Значение тригонометрических функций в школьном курсе математики и различные подходы к их изложению
Тригонометрические функции играют важную роль в математике и ее приложениях. Они описывают связи между сторонами и углами треугольников. Тригонометрические функции и их использование в курсе геометрии позволяет рассматривать понятие функции как важнейшее понятие математики, связывая тем самым курсы алгебры и геометрии. Велико значение тригонометрических функций в формировании научного мировоззрения: с их помощью геометрические факты находят применение в практической деятельности, в частности при проведении различных измерительных работ на местности, они являются моделью многих периодических процессов (биение сердца, зависимость напряжения в металле от нагрузки на него и т. д.).
В учебной литературе существуют различные системы изложения тригонометрических функций.
Ограничиваются рассмотрением тригонометрических функций острого угла прямоугольного треугольника. Такой подход был реализован в учебнике А. П. Киселева.
Вначале вводят тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника, доказывают несколько теорем с их использованием, затем распространяют понятие тригонометрических функций на множество углов от 0° до 180°, и рассматривают их различные приложения. Такая система излагается в учебнике А. В. Погорелова.
В учебнике А. Д. Александрова и др. рассматриваются параллельно тригонометрические функции острого и тупого углов.
Тригонометрические функции сразу рассматривают на множестве углов, изменяющихся от 0° до 180°, затем частный случай от 0° до 90° -
248
Авторы учебников | |
и/и А. В. Погорелое | Л. С. Атанасян и др. |
8 класс | |
| §7. Теорема Пифагора | Глава VII. Подобные треугольники § 4. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. |
1 Косинус острого угла прямоугольного | ре-угольника, теорема о зависимости косинуса угла только от градусной меры угла. | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. |
Георема Пифагора (использование коей нуса угла для ее доказательства). | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°. |
249
3. | Определение синуса угла а, тангенса угла от (яг -острый угол) и теорема о зависимости их только от величины угла а. |
|
4. | Основные тригонометрические тожде- sina ,2 2 1 ства: tga = ; sin or + cos a-1; cosor 2 l 1 l l l + rg ar= 2 ;l+, 2 = . 2 ■ cos or tg a sm a |
|
5. | Значения синуса, косинуса, тангенса некоторых углов. Формулы: sin (90° -а) = cos a, cos(90° -a) = sina. |
|
6. | Изменение синуса, косинуса и тангенса при возрастании угла. |
|
| §8. Декартовы координаты на плоскости |
|
7. | Определение синуса, косинуса и тангенса для любого угла от 0° до 180°. |
|
| §10. Векторы |
|
8. | Использование косинуса угла при изучении скалярного произведения векторов. |
|
| 9 класс | |
| §12, Решение треугольников | Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. §1. Синус, косинус и тангенс угла а (0° < or < 180°) |
9. | Теорема косинусов а2 = Ъ2 +с2 -2bccosA. | Основное тригонометрическое тождество. sin2 а + cos2 а -1. Формулы приведения sin (90° -а) = cos a, cos(90° -a) = sina. |
10. | Теорема синусов а b с sin A sin В sin С | Формулы для вычисления координат точки. |
11. | Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами. | §2. Соотношение между сторонами и углами треугольника |
12. | Решение треугольников. | Теорема о площади треугольника S =—absinC. 2 |
| §13. Многоугольники | Теорема синусов а Ъ с sin A siпВ sin С |
13. | Использование тригонометрических функций при изучении формул для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников. | Теорема косинусов а1 - Ъ2 + с2 - 2be cos А - обобщенная теорема Пифагора, |
| §14. Площади фигур | Решение треугольников. |
14. | Использование тригонометрических функций при выводе формул для вычисления площади треугольника. |
|
