II группа
Решить задачи, заменив предварительно их требования новыми так, чтобы из них вытекали первоначальные требования.
Докажите, что биссектрисы вертикальных углов лежат на одной прямой.
Указание к решению. Докажите, что угол между биссектрисами вертикальных углов - развернутый.
Отрезки АВ и CD пересекаются в точке О. Докажите, что если отрезки АС, СВ, 13D и AD равны, то прямые АВ и CD перпендикулярны.
Указание к решению. Докажите, что луч АВ является биссектрисой угла CAD, а луч CD - биссектрисой угла АСВ.
Два отрезка АВ и CD пересекаются в точке О, которая является сере- диной каждого из них. Докажите равенство треугольников ACD и ВОС.
Указание к решению. Докажите, что АС = BD и СВ ~ AD.
Постройте две окружности, каждая из которых проходит через центр другой. Сколько общих точек имеют эти окружности?
Указание к решению. Найдите точки пересечения окружностей, каждая из Которых проходит через центр другой.
Если две окружности с центрами 0\ и 02 касаются друг друга в точке А/ внешним образом, то 0\М+ М02 = 0\02. Докажите это.
Указание к решению. Докажите, что точки 0\, 02 и М принадлежат одной прямой.
Методику работы со второй группой упражнений проиллюстрируем на примере 7.1. После выяснения условия и требования задачи, выполнения рисунка, следует акцентировать внимание учащихся на замене требования задачи новым так, чтобы из него следовало первоначальное.
Учитель. Откуда следует, что биссектрисы вертикальных углов лежат на одной прямой? Каким предложением можно заменить требование задачи?
Ученики. Доказать, что угол между биссектрисами вертикальных углов - рптернутый.
Далее следует этап дальнейшего поиска решения задачи, который завинчивается выяснением способа решения: доказательством того, что МОК = 180°, где лучи ОМ и ОК - биссектрисы вертикальных углов АОВ и | ()1 \ с опорой на свойство смежных углов.
Запись решения.
/.МОК = /МОА + ZАОС + /СОК = - /АОВ + /АОС + - / COD =
2 2
■ АОВ+ /АОС= 180°.
Выполнение следующей группы упражнений ориентировано на овладении действием выведения следствий из данных условий. Суть его заключается в ныдолбмии утверждений, являющихся следствием данных. Овладение этим кПп нием предполагает умение видеть различные связи между объектами, данными в условии задачи.
173
группа Точка С лежит между точками А и В, г, точка X - между точками А и С Докажите, что точки А, В, С иХ лежат на одной прямой. Сформулируйте все утверждения, полученные в процессе решения этой задачи. Ответ. 1) А, В, С лежат на одной прямой АС; 2) А, X\ С лежат на одной прямой^ С. Точки А, В, С не лежат на одной прямой. Что следует из этого? Ответ. 1 )АВ + ВС *АС; 2) АС + СВ ФАВ; 3) ВА + АС ФВС. По мере продвижения учащихся в изучении геометрии число сформулированных следствий может возрастать. Так, учащиеся могут отметить и такие следствия: около треугольника ABC можно описать окружность; в треугольник ABC можно вписать окружность. Назовите различные следствия из следующих данных: а) известно, что концы отрезка АВ лежат на отрезке СД но не совпадают с точками С и Д б) на прямой точка А расположена левее точки Д а точка В - левее точки С. Ответ, а) 1) Все точки отрезка АВ лежат на отрезке СД 2) А лежит между С и Д 3)В лежит между С и Д 4) СА < CD и т. д. б) 1 )АВ + ВС=АС; 2) АВ<АС и т. д. Даны окружность с центром в точке О и радиусом R и точка А. Известно, что ОА > R. Что отсюда следует? Ответ. 1) А не лежит на данной окружности; 2) Прямая ОА - секущая и т.д. Сторона АВ треугольника ABC является диаметром окружности, а сторона АС- хордой. Что из этого следует? Ответ. 