2. Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости
В учебной литературе по геометрии для средней школы представлена ришичная последовательность изучения разделов о параллельности и перпендикулярности прямых на плоскости после введения понятий пересекающихся и мг пересекающихся прямых.
В учебнике А. В. Погорелова введение понятия параллельных прямых и инеиома параллельных прямых предшествуют изучению перпендикулярных прямых. Существование параллельных прямых на плоскости, признаки парал- моп.иых прямых, построение параллельных прямых с помощью циркуля и ли- мгПкн излагаются после изучения раздела о перпендикулярных прямых.
В учебном пособии по геометрии под ред. А. Н. Колмогорова изучается мппчпле параллельность прямых, хотя понятие перпендикулярных прямых, знакомое учащимся из курса математики 4-5 классов, используется ранее при и п'чении осевой симметрии.
В учебнике JI. С. Атанасяна и др. изучение взаимного расположения прямых на плоскости начинается с перпендикулярности прямых, а затем изла- I «имея раздел о параллельности прямых на плоскости.
Все названные пути вполне доступны для учащихся, хотя учение о пер- жчинкулярных прямых в логическом отношении проще для них, ближе к их онмIу. Понятие параллельности связано с бесконечностью, что само по себе минипся нелегким в средней школе. Большая роль при изучении раздела о взаимном расположении прямых отводится аксиоме: через любые две точки можно правее ты прямую и только одну.
1 \ начале изучения взаимного расположения прямых на плоскости це-
Взаимное расположение двух прямых на плоскости | ||
X Прямые а и b имеют только одну общую точку А: а и b пересекаются | а b У прямых а и b все точки общие: а и b совпадают | Прямые а и Ъ не имеют общих точек: прямые а и b параллельны |
Особо следует остановиться на том случае, когда все точки двух прямых общие, то есть прямые сливаются. Дальнейшее изложение материала зависит от принятого подхода в учебнике. Возможны два подхода. Случай совпадения двух прямых не рассматривать в дальнейшем, как не представляющий интереса; если речь идет о двух прямых, то их всегда надо представлять себе различными; этот подход изложен в учебниках А. В. Погоре- лова, JL С. Атанасяна и др., А. П. Киселёва. Две совпадающие прямые считают параллельными. Этот подход имеет место в учебном пособии по геометрии под ред. А. Н. Колмогорова. Второй подход дает возможность на определенном этапе изучения геометрии в школе показать учащимся, что параллельность прямых входит в класс эквивалентности, однако само восприятие понятия параллельности прямых в этом случае для учащихся с чисто психологической точки зрения более затруднительно. Учение о параллельности прямых в курсе планиметрии можно разделить на части: \ определение параллельных прямых; существование параллельных прямых; построение параллельных прямых; аксиома параллельных прямых; свойства параллельных прямых; признаки параллельности прямых; применение изученной теории к решению задач. 192
Две прямые называются параллельными, если они: | ||
1) лежат в одной плоскости ) не пересекаются |
|
|
3. Методика изучения признаков параллельности прямых Вопрос о существовании параллельных прямых в разных учебных посопим х решается неодинаково. Здесь можно выделить два подхода: рассматривается специальная теорема, показывающая существование параллельных прямых, а затем дается аксиома параллельных (JI. С. Атанасян и др.); рассматривается аксиома параллельных, а затем доказывается теорема, показывающая существование таких прямых (А. В. Погорелов). Второй подход вызывает большие трудности, так как ряд рассуждений проводится на основе предположения, что такие прямые уже существуют, по- 193
