Влияние коэффициентов hub на поведение функции
1. При к = 0 формула у = кх + Ъ имеет вид у = Ох + Ъ, то есть у~Ь. Линейная функция, задаваемая формулой у = Ъ, принимает одно и то же значение при любом х, например, функция у = -2 принимает значение -2 при любом х. Функция у = b - это частный случай линейной функции. Её графиком является прямая, параллельная оси ОХ и проходящая через точку (0; -2).
Для учащихся построение графика функции у = Ъ представляет определенную трудность психологического характера, так как в такой формуле в явном виде не содержится переменная х. Поэтому можно рекомендовать записывать формулу у = b в виде у = Ох + Ъ, тогда, как и в общем случае, учащиеся
137
смогут находить пары соответственных значений х и у. (При этом в качестве х берется любое число, а значение у при любом х оказывается равным Ь.) Желательно, чтобы на первых же уроках учащиеся усвоили, что графиком функции у = b служит прямая, параллельная оси ОХ.\ и что при Ъ = О мы получаем саму ось ОХ. 2. Вторым частным случаем линейной функции является прямая пропорциональность. Введение прямой пропорциональности осуществляется следующим образом. Рассматривается пример: пусть V- объем железного бруска в см3, т - его масса в г. Так как плотность железа равна 7,8 г/см3, то т = 7,8 К Зависимость массы железного бруска от его объема является примером функции, которая задается формулой вида у = кх9 где х - независимая переменная, к- число, отличное от нуля. Такую функцию называют прямой пропорциональностью. Затем формулируется определение. Определение. Прямой пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой вида у = for, где х - независимая переменная, к - число, отличное от нуля. Учащимся сообщается, что прямая пропорциональность является частным случаем линейной функции, так как формула у = кх получается из формулы;; = кх + Ъ при Ъ~ 0. Отсюда следует, что графиком прямой пропорциональности служит прямая. Эта прямая проходит через начало координат, так как прих = 0 у = 0. Итак, графиком прямой пропорциональности является прямая., проходящая через начало координат. Для построения графика прямой пропорциональности достаточно отметить какую-либо точку графика, отличную от начала координат, и провести через эту точку и начало координат прямую. (Учащимся предлагается построить график функции у = 0,5х.) Расположение графика функции у = кх в координатной плоскости зависит от коэффициента к. Из формулы у = кх находим, что если х = 1, то у = к. Значит, график функции у = кх проходит через точку (1; к). При к > 0 эта точка расположена в первой координатной четверти, а при к < 0 - в четвертой. Отсюда следует, что при к > 0 график прямой пропорциональности расположен в I и III координатных четвертях, а при к < 0 - во II и IV четвертях. Итак, обучив семиклассников построению графика линейной функции, можно приступить к элементарному исследованию свойств этой функции. В 7-м классе возможно аналитически выделить значения аргумента, при которых линейная функция принимает положительные (отрицательные) значения, доказать монотонность линейной функции. При этом придется обходиться определениями действий над положительными и отрицательными числами. Все остальные свойства (например, роль и геометрический смысл коэффициентов в уравнении линейной функции) можно установить из геометрических соображений. Достаточно легко устанавливается, что коэффициент Ъ есть значение линейной функции при х = 0. Геометрически Ь означает длину и положение на оси ординат отрезка, отсекаемого графиком функции, считая от 0 (вверх, если Ъ > 0,
и вниз, если Ъ < 0) или иначе, это ордината точки пересечения графика функции с осью OY (абсцисса этой точки всегда равна 0). А коэффициент к находится в случае прямой пропорциональности у = кх как к = у(1), В общем случае линейной функции как к = у(1) - Ь, Учащимся следует все это показать на графиках функций (рис. 41а, б). Рис. 41 Значительные трудности представляет случай отрицательных значений углового коэффициента; для него требуется отдельная работа, построенная аналогично. Конечно, необходимы упражнения в отыскании коэффициентов линейной функции по их графикам. Начальные упражнения должны быть простыми и иметь своей целью усвоение геометрического смысла коэффициентов формулы, задающей функцию. Приведем примеры. Найдите значения коэффициентов к в уравнениях прямых у = hс, изображенных на рисунке 42. Запишите уравнения этих прямых. а) Найдите значения коэффициентов Ъ для прямых у = кх + 6, изображенных на рисунке 43. б) Каковы числовые значения коэффициентов к для этих прямых с точностью до 0,1? в) Запишите уравнения прямых, изображенных на этом рисунке (измерения дадут приближенные значения к и Ь). 139
- Цели, содержание и структура курса математики 5-6 классов
- Значение и место учения о числе в курсе математики общеобразовательной школы
- 5 Класс
- 6 Класс
- 3. Различные пути расширения понятия числа
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 6. Методика изучения положительных и отрицательных чисел
- I. Основные типы преобразований и этапы их изучения
- III этап. Организация целостной системы преобразований (синтез).
