) 5х = 24; г) 5х - 3(8 + х) = 24; е) 5х + 3(8 _х) = 24. Задания к задачам не требуют решения исходных задач. Первая группа Л11(дач направлена на формирование умения видеть всевозможные зависимости мс*жду величинами, входящими в задачу; вторая группа формирует умение видеть в математическом выражении или формуле определенное содержание, т.е. ^тематическую модель. Текстовые задачи в 5-6-х классах и методы их решения имеют важное методическое значение. Прочное усвоение методов решения «чисто арифметиче- ских» задач позволяет подготовить учащихся к осознанному решению задач алгебраическим и геометрическим методами. Программа по математике средней школы предусматривает в 5-6-х клас- сах решение (наряду с известными типами задач) основных задач на проценты, иС1 дроби и на составление пропорций. В 5 классе по учебнику Н. Я. Виленкина и др. изучаются 3 основные зада- .„jt НЯ проценты: а) нахождение процентов числа; б) нахождение числа по дан- -шу числу его процентов и в) нахождение процентного отношения двух чисел, однако эти виды задач не выделяются, так как в качестве основного способа решения задач на проценты принят способ приведения к единице. Он имеет преимущества: проще для выполнения вычислений; приучает учащихся выделять число, принимаемое за 100%; не требует запоминания правил решения того или иного вида задач на ,, роценты, а основан на рассуждениях. 111
- Цели, содержание и структура курса математики 5-6 классов
- Значение и место учения о числе в курсе математики общеобразовательной школы
- 5 Класс
- 6 Класс
- 3. Различные пути расширения понятия числа
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 6. Методика изучения положительных и отрицательных чисел
- I. Основные типы преобразований и этапы их изучения
- III этап. Организация целостной системы преобразований (синтез).
- Буквенной части слагаемых пока остается первой.
- 1. Содержание и роль линии уравнений и неравенств в современном школьном курсе математики
- 2. Основные понятия линии уравнений и неравенств
- I * hi лаже он и возникает по ходу обсуждения процесса решения, то ответ на не-
- Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
- * Последовательность изучения линии уравнений и неравенств
- I )гапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в основной школе
- 1* Курсе математики 5 класса понятие уравнения трактуется аналогично.
- Основные классы неравенств изучаются сразу вслед за изучением со- »»I мотствующих классов уравнений.
- I Ъшить уравнение - это значит найти все его корни или установить, что их нет.
- Решение квадратных уравнений и неравенств
- Il Графический метод (I способ)
- Графический метод
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых одно или оба уравнения второй степени
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Il Графический метод
- Il Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- 1. Цели обучения решению текстовых задач
- 2. Пропедевтика алгебраического и геометрического методов решения текстовых задач
- 3. Этапы решения задач на составление уравнений и их реализация
- Этап {перевод задачи на геометрический язык).
- Этап (решение задачи на геометрическом языке).
- 1. Из истории введения понятия функциональной зависимости в школьный курс математики
- 2. Различные трактовки понятия функции
- 3. Методика введения понятия функции
- Этап. Мотивация введетя понятия.
- Исследовать функцию на основные свойства.
- Использовать изученные свойства функций при решении различных задач, в частности уравнений и неравенств.
- Влияние коэффициентов hub на поведение функции
- Взаимное расположение графиков линейных функции
- Б. Интеграция аналитического и графического методов в изучении квадратичной функции
- 1. Цели и задачи курса геометрии основной школы
- 2. Содержание обучения геометрии в 7-9 классах
- 3. Логические основы изложения геометрии в 7-9 классах
- Аксиомы принадлежности
- Аксиомы порядка
- Аксиомы измерения отрезков и углов
- Рекомендуемая литература
- 1. Методика изучения основных свойств простейших геометрических фигур
- 1. Учебник а. В. Погорелова: § 1 «Основные свойства простейших геометрических фигур»,
- Определения «через ближайший род и видовые отличия»
- Измерение отрезков и углов
- 3. Учебник а. Д. Александрова и др,: глава I «Начала геометрииж
- 2. Методика формирования геометрических понятий
- 3, Обучение решению задач на первых уроках геометрии
- II группа
- 1. Различные подходы к формированию понятия равенства фигур
- Что нужно знать, чтобы утверждать равенство треугольников abc и dek1
- На рисунке 55 изображено два равных треуголь- ника. Написать равенство этих треугольников, обозначив их вершины.
