3, Обучение решению задач на первых уроках геометрии
Данный вопрос достаточно полно освещен в учебном пособии Г.И. Сарн и цена «Методика преподавания геометрии в девятилетней школе» (Саранск,
IW2). Рассмотрим его подробно.
«Успех в решении задач, - отмечает автор, - во многом определяется умением извлекать информацию из требования и условия задачи, вычленять от-
■ иные элементы, комбинировать их, переформулировать требование задачи,
мынодить следствия, работать с чертежом. Поэтому формирование этих умений мипжно быть особой заботой учителя математики и осуществляться им систе- мм I и чески и целенаправленно. Особое внимание этому должно быть уделено на первых уроках геометрии в VII классе при изучении первых разделов курса, так Mtits успешное усвоение материала последующих разделов предполагает владение школьниками указанными умениями»’ [5; с.37-38].
Формирование умений происходит, как известно, в процессе выполнения \прижмений. Первые навыки в овладении названными выше действиями учащиеся приобретают при выполнении следующих упражнений.
/ группа
I. Даны прямая и три точки А, В, С, не лежащие на этой прямой. Известии, что отрезок АВ пересекает прямую. При каком условии отрезок ВС пересе- 1* и** I данную прямую?
171
Один из вариантов ответа: отрезок АС не пересекает данную прямую. Что нужно знать, чтобы утверждать, что концы отрезка принадлежат разным полуплоскостям, на которые разбивает плоскость прямая а? Ответ. Отрезок АВ пересекается с прямой а. На луче АВ отложен отрезок АС. Какое условие нужно добавить, чтобы можно было утверждать, что точка С лежит между точками А и В? Ответ. Отрезок А С меньше отрезка^. Точки А, В, С лежат на одной прямой. При каком условии точка С лежит между точками А и В? Ответ. Длина отрезка АВ равна сумме длин отрезков АС и ВС, либо отрезок АВ больше отрезка АС и отрезки АВ и АС отложены на одном луче от его начала^. На стороне АВ треугольника ABC взята точка D. Известно, что AD = 5 см. Дополните условие так, чтобы можно было найти сторону АВ треугольника. Треугольники ABC, PQR и XYZ равны. Известно, что AB = 5cm,QR-6 см. Что ещё нужно знать, чтобы найти остальные стороны каждого треугольника. Какова методика работы с этими упражнениями? Они могут предлагаться учащимся при изучении соответствующих фактов. Например, упражнение 3 - при изучении основных свойств откладывания отрезков, а упражнение 6 - при изучении равенства треугольников. В основном предлагаемые упражнения могут выполняться устно. Акцент делается на их целевом назначении. В качестве примера рассмотрим методику работы с упражнением 3. Этап анализа содержания задачи включает выяснение условия, заключения, вычерчивание рисунка. Дальше беседа с учащимися может быть такой. Учитель. Итак, нам известно, что отрезок АС отложен на луче АВ. Как расположены точки А, В и С? Ученики. Либо точка С лежит между точками А я В, либо точка В лежит между точками А и С. Учитель. А что нам надо установить? Ученики. Надо найти такое условие, которое вместе с данным позволило бы сделать вывод «точка С лежит между точками А и В» Учитель. Что нужно ещё знать, чтобы утверждать, что точка С лежит между точками А я В? Ученики. Отрезок АС меньше отрезка АВ. Учитель. Какое же утверждение мы должны включить в условие? Ученики. АС < АВ. Оформление выполненного упражнения может быть таким. Точка С лежит между точками А и Б, если отрезок АС отложен на луче АВ и АС<АВ. Можно использовать и более подробную запись. Так как отрезок АС отложен на луче АВ, то либо С лежит между А и В, либо В между А и С. Точка С лежит между А я В, если АС < АВ. В поиске решения задачи большую роль играет прием переформулировки её требования. Сущность этого приема заключается в замене требования задачи новым так, чтобы из него вытекало первоначальное требование. На усвоение 172
- Цели, содержание и структура курса математики 5-6 классов
- Значение и место учения о числе в курсе математики общеобразовательной школы
- 5 Класс
- 6 Класс
- 3. Различные пути расширения понятия числа
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 6. Методика изучения положительных и отрицательных чисел
- I. Основные типы преобразований и этапы их изучения
- III этап. Организация целостной системы преобразований (синтез).
- Буквенной части слагаемых пока остается первой.
- 1. Содержание и роль линии уравнений и неравенств в современном школьном курсе математики
- 2. Основные понятия линии уравнений и неравенств
- I * hi лаже он и возникает по ходу обсуждения процесса решения, то ответ на не-
- Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
- * Последовательность изучения линии уравнений и неравенств
- I )гапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в основной школе
- 1* Курсе математики 5 класса понятие уравнения трактуется аналогично.
- Основные классы неравенств изучаются сразу вслед за изучением со- »»I мотствующих классов уравнений.
- I Ъшить уравнение - это значит найти все его корни или установить, что их нет.
- Решение квадратных уравнений и неравенств
- Il Графический метод (I способ)
- Графический метод
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых одно или оба уравнения второй степени
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Il Графический метод
- Il Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- 1. Цели обучения решению текстовых задач
- 2. Пропедевтика алгебраического и геометрического методов решения текстовых задач
- 3. Этапы решения задач на составление уравнений и их реализация
- Этап {перевод задачи на геометрический язык).
- Этап (решение задачи на геометрическом языке).
- 1. Из истории введения понятия функциональной зависимости в школьный курс математики
- 2. Различные трактовки понятия функции
- 3. Методика введения понятия функции
- Этап. Мотивация введетя понятия.