- Буквенной части слагаемых пока остается первой.
- 1. Содержание и роль линии уравнений и неравенств в современном школьном курсе математики
- 2. Основные понятия линии уравнений и неравенств
- I * hi лаже он и возникает по ходу обсуждения процесса решения, то ответ на не-
- Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
- * Последовательность изучения линии уравнений и неравенств
- I )гапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в основной школе
- 1* Курсе математики 5 класса понятие уравнения трактуется аналогично.
- Основные классы неравенств изучаются сразу вслед за изучением со- »»I мотствующих классов уравнений.
- I Ъшить уравнение - это значит найти все его корни или установить, что их нет.
- Решение квадратных уравнений и неравенств
- Il Графический метод (I способ)
- Графический метод
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых одно или оба уравнения второй степени
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Il Графический метод
- Il Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- 1. Цели обучения решению текстовых задач
- 2. Пропедевтика алгебраического и геометрического методов решения текстовых задач
- 3. Этапы решения задач на составление уравнений и их реализация
- Этап {перевод задачи на геометрический язык).
- Этап (решение задачи на геометрическом языке).
- 1. Из истории введения понятия функциональной зависимости в школьный курс математики
- 2. Различные трактовки понятия функции
- 3. Методика введения понятия функции
- Этап. Мотивация введетя понятия.
- Исследовать функцию на основные свойства.
- Использовать изученные свойства функций при решении различных задач, в частности уравнений и неравенств.
- Влияние коэффициентов hub на поведение функции
- Взаимное расположение графиков линейных функции
- Б. Интеграция аналитического и графического методов в изучении квадратичной функции
- 1. Цели и задачи курса геометрии основной школы
- 2. Содержание обучения геометрии в 7-9 классах
- 3. Логические основы изложения геометрии в 7-9 классах
- Аксиомы принадлежности
- Аксиомы порядка
- Аксиомы измерения отрезков и углов
- Рекомендуемая литература
- 1. Методика изучения основных свойств простейших геометрических фигур
- 1. Учебник а. В. Погорелова: § 1 «Основные свойства простейших геометрических фигур»,
- Определения «через ближайший род и видовые отличия»
- Измерение отрезков и углов
- 3. Учебник а. Д. Александрова и др,: глава I «Начала геометрииж
- 2. Методика формирования геометрических понятий
- 3, Обучение решению задач на первых уроках геометрии
- II группа
- 1. Различные подходы к формированию понятия равенства фигур
- Что нужно знать, чтобы утверждать равенство треугольников abc и dek1
- На рисунке 55 изображено два равных треуголь- ника. Написать равенство этих треугольников, обозначив их вершины.
- Если разносторонние треугольники abc и dkm
- 11Ри иодом пример.
- I (сн тральное место в изучении равных треугольников занимают признаём риионота треугольников.