1) Треугольник ABC - прямоугольный; 2) Треугольник ВОС - равнобедренный {О - центр окружности) и т. д. При выполнении этих упражнений внимание учащихся акцентируется на выводимых следствиях, что прямо подчеркивается в требовании задачи. Рассмотрим, например, упражнение 10. Из условия и определения отрезка следует, что точки А я В лежат между точками С и D. Из последнего утверждения следует, что СА + AD ~ CD, СВ + BD = СД откуда получаем: СА < CD, СВ < CD. Из условия и свойства принадлежности точек и прямых на плоскости имеем, что прямые АВ и CD совпадают. Запись решения может быть следующей: точки А и В лежат между точками С и D (определение отрезка); СА < СВ (свойство величин); прямые АВ и CD совпадают (свойство принадлежности точек и прямых). При выполнении этой группы упражнений можно предлагать учащимся составление задач, используя данные утверждения и их следствия. Примером такой задачи может являться следующая. Концы отрезка АВ лежат на отрезке CD. Докажите, что прямые АВ и CD совпадают. В процессе поиска решения задачи часто приходится осуществлять не только выведение следствий, замену требования задачи новым, из которого следует первоначальное, но и самостоятельно формулировать промежуточную задачу. В упражнениях следующей группы учащимся предлагалось самостоя- 174
тельно подобрать требование (вопрос) к предложенному набору данных и решить полученную задачу. группа Известно, что АВ = 8 см, ВС = 4 см, АС ~ 12 см. Предполагаемые вопросы: Лежат ли точки А, В, С на одной прямой? Лежит ли точка В между точками А и С ? Лежит ли точка А между точками В и С ? В равнобедренном треугольнике ABC с основанием АС проведена медиана ВМ. На ней взята точка К. Предполагаемые требования: Докажите, что треугольники АВК и СВК равны. Докажите, что треугольники АКМ и МСК равны. Докажите, что АК - КС и т. д. Два внешних угла треугольника равны 100° и 150°. Предполагаемые вопросы: 1) Найдите третий внешний угол. 2) Найдите сумму внутренних углов треугольника, не смежных с каждым из данных. Что можно сказать о каждом внутреннем угле треугольника? Найдите все углы треугольника. При решении задач с использованием чертежа часто приходится мысленно выделять (вычленять) отдельные элементы чертежа и сопоставлять их друг с другом. Приведем примеры упражнений такого типа. На отрезке АВ взята точка С. Постройте всевозможные лучи, задаваемые этими точками. Среди них назовите пары совпадающих лучей, пары дополнительных лучей. Имеется четыре луча с общим началом. Сколько углов можно задать с помощью этих лучей? В последней серии упражнений предусматривается формирование умения составлять задачи. Однако прежде чем составить задачу, учащиеся должны сами сформулировать требование, для чего необходимо из данных получить некоторые сведения. Рассмотрим, например, упражнение 13. Из условия задачи следует, что точка В лежит между точками А и С, а, следовательно, точка С не лежит между точками А и В. Требуемые задачи могут быть следующими: .1) Известно, что АВ - 8 см, ВС = 4 см, АС =12 см. Лежат ли точки А, В, С ни одной прямой? Известно, что АВ = 8 см, ВС = 4 см, АС = 4 см. Лежит ли точка В между точками и С? Аналогичная работа проводится и с другими упражнениями. Приведенные упражнения можно представить в ходе лекции на экране с помощью мультимедийного проектора. 175
Вопросы и задания Какие понятия являются неопределяемыми в школьном курсе геометрии? Приведите различные варианты систем неопределяемых понятий в разных школьных учебниках. Какие Вам известны виды определений геометрических понятий? Какие виды определений преобладают в первых разделах учебников геометрии для 7 класса? Подберите для каждого вида определений примеры из учебника. Найдите в учебниках геометрии для средней школы разные варианты определений отрезка, луча, угла. Какова методологическая концепция формирования геометрических понятий? На конкретном примере раскройте этапы формирования геометрических понятий. Какие умения необходимо формировать у учащихся для овладения ими общим умением решать задачи? Составьте или подберите из учебников геометрии задания, направленные на формирование каждого из выделенных умений. Разработайте методику выполнения этих упражнений. Составьте систему упражнений по готовым чертежам на формирование понятия «смежные углы». Рекомендуемая литература Г р у д е н о в, Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя / Я.