В учебнике А. В. Погорелова изложение тригонометрических функций осуществляется по схеме «от частного к общему», а в учебнике Л. С. Атанасяна и др. - «от общего к частному», причем в первом учебнике наблюдается связь изложения тригонометрических функций с изложением геометрического материала, тогда как во втором учебнике применение тригонометрических функций к обосно- манию геометрических зависимостей более ограничено, чем в первом. а) Введение понятий синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника Наиболее принципиальными вопросами методики изучения тригономет- рических функций острого угла прямоугольного треугольника являются: 1) инедение понятий синуса, косинуса и тангенса острого угла и 2) доказательство шниеимости их только от градусной меры угла. Перед введением понятий синуса и косинуса угла желательно выпол- шпъ упражнения на выделение катетов прямоугольных треугольников, приле- жащих к углу, противолежащих углу, на составление отношений катетов к ги- пок* пузе. После выполнения упражнений вводятся определения синуса, косинуса и I апгенса острого угла прямоугольного треугольника. Определение L Синусом острого угла прямоугольно- го треугольника называется отношение противолежащего катета к гипотенузе (рис. 95). Обозначение. sin а. Определение 2. Косинусом острого угла прямо- угольного треугольника называется отношение прилежа- щего катета к гипотенузе. Обозначение, cos а. Определениие 5. Тангенсом острого угла прямо- угольного треугольника называется отношение противо- лежащего катета к прилежащему. Обозначение, tga. | • л ВС S1ПЛ = —, АВ | (1) |
| А ЛС cos А- , АВ | (2) |
| а ВС tgA = . АС | (3) |
251
3. Затем доказывается утверждение: если острый угол одного прямо- угольного треугольника равен острому углу другого прямоугольного треуголь- ника, то синусы этих углов равны, косинусы этих углов равны и тангенсы этих углов равны. Доказательство основано на первом признаке подобия треуголь- ников (В учебнике А. В. Погорелова аналогичное утверждение доказывается с помощью теоремы о пропорциональных отрезках). Действительно, пусть ABC и А \В\ С] - два прямоугольных треугольника с прямыми углами С и С\ и равными острыми углами А и А\. Треугольники ABC и А\В\С\ подобны по первому при- * АВ ВС АС тт знаку подобия треугольников, поэтому —- = = . Из этих равенств А ^В j В ЛС х А1С1 ВС В С А С А С следует, что — = —2—L, то есть sin А = sin Ах. Аналогично — = —L-Ч то есть J АВ А,В, АВ АхВг ВС в с cos А = cos Аь и — = Ц то есть tg A =tgA\. Что и требовалось доказать. АС АХСХ Из этого утверждения следует, что косинус угла (а также его синус) не зависит от расположения треугольника, а зависит только от градусной меры уг- ла. Доказательство независимости тангенса острого угла от размеров треуголь- ника следует из представления тангенса угла через отношение синуса и косину- са этого угла. После доказательства этого утверждения необходимо выполнить с уча- щимися несколько упражнений на построение угла по заданному косинусу (си- нусу) этого угла. Основное тригонометрическое тождество sin2 А + cos2 А = 1 получается из равенств (1) и (2). . 2 j 2 л ВС2 АС2 ВС2 + АС2 sin А + cos А - —г + - АВ2 АВ2 АВ2 По теореме Пифагора ВС2 + АС2 = АВ2, поэтому sin2 А + cos2 А = 1. После доказательства этих утверждений учащиеся находят сначала значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30° и 60°, а затем для угла 45°, при этом используются определения синуса, косинуса и тангенса угла, основное тригонометрическое тождество и теорема Пифагора. В учебнике А. В. Погорелова понятие косинуса угла используется при доказательстве теоремы Пифагора, а в учебнике JL С. Атанасяна и др. теорема Пифагора к этому времени уже доказана и доказательство её основано на понятиях площади квадрата и прямоугольника. Тригонометрические функции острого угла используются для решения прямоугольных треугольников. Они позволяют, зная одну из сторон прямоугольного треугольника и острый угол, находить две другие стороны: зная две стороны, находить острые углы. Доказательство утверждения о том, что для любого острого угла а sin(90°-a) = cosa, cos(90° -а) - sin а могут провести сами учащиеся, выполняя упражнение: Упражнение. Дан прямоугольный треугольник ABC с острым углом а при вершине А. Напишите значение синуса и косинуса углов А и В, сравните их 252