этому при изучении теоремы необходимо сообщить учащимся, что построение параллельных прямых, аксиома параллельных и некоторые свойства парал- лельных рассматривались с учетом предположения, что параллельные прямые реально существуют. Существование параллельных прямых обосновывается в школе двумя пу- тями, а именно: на основе центральной симметрии (В. Г. Болтянский, М. Б. Во- лович, А. Д. Семушин и др.) или на основе свойств углов, образованных при пе- ресечении двух прямых третьей (Л. С. Атанасян и др., А. В. Погорелов). Доказательство теоремы везде ведется методом от противного, однако предложения, на основе которых делается окончательный вывод, различны: в одних случаях - это свойство двух различных прямых не иметь двух и более раз- личных общих точек; в других случаях - это свойство внешнего угла треуголь- ника не быть меньшим или равным внутреннему углу этого треугольника, не смежному с ним. Доказательство теоремы опирается на представление учащихся о неограни- ченности и бесконечности прямой, поэтому теряется наглядность чертежа, возни- кает противоречие правильным интуитивным представлениям учащихся. Вслед- ствие этого чертежу необходимо уделить особое внимание при доказательстве теоремы, при изображении точки пересечения прямых желательно не делать из- ломов. В практике школы большое распространение получили обоснования при- знаков параллельности прямых на основе сравнения углов, образуемых при пе- ресечении двух прямых третьей. Этот раздел не вызывает у учащихся особых затруднений, но следует заметить, что рисунок к введению этих понятий не должен отражать частных случаев: две прямые не должны изображаться парал- лельными, а секущая не должна быть к ним перпендикулярной. Прямые а и Ъ разбивают плоскость на три части: две внешние и одну внутреннюю (рис. 64). Из восьми углов, образующихся при пересечении прямых а и Ъ прямой с, некоторые лежат по одну сторону от прямой с, другие - по разные стороны от прямой с. Некоторые из углов, расположенных по разные стороны от прямой с, получили название накрест лежащих; некоторые углы, расположенные по одну сторону от прямой с, получили название или односторонних, или соответственных. В зави- симости от того, в каких из частей расположены углы, различают внутренние и внешние накрест Рис> 64 лежащие углы (3 и 6, 4 и 5, 1 и 8, 2 и 7), внутренние или внешние односторонние углы (4 и 6, 3 и 5, 1 и 7, 2 и 8), соответственные углы (2 и 6, 1 и 5, 4 и 8, 3 и 7). Для лучшего запоминания углов, названные части, на которые разбивают плоскость прямые а и Ъ, можно закрасить на рисунке в различные цвета, а именно: внутреннюю часть закрасить одним цветом, а внешние части другим цветом. В итоге следует записать: 194
а | А |
1 |
|
Ъ | 2 |
В |
|
Я а/ 6) Рис. 65 в) В учебнике А. В. Погорелова эта теорема формулируется в дизъюнктивной форме. 195
По учебнику Л. С. Атанасяна и др. (рис. 65) | По учебнику А. В. Погорелова (рис. 66) |
1. Если Z1 и Z 2 прямые (рис. 65, б), то аиЬ перпендикулярны к прямой АВ и, следовательно, параллельны. | 1. Пусть а и Ь непараллельны, т. е. пересекаются в точке С. |
2. Пусть Z1 и Z 2 не прямые. Из середины О отрезка АВ проведем перпендикуляр ОН к прямой а (рис. 65, в). | 2. Секущая АВ разбивает плоскость на две полуплоскости. В одной из них лежит точка С. Построим треугольник ВАС\ равный треугольнику ABC, с вершиной С\ в другой полуплоскости. |
3. На прямой Ъ от точки В отложим отрезок ВН, равный отрезку АН (рис. 65, в), и проведем отрезок ОН\. | 3. По условию Z 1 = Z 2 . Так как соответствующие углы треугольников АВС\ и ВАС с вершинами А и В равны, то они совпадают с внутренними накрест лежащими углами. |
4. АОНА - А ОН] В по первому признаку равенства треугольников (АО ~ ВО, АН= ВН\, Z 1 = Z 2), поэтому Z3 = Z 4и Z 5 = Z6. | 4. Из п. 3 следует, что прямая АС\ совпадает с прямой а, а прямая ВС\ совпадает с прямой Ъ. |
5. Из равенства Z 3 = Z 4 следует, что точка Н\ лежит на продолжении луча ОН, т. е. точки Я, 0 и #i лежат на одной прямой. | 5.Таким образом, через точки С и Cj проходят две различные прямые а и Ъ9 что невозможно. Значит, прямые а и b параллельны. |
6. Из равенства Z 5 = Z 6 следует, что Z 6 - прямой (так как Z 5 - прямой). |
|
7. Из п. 6 следует, что а и Ъ перпендикулярны к прямой НН\, поэтому а || Ъ. |
|
196
- Цели, содержание и структура курса математики 5-6 классов
- Значение и место учения о числе в курсе математики общеобразовательной школы
- 5 Класс
- 6 Класс
- 3. Различные пути расширения понятия числа
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 6. Методика изучения положительных и отрицательных чисел
- I. Основные типы преобразований и этапы их изучения
- III этап. Организация целостной системы преобразований (синтез).
