logo
книга1

Этап (решение задачи на координат- ном языке).

По формуле расстояния между дву-

мя точками находим:

ЛМ= 2)2 + Ф)2 = Л/~19 .

/F этап_(перевод полученного результата с координатного языка на язык задачи).

В нашем случае этот этап осуществляется автоматически: расстояние ме­жду точками А и М (где М - середина ВС) - это и есть длина медианы, прове­денной из вершины А.

Ответ: AM = /19 .

{Решите задачу самостоятельно другими методами: векторным, три­гонометрическим).

Этапы формирования координатного метода у учащихся аналогичны эта­пам формирования векторного метода: 1) подготовительный; 2) мотивацион­ный; 3) ориентировочный; 4) этап овладения отдельными компонентами мето­да; 5) этап формирования метода «в целом».

Этапы решения алгебраической задачи координатным методом

Пусть, например, требуется решить графически систему уравнений

\ху = 5, х22 = 26.

Решение осуществляется по этапам,

  1. этап. Перевод данных уравнений (неравенств) на графический язык.

  2. этап. Графическое решение задачи, то есть нахождение координат точек пересечения графиков (для уравнения или системы уравнений) или интервалов, на которых справедливо данное неравенство или система неравенств.

  3. этап. Перевод полученного ответа с графического (геометрического) языка на алгебраический.

Решение данной системы уравнений графическим методом выглядит следующим образом.

I этап. Из первого уравнения системы выразим у через jc: у = -. Графи-

л:

ком данной функции является гипербо- ла. Графиком второго уравнения сис- темы, х + у2 = 26, является окружность с центром в начале координат и радиу- сом г = /26 = 5,1.

  1. этая._Построим в одной системе координат графики уравнений системы (рис. 94).

  2. этап. Из рисунка находим ко- ординаты точек пересечения графиков: (5; 1), (1; 5), (-5; -1), (-1; -5).

О т в е т: (5; 1), (1; 5), (-5; -1), (-1; -5).

Иногда в качестве первого этапа выступает этап преобразования данного и мдиче уравнения (неравенства) или системы уравнений (неравенств) к виду, удобному для перевода на графический язык.

В текстовых алгебраических задачах, решаемых геометрическим или I рмфическим методом последовательность названных выше этапов сохраняется I подробнее о решении алгебраических задач геометрическим методом см. в нищих работах [5], [6] и др.)

Вопросы и задания

  1. Кто одним из первых использовал прямоугольные координаты?

  2. Что означают в переводе с греческого слова «парабола», «гипербола», •• тише»?

  3. Кем впервые была систематически развита идея координатного метода?

  4. В каком научном труде излагались основные идеи аналитической гео~ мг I рии на плоскости?

  5. Каково значение аналитической геометрии в математике?

0. Что дает нам введение понятия координаты в школьный курс матема-

1ИМ1?

7. В чем сущность координатного метода?

К. В чем эффективность координатного метода?

о. Какова схема изучения метода координат на плоскости по учебникам »I рии А. В. Погорелова, Л. С. Атанасяна, А. Д. Александрова и др.?

  1. Какие простейшие задачи в координатах решают учащиеся при изу­чении планиметрии?

  2. Что называется уравнением фигуры на плоскости в декартовых коор- чннмтч?

IЛ ()пишите методику вывода уравнения окружности с центром в точке

  1. .», »и) радиуса г.

245