и сделайте вывод. В учебнике А. В. Погорелова рассматривается теорема об изменении sin a, cos а и tg а при возрастании угла а, в частности, об убывании cos а и ее доказательство. Она может быть «открыта» учащимися самостоятельно пу- тем наблюдения за моделью, которая отражает эту зависимость. Модель можно изготовить из спиц (рис. 96). Одна спица АВ крепится неподвижно, другая спица А С закрепляется в точке А и может вра- щаться вокруг нее, занимая положения АСЬ АС2 и т.д. Эта модель хорошо иллюстрирует зави- симость между изменением угла а\ который образуется спицами АВ и АС и косинусом угла а (такую модель можно продемонстрировать и с помощью компьютера). Следующий важный момент в изучении три- гонометрических функций - введение sin a, cos а и tg а, где 0° < а < 180°. Рис. 96 б) Определение синуса, косинуса и тангенса любого угла от 0° до 180° Мотивация расширения области определения тригонометрических функ- ций может быть осуществлена следующим образом. Учитель напоминает уча- щимся, что им уже известны некоторые зависимости между сторонами тре- угольника: 1) в любом треугольнике каждая сторона меньше суммы двух дру- I их сторон; 2) в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов его катетов. Возникает вопрос. Нельзя ли так же определённо, как и для прямоугольно- к) треугольника, выразить зависимость между сторонами любого треугольника? Га кая зависимость существует. Однако для ее выявления необходимо расширить понятие косинуса острого угла на любой угол от 0° до 180°. В учебнике А. В. Погорелова это делается следующим образом. Берется окружность на плоскости ху с центром в точке О радиуса R (рис. 97). От поло- жительной полуоси х в верхнюю полуплоскость откладывается угол а. Пусть х и у координаты точки А, тогда для х . у у острого угла се cosа = —, sma = —,tga = —. R R х Затем значения sin а, cos а я tg а определя- ются этими формулами для любого угла а. (Для tg а угол а *90°.) При таком определении sin 90° = 1; cos 90° = 0; sin 180°= 0; cos 180° = -1; г&180° = 0. Если считать, что совпадающие лучи образу- ют угол 0°, будем иметь: sin 0° = 0; cos 0° = 1; tg 0° = 0. 253
Необходимо акцентировать внимание учащихся на том, что при изменении а от 0° до 180° каждому значению а соответствует единственное значение cos а и единственное значение sin а; при изменении а от 0° до 90° (0° < а < 90°) и от 90° до 180° (90° < а <180°) каждому значению а соответствует единственное значение tg а. Таким образом, косинус и синус являются функциями угла а, где 0° < а < 180°, а тангенс - функцией угла а, где 0° < а < 90° и 90° < а <180°. Функции sin a, cos а и tga называются тригонометрическими функциями. Введенное определение sin a, cos а и Наследует закрепить с помощью упражнений типа: Упражнение. Вычислить cos 120°, sin 120° и tg 120°, используя определения sin а, cos а и tg а. После сообщения этих фактов доказывается теорема, что для любого угла а, 0°< а < 180° sin (180° - а) - sina, cos (180°--а) = - cos а. Для угла а*90°, /g(180°- a) = -tg а . Необходимо подчеркнуть практическую значимость теоремы: она позволяет сводить вычисления sin а, cos а (0° < а < 180°) и tg а, а ф 90°, к вычислению синуса, косинуса и тангенса острого угла. После определения косинуса угла а (0°<а<180°) с учащимися обсуждается зависимость между сторонами треугольника, задаваемая теоремой косинусов. Следует обратить внимание учащихся на то, что теорема Пифагора является её частным случаем. В учебнике Л. С. Атанасяна и др. доказательство теоремы косинусов основано на координатном методе (В учебнике А. В. Погоре- лова на векторном методе). Затем сообщается и доказывается теорема синусов. Теорема синусов эффективна тогда, когда заданы два угла и сторона треугольника, теорема косинусов используется, если заданы две стороны и угол между ними. Далее выражается связь между стороной правильного треугольника и радиусом описанной (вписанной) окружности, площадью треугольника и произведением длин двух его сторон. Тригонометрические функции используются