- Буквенной части слагаемых пока остается первой.
- 1. Содержание и роль линии уравнений и неравенств в современном школьном курсе математики
- 2. Основные понятия линии уравнений и неравенств
- I * hi лаже он и возникает по ходу обсуждения процесса решения, то ответ на не-
- Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
- * Последовательность изучения линии уравнений и неравенств
- I )гапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в основной школе
- 1* Курсе математики 5 класса понятие уравнения трактуется аналогично.
- Основные классы неравенств изучаются сразу вслед за изучением со- »»I мотствующих классов уравнений.
- I Ъшить уравнение - это значит найти все его корни или установить, что их нет.
- Решение квадратных уравнений и неравенств
- Il Графический метод (I способ)
- Графический метод
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых одно или оба уравнения второй степени
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Il Графический метод
- Il Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- 1. Цели обучения решению текстовых задач
- 2. Пропедевтика алгебраического и геометрического методов решения текстовых задач
- 3. Этапы решения задач на составление уравнений и их реализация
- Этап {перевод задачи на геометрический язык).
- Этап (решение задачи на геометрическом языке).
- 1. Из истории введения понятия функциональной зависимости в школьный курс математики
- 2. Различные трактовки понятия функции
- 3. Методика введения понятия функции
- Этап. Мотивация введетя понятия.
- Исследовать функцию на основные свойства.
- Использовать изученные свойства функций при решении различных задач, в частности уравнений и неравенств.
- Влияние коэффициентов hub на поведение функции
- Взаимное расположение графиков линейных функции
- Б. Интеграция аналитического и графического методов в изучении квадратичной функции
- 1. Цели и задачи курса геометрии основной школы
- 2. Содержание обучения геометрии в 7-9 классах
- 3. Логические основы изложения геометрии в 7-9 классах
- Аксиомы принадлежности
- Аксиомы порядка
- Аксиомы измерения отрезков и углов
- Рекомендуемая литература
- 1. Методика изучения основных свойств простейших геометрических фигур
- 1. Учебник а. В. Погорелова: § 1 «Основные свойства простейших геометрических фигур»,
- Определения «через ближайший род и видовые отличия»
- Измерение отрезков и углов
- 3. Учебник а. Д. Александрова и др,: глава I «Начала геометрииж
- 2. Методика формирования геометрических понятий
- 3, Обучение решению задач на первых уроках геометрии
- II группа
- 1. Различные подходы к формированию понятия равенства фигур
- Что нужно знать, чтобы утверждать равенство треугольников abc и dek1
- На рисунке 55 изображено два равных треуголь- ника. Написать равенство этих треугольников, обозначив их вершины.
- Если разносторонние треугольники abc и dkm
- 11Ри иодом пример.
- I (сн тральное место в изучении равных треугольников занимают признаём риионота треугольников.
- Доказательство:
- Доказательство:
- Треугольники вас и cdb равны. Напишите все соотношения, из ко- торых следует равенство указанных треугольников.