- Если разносторонние треугольники abc и dkm
- 11Ри иодом пример.
- I (сн тральное место в изучении равных треугольников занимают признаём риионота треугольников.
- Доказательство:
- Доказательство:
- Треугольники вас и cdb равны. Напишите все соотношения, из ко- торых следует равенство указанных треугольников.
- Напишите соотношение между элемен- тами треугольников abc и adc, из которых следовало бы их равенство.
- Какие методические подходы существуют к введению понятия ранено гва фигур в школьном курсе геометрии? Какой подход, на Ваш взгляд, милмется наиболее удачным?
- В чем особенности введения понятия равных треугольников в разных учебниках геометрии?
- Приведите примеры упражнений на усвоение понятия равных треугольников.
- I. Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 1 Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости.
- I. Методика изучения признаков параллельности прямых.
- 1, Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 2. Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости
- 4. Методические замечания к изучению перпендикулярности прямых на плоскости
- В данной плоскости через точку вне данной прямой можно провести только одну прямую, параллельную данной.
- Сумма внутренних углов треугольника равна 2d.
- 1. Различные подходы к изучению многоугольников
- 2. Методика изучения четырехугольников
- Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны,
- Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечении делятся пополам, то этот четырехугольник параллелограмм.
- Какие из систем неравенств задают на плоскости трапецию и почему? Покажите штриховкой множество точек плоскости, заданное системой неравенств:
- 1 H найти площадь трапеции.
- 1, Имеет1 ли ось симметрии фигура, заданная системой неравенств:
- Верно ли утверждение: а) любой правильный многоугольник является выпуклым; б) любой выпуклый многоугольник является правильным?
- Чему равны градусные меры углов: а) правильного пятиугольника; б) правильного двенадцатиугольника; в) правильного тридцатишестиугольника?
- Множество направленных отрезков плоскости.
- Множество классов направленных отрезков плоскости.
- Множество параллельных переносов плоскости.
- Начертите равнобочную трапецию: а) существуют ли векторы, определяемые её вершинами и равные по длине? б) Сколько пар сонаправленных векторов задают вершины трапеции?
- Сколько пар сонаправленных (противоположно направленных) векторов определяют вершины параллелограмма?
- Начертить параллелограмм, обозна- чить его вершины и написать все равные ме- жду собой векторы, началом и концом кото- рых являются вершины параллелограмма.
- Векторы а и ъ равны, что следует из этого?
- 3. Методика изучения действий с векторами
- II. Умножение вектора на число
- Учебник геометрии а. В. Погорелова.
- Учебник геометрии j1. С. Атанасяна и Др.
- Построить вектор, представляющий сумму
- 4. Методика обучения решению задач с помощью векторов
- 1. Дан многоугольник abcde. Представьте ad в виде суммы: а) двух; б) I рёх; в) четырех векторов, заданных вершинами этого многоугольника.
- Представьте вектор ав в виде суммы векторов ас, dc , bd .
- Вектор cDколлинеарен вектору ав и Выразите один век-
- Четырехугольник abcd - квадрат. Упростите выражение { ав - 3 вс)2,
- VI. Упражнения на нахождение длины вектора и величины угла между векторами.
- Какие действия с векторами изучаются в школьном курсе геометрии?
- Б) в треугольнике лвс известны длины всех сторон. Определить его углы.
- II кн. До н. Э.) уже фактически пользовался прямоугольными координатами.
- Простейшие задачи в координатах на плоскости
- Уравнения фигур на плоскости
- 4. Особенности применения метода координат
- 5. Методика формирования координатного метода решения задач
- Решение (координатный метод)
- Iэтап(оптимальный выбор прямоугольной системы координат). Выберем прямоугольную систему координат так, как показано на рис. 93.
- Этап (перевод задачи на координатный
- Так как м середина стороны вс, то л/
- Этап (решение задачи на координат- ном языке).
- Рекомендуемая литература
- Значение тригонометрических функций в школьном курсе математики и различные подходы к их изложению
- I ермипы «косинус», «котангенс» и др. Появились в XI—XVII вв.
- Этапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых
- Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на
- Различные подходы к введению понятии параллельности пря