также при выводе формулы площади крута и формулы Герона. В учебнике JI. С. Атанасяна и др. для 9 класса тригонометрическим функциям и соотношениям между сторонами и углами треугольника посвящена отдельная глава (см. Таблицу 1). В отличие от учебника А. В. Погорелова синус угла а (0° < а < 180°) вводится здесь как ордината у точки М перечения луча h, образующего с положительной полуосью абсцисс угол а, и единичной полуокружности; косинус угла - абсцисса х точки М. Определение синуса и косинуса угла а в учебнике являются генетическими определениями: вначале разъясняется происхождение точки М, а затем говорится, что «синусом угла а называется ордината у точки М, косинусом угла - абсцисса х точки М». 254
- Цели, содержание и структура курса математики 5-6 классов
- Значение и место учения о числе в курсе математики общеобразовательной школы
- 5 Класс
- 6 Класс
- 3. Различные пути расширения понятия числа
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 6. Методика изучения положительных и отрицательных чисел
- I. Основные типы преобразований и этапы их изучения
- III этап. Организация целостной системы преобразований (синтез).
- Буквенной части слагаемых пока остается первой.
- 1. Содержание и роль линии уравнений и неравенств в современном школьном курсе математики
- 2. Основные понятия линии уравнений и неравенств
- I * hi лаже он и возникает по ходу обсуждения процесса решения, то ответ на не-
- Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
- * Последовательность изучения линии уравнений и неравенств
- I )гапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в основной школе
- 1* Курсе математики 5 класса понятие уравнения трактуется аналогично.
- Основные классы неравенств изучаются сразу вслед за изучением со- »»I мотствующих классов уравнений.
- I Ъшить уравнение - это значит найти все его корни или установить, что их нет.
- Решение квадратных уравнений и неравенств
- Il Графический метод (I способ)
- Графический метод
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых одно или оба уравнения второй степени
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Il Графический метод
- Il Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- 1. Цели обучения решению текстовых задач
- 2. Пропедевтика алгебраического и геометрического методов решения текстовых задач
- 3. Этапы решения задач на составление уравнений и их реализация
- Этап {перевод задачи на геометрический язык).
- Этап (решение задачи на геометрическом языке).
- 1. Из истории введения понятия функциональной зависимости в школьный курс математики
- 2. Различные трактовки понятия функции
- 3. Методика введения понятия функции
- Этап. Мотивация введетя понятия.
- Исследовать функцию на основные свойства.
- Использовать изученные свойства функций при решении различных задач, в частности уравнений и неравенств.
- Влияние коэффициентов hub на поведение функции
- Взаимное расположение графиков линейных функции
- Б. Интеграция аналитического и графического методов в изучении квадратичной функции
- 1. Цели и задачи курса геометрии основной школы
- 2. Содержание обучения геометрии в 7-9 классах
- 3. Логические основы изложения геометрии в 7-9 классах
- Аксиомы принадлежности
- Аксиомы порядка
- Аксиомы измерения отрезков и углов
- Рекомендуемая литература
- 1. Методика изучения основных свойств простейших геометрических фигур
- 1. Учебник а. В. Погорелова: § 1 «Основные свойства простейших геометрических фигур»,
- Определения «через ближайший род и видовые отличия»
- Измерение отрезков и углов
- 3. Учебник а. Д. Александрова и др,: глава I «Начала геометрииж
- 2. Методика формирования геометрических понятий
- 3, Обучение решению задач на первых уроках геометрии
- II группа
- 1. Различные подходы к формированию понятия равенства фигур
- Что нужно знать, чтобы утверждать равенство треугольников abc и dek1
- На рисунке 55 изображено два равных треуголь- ника. Написать равенство этих треугольников, обозначив их вершины.
- Если разносторонние треугольники abc и dkm
- 11Ри иодом пример.