- Напишите соотношение между элемен- тами треугольников abc и adc, из которых следовало бы их равенство.
- Какие методические подходы существуют к введению понятия ранено гва фигур в школьном курсе геометрии? Какой подход, на Ваш взгляд, милмется наиболее удачным?
- В чем особенности введения понятия равных треугольников в разных учебниках геометрии?
- Приведите примеры упражнений на усвоение понятия равных треугольников.
- I. Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 1 Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости.
- I. Методика изучения признаков параллельности прямых.
- 1, Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 2. Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости
- 4. Методические замечания к изучению перпендикулярности прямых на плоскости
- В данной плоскости через точку вне данной прямой можно провести только одну прямую, параллельную данной.
- Сумма внутренних углов треугольника равна 2d.
- 1. Различные подходы к изучению многоугольников
- 2. Методика изучения четырехугольников
- Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны,
- Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечении делятся пополам, то этот четырехугольник параллелограмм.
- Какие из систем неравенств задают на плоскости трапецию и почему? Покажите штриховкой множество точек плоскости, заданное системой неравенств:
- 1 H найти площадь трапеции.
- 1, Имеет1 ли ось симметрии фигура, заданная системой неравенств:
- Верно ли утверждение: а) любой правильный многоугольник является выпуклым; б) любой выпуклый многоугольник является правильным?
- Чему равны градусные меры углов: а) правильного пятиугольника; б) правильного двенадцатиугольника; в) правильного тридцатишестиугольника?
- Множество направленных отрезков плоскости.
- Множество классов направленных отрезков плоскости.
- Множество параллельных переносов плоскости.
- Начертите равнобочную трапецию: а) существуют ли векторы, определяемые её вершинами и равные по длине? б) Сколько пар сонаправленных векторов задают вершины трапеции?
- Сколько пар сонаправленных (противоположно направленных) векторов определяют вершины параллелограмма?
- Начертить параллелограмм, обозна- чить его вершины и написать все равные ме- жду собой векторы, началом и концом кото- рых являются вершины параллелограмма.
- Векторы а и ъ равны, что следует из этого?
- 3. Методика изучения действий с векторами
- II. Умножение вектора на число
- Учебник геометрии а. В. Погорелова.
- Учебник геометрии j1. С. Атанасяна и Др.
- Построить вектор, представляющий сумму
- 4. Методика обучения решению задач с помощью векторов
- 1. Дан многоугольник abcde. Представьте ad в виде суммы: а) двух; б) I рёх; в) четырех векторов, заданных вершинами этого многоугольника.
- Представьте вектор ав в виде суммы векторов ас, dc , bd .
- Вектор cDколлинеарен вектору ав и Выразите один век-
- Четырехугольник abcd - квадрат. Упростите выражение { ав - 3 вс)2,
- VI. Упражнения на нахождение длины вектора и величины угла между векторами.
- Какие действия с векторами изучаются в школьном курсе геометрии?
- Б) в треугольнике лвс известны длины всех сторон. Определить его углы.
- II кн. До н. Э.) уже фактически пользовался прямоугольными координатами.
- Простейшие задачи в координатах на плоскости
- Уравнения фигур на плоскости
- 4. Особенности применения метода координат
- 5. Методика формирования координатного метода решения задач
- Решение (координатный метод)
- Iэтап(оптимальный выбор прямоугольной системы координат). Выберем прямоугольную систему координат так, как показано на рис. 93.
- Этап (перевод задачи на координатный
- Так как м середина стороны вс, то л/
- Этап (решение задачи на координат- ном языке).
- Рекомендуемая литература
- Значение тригонометрических функций в школьном курсе математики и различные подходы к их изложению
- I ермипы «косинус», «котангенс» и др. Появились в XI—XVII вв.
- Этапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых
- Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на
- Различные подходы к введению понятии параллельности пря