- Доказательство:
- Доказательство:
- Треугольники вас и cdb равны. Напишите все соотношения, из ко- торых следует равенство указанных треугольников.
- Напишите соотношение между элемен- тами треугольников abc и adc, из которых следовало бы их равенство.
- Какие методические подходы существуют к введению понятия ранено гва фигур в школьном курсе геометрии? Какой подход, на Ваш взгляд, милмется наиболее удачным?
- В чем особенности введения понятия равных треугольников в разных учебниках геометрии?
- Приведите примеры упражнений на усвоение понятия равных треугольников.
- I. Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 1 Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости.
- I. Методика изучения признаков параллельности прямых.
- 1, Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 2. Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости
- 4. Методические замечания к изучению перпендикулярности прямых на плоскости
- В данной плоскости через точку вне данной прямой можно провести только одну прямую, параллельную данной.
- Сумма внутренних углов треугольника равна 2d.
- 1. Различные подходы к изучению многоугольников
- 2. Методика изучения четырехугольников
- Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны,
- Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечении делятся пополам, то этот четырехугольник параллелограмм.
- Какие из систем неравенств задают на плоскости трапецию и почему? Покажите штриховкой множество точек плоскости, заданное системой неравенств:
- 1 H найти площадь трапеции.
- 1, Имеет1 ли ось симметрии фигура, заданная системой неравенств:
- Верно ли утверждение: а) любой правильный многоугольник является выпуклым; б) любой выпуклый многоугольник является правильным?
- Чему равны градусные меры углов: а) правильного пятиугольника; б) правильного двенадцатиугольника; в) правильного тридцатишестиугольника?
- Множество направленных отрезков плоскости.
- Множество классов направленных отрезков плоскости.
- Множество параллельных переносов плоскости.
- Начертите равнобочную трапецию: а) существуют ли векторы, определяемые её вершинами и равные по длине? б) Сколько пар сонаправленных векторов задают вершины трапеции?
- Сколько пар сонаправленных (противоположно направленных) векторов определяют вершины параллелограмма?
- Начертить параллелограмм, обозна- чить его вершины и написать все равные ме- жду собой векторы, началом и концом кото- рых являются вершины параллелограмма.
- Векторы а и ъ равны, что следует из этого?
- 3. Методика изучения действий с векторами
- II. Умножение вектора на число
- Учебник геометрии а. В. Погорелова.
- Учебник геометрии j1. С. Атанасяна и Др.
- Построить вектор, представляющий сумму
- 4. Методика обучения решению задач с помощью векторов
- 1. Дан многоугольник abcde. Представьте ad в виде суммы: а) двух; б) I рёх; в) четырех векторов, заданных вершинами этого многоугольника.
- Представьте вектор ав в виде суммы векторов ас, dc , bd .
- Вектор cDколлинеарен вектору ав и Выразите один век-
- Четырехугольник abcd - квадрат. Упростите выражение { ав - 3 вс)2,
- VI. Упражнения на нахождение длины вектора и величины угла между векторами.
- Какие действия с векторами изучаются в школьном курсе геометрии?
- Б) в треугольнике лвс известны длины всех сторон. Определить его углы.
- II кн. До н. Э.) уже фактически пользовался прямоугольными координатами.
- Простейшие задачи в координатах на плоскости
- Уравнения фигур на плоскости
- 4. Особенности применения метода координат
- 5. Методика формирования координатного метода решения задач
- Решение (координатный метод)
- Iэтап(оптимальный выбор прямоугольной системы координат). Выберем прямоугольную систему координат так, как показано на рис. 93.
- Этап (перевод задачи на координатный
- Так как м середина стороны вс, то л/
- Этап (решение задачи на координат- ном языке).
- Рекомендуемая литература
- Значение тригонометрических функций в школьном курсе математики и различные подходы к их изложению
- I ермипы «косинус», «котангенс» и др. Появились в XI—XVII вв.
- Этапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых
- Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на
- Различные подходы к введению понятии параллельности пря