- I (сн тральное место в изучении равных треугольников занимают признаём риионота треугольников.
- Доказательство:
- Доказательство:
- Треугольники вас и cdb равны. Напишите все соотношения, из ко- торых следует равенство указанных треугольников.
- Напишите соотношение между элемен- тами треугольников abc и adc, из которых следовало бы их равенство.
- Какие методические подходы существуют к введению понятия ранено гва фигур в школьном курсе геометрии? Какой подход, на Ваш взгляд, милмется наиболее удачным?
- В чем особенности введения понятия равных треугольников в разных учебниках геометрии?
- Приведите примеры упражнений на усвоение понятия равных треугольников.
- I. Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 1 Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости.
- I. Методика изучения признаков параллельности прямых.
- 1, Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 2. Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости
- 4. Методические замечания к изучению перпендикулярности прямых на плоскости
- В данной плоскости через точку вне данной прямой можно провести только одну прямую, параллельную данной.
- Сумма внутренних углов треугольника равна 2d.
- 1. Различные подходы к изучению многоугольников
- 2. Методика изучения четырехугольников
- Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны,
- Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечении делятся пополам, то этот четырехугольник параллелограмм.
- Какие из систем неравенств задают на плоскости трапецию и почему? Покажите штриховкой множество точек плоскости, заданное системой неравенств:
- 1 H найти площадь трапеции.
- 1, Имеет1 ли ось симметрии фигура, заданная системой неравенств:
- Верно ли утверждение: а) любой правильный многоугольник является выпуклым; б) любой выпуклый многоугольник является правильным?
- Чему равны градусные меры углов: а) правильного пятиугольника; б) правильного двенадцатиугольника; в) правильного тридцатишестиугольника?
- Множество направленных отрезков плоскости.
- Множество классов направленных отрезков плоскости.
- Множество параллельных переносов плоскости.
- Начертите равнобочную трапецию: а) существуют ли векторы, определяемые её вершинами и равные по длине? б) Сколько пар сонаправленных векторов задают вершины трапеции?
- Сколько пар сонаправленных (противоположно направленных) векторов определяют вершины параллелограмма?
- Начертить параллелограмм, обозна- чить его вершины и написать все равные ме- жду собой векторы, началом и концом кото- рых являются вершины параллелограмма.
- Векторы а и ъ равны, что следует из этого?
- 3. Методика изучения действий с векторами
- II. Умножение вектора на число
- Учебник геометрии а. В. Погорелова.
- Учебник геометрии j1. С. Атанасяна и Др.
- Построить вектор, представляющий сумму
- 4. Методика обучения решению задач с помощью векторов
- 1. Дан многоугольник abcde. Представьте ad в виде суммы: а) двух; б) I рёх; в) четырех векторов, заданных вершинами этого многоугольника.
- Представьте вектор ав в виде суммы векторов ас, dc , bd .
- Вектор cDколлинеарен вектору ав и Выразите один век-
- Четырехугольник abcd - квадрат. Упростите выражение { ав - 3 вс)2,
- VI. Упражнения на нахождение длины вектора и величины угла между векторами.
- Какие действия с векторами изучаются в школьном курсе геометрии?
- Б) в треугольнике лвс известны длины всех сторон. Определить его углы.
- II кн. До н. Э.) уже фактически пользовался прямоугольными координатами.
- Простейшие задачи в координатах на плоскости
- Уравнения фигур на плоскости
- 4. Особенности применения метода координат
- 5. Методика формирования координатного метода решения задач
- Решение (координатный метод)
- Iэтап(оптимальный выбор прямоугольной системы координат). Выберем прямоугольную систему координат так, как показано на рис. 93.
- Этап (перевод задачи на координатный
- Так как м середина стороны вс, то л/
- Этап (решение задачи на координат- ном языке).
- Рекомендуемая литература
- Значение тригонометрических функций в школьном курсе математики и различные подходы к их изложению
- I ермипы «косинус», «котангенс» и др. Появились в XI—XVII вв.
- Этапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых
- Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на
- Различные подходы к введению понятии параллельности пря