- Исследовать функцию на основные свойства.
- Использовать изученные свойства функций при решении различных задач, в частности уравнений и неравенств.
- Влияние коэффициентов hub на поведение функции
- Взаимное расположение графиков линейных функции
- Б. Интеграция аналитического и графического методов в изучении квадратичной функции
- 1. Цели и задачи курса геометрии основной школы
- 2. Содержание обучения геометрии в 7-9 классах
- 3. Логические основы изложения геометрии в 7-9 классах
- Аксиомы принадлежности
- Аксиомы порядка
- Аксиомы измерения отрезков и углов
- Рекомендуемая литература
- 1. Методика изучения основных свойств простейших геометрических фигур
- 1. Учебник а. В. Погорелова: § 1 «Основные свойства простейших геометрических фигур»,
- Определения «через ближайший род и видовые отличия»
- Измерение отрезков и углов
- 3. Учебник а. Д. Александрова и др,: глава I «Начала геометрииж
- 2. Методика формирования геометрических понятий
- 3, Обучение решению задач на первых уроках геометрии
- II группа
- 1. Различные подходы к формированию понятия равенства фигур
- Что нужно знать, чтобы утверждать равенство треугольников abc и dek1
- На рисунке 55 изображено два равных треуголь- ника. Написать равенство этих треугольников, обозначив их вершины.
- Если разносторонние треугольники abc и dkm
- 11Ри иодом пример.
- I (сн тральное место в изучении равных треугольников занимают признаём риионота треугольников.
- Доказательство:
- Доказательство:
- Треугольники вас и cdb равны. Напишите все соотношения, из ко- торых следует равенство указанных треугольников.
- Напишите соотношение между элемен- тами треугольников abc и adc, из которых следовало бы их равенство.
- Какие методические подходы существуют к введению понятия ранено гва фигур в школьном курсе геометрии? Какой подход, на Ваш взгляд, милмется наиболее удачным?
- В чем особенности введения понятия равных треугольников в разных учебниках геометрии?
- Приведите примеры упражнений на усвоение понятия равных треугольников.
- I. Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 1 Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости.
- I. Методика изучения признаков параллельности прямых.
- 1, Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 2. Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости
- 4. Методические замечания к изучению перпендикулярности прямых на плоскости
- В данной плоскости через точку вне данной прямой можно провести только одну прямую, параллельную данной.
- Сумма внутренних углов треугольника равна 2d.
- 1. Различные подходы к изучению многоугольников
- 2. Методика изучения четырехугольников
- Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны,
- Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечении делятся пополам, то этот четырехугольник параллелограмм.
- Какие из систем неравенств задают на плоскости трапецию и почему? Покажите штриховкой множество точек плоскости, заданное системой неравенств:
- 1 H найти площадь трапеции.
- 1, Имеет1 ли ось симметрии фигура, заданная системой неравенств:
- Верно ли утверждение: а) любой правильный многоугольник является выпуклым; б) любой выпуклый многоугольник является правильным?
- Чему равны градусные меры углов: а) правильного пятиугольника; б) правильного двенадцатиугольника; в) правильного тридцатишестиугольника?
- Множество направленных отрезков плоскости.
- Множество классов направленных отрезков плоскости.
- Множество параллельных переносов плоскости.
- Начертите равнобочную трапецию: а) существуют ли векторы, определяемые её вершинами и равные по длине? б) Сколько пар сонаправленных векторов задают вершины трапеции?
- Сколько пар сонаправленных (противоположно направленных) векторов определяют вершины параллелограмма?
- Начертить параллелограмм, обозна- чить его вершины и написать все равные ме- жду собой векторы, началом и концом кото- рых являются вершины параллелограмма.
- Векторы а и ъ равны, что следует из этого?
- 3. Методика изучения действий с векторами
- II. Умножение вектора на число
- Учебник геометрии а. В. Погорелова.
- Учебник геометрии j1. С. Атанасяна и Др.
- Построить вектор, представляющий сумму
- 4. Методика обучения решению задач с помощью векторов
- 1. Дан многоугольник abcde. Представьте ad в виде суммы: а) двух; б) I рёх; в) четырех векторов, заданных вершинами этого многоугольника.
- Представьте вектор ав в виде суммы векторов ас, dc , bd .
- Вектор cDколлинеарен вектору ав и Выразите один век-
- Четырехугольник abcd - квадрат. Упростите выражение { ав - 3 вс)2,
- VI. Упражнения на нахождение длины вектора и величины угла между векторами.
- Какие действия с векторами изучаются в школьном курсе геометрии?
- Б) в треугольнике лвс известны длины всех сторон. Определить его углы.
- II кн. До н. Э.) уже фактически пользовался прямоугольными координатами.
- Простейшие задачи в координатах на плоскости
- Уравнения фигур на плоскости
- 4. Особенности применения метода координат
- 5. Методика формирования координатного метода решения задач
- Решение (координатный метод)
- Iэтап(оптимальный выбор прямоугольной системы координат). Выберем прямоугольную систему координат так, как показано на рис. 93.
- Этап (перевод задачи на координатный
- Так как м середина стороны вс, то л/
- Этап (решение задачи на координат- ном языке).
- Рекомендуемая литература
- Значение тригонометрических функций в школьном курсе математики и различные подходы к их изложению
- I ермипы «косинус», «котангенс» и др. Появились в XI—XVII вв.
- Этапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых
- Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на
- Различные подходы к введению понятии параллельности пря