И. Груденов. - М.: Просвещение, 1990. Г р у д е н о в, Я. И. Изучение определений, аксиом, теорем: Пособие для учителей / Я. И. Груденов. - М.: Просвещение, 1981. Д р а з н и н, И. Е. О работе над определениями / И.Е. Дразнин // Математика в школе. - 1995. - №5.- С. 9. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А .Я. Блох, Е.С. Канин и др.; Сост. Р.С. Черкасов, А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1985. - 336 с. С а р а н ц е в, Г. И. Методика преподавания геометрии в девятилетней школе: Учебное пособие для студентов физ.-мат. факультетов пед. ин-тов / Г.И. Саранцев. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 1992. - 130 с. Софронова, Н. В. Как помочь детям на первых уроках геометрии / Н.В. Софронова // Математика в школе. -1988. - № 4. - С. 24 - 25. Финкелынтейн, В. М. О подготовке учеников к изучению нового понятия, новой теоремы / В.М. Финкельштейн // Математика в школе. - 1996. - № 6. - С. 21 - 23. Ф р о л о в а, Т. Ф. Роль наглядных представлений при изучении первых разделов планиметрии / Т.Ф. Фролова // Математика в школе. - 1989. - № 1. - С. 39 - 45. Школьные учебники геометрии разных авторов (см. лит-ру к лекции VII № 3,4,6 и др.). 176
- Цели, содержание и структура курса математики 5-6 классов
- Значение и место учения о числе в курсе математики общеобразовательной школы
- 5 Класс
- 6 Класс
- 3. Различные пути расширения понятия числа
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 6. Методика изучения положительных и отрицательных чисел
- I. Основные типы преобразований и этапы их изучения
- III этап. Организация целостной системы преобразований (синтез).
- Буквенной части слагаемых пока остается первой.
- 1. Содержание и роль линии уравнений и неравенств в современном школьном курсе математики
- 2. Основные понятия линии уравнений и неравенств
- I * hi лаже он и возникает по ходу обсуждения процесса решения, то ответ на не-
- Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
- * Последовательность изучения линии уравнений и неравенств
- I )гапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в основной школе
- 1* Курсе математики 5 класса понятие уравнения трактуется аналогично.
- Основные классы неравенств изучаются сразу вслед за изучением со- »»I мотствующих классов уравнений.
- I Ъшить уравнение - это значит найти все его корни или установить, что их нет.
- Решение квадратных уравнений и неравенств
- Il Графический метод (I способ)
- Графический метод
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых одно или оба уравнения второй степени
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Il Графический метод
- Il Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- 1. Цели обучения решению текстовых задач
- 2. Пропедевтика алгебраического и геометрического методов решения текстовых задач
- 3. Этапы решения задач на составление уравнений и их реализация
- Этап {перевод задачи на геометрический язык).
- Этап (решение задачи на геометрическом языке).
- 1. Из истории введения понятия функциональной зависимости в школьный курс математики
- 2. Различные трактовки понятия функции
- 3. Методика введения понятия функции
- Этап. Мотивация введетя понятия.
- Исследовать функцию на основные свойства.
- Использовать изученные свойства функций при решении различных задач, в частности уравнений и неравенств.
- Влияние коэффициентов hub на поведение функции
- Взаимное расположение графиков линейных функции
- Б. Интеграция аналитического и графического методов в изучении квадратичной функции
- 1. Цели и задачи курса геометрии основной школы
- 2. Содержание обучения геометрии в 7-9 классах
- 3. Логические основы изложения геометрии в 7-9 классах
- Аксиомы принадлежности
- Аксиомы порядка
- Аксиомы измерения отрезков и углов
- Рекомендуемая литература
- 1. Методика изучения основных свойств простейших геометрических фигур
- 1. Учебник а. В. Погорелова: § 1 «Основные свойства простейших геометрических фигур»,
- Определения «через ближайший род и видовые отличия»
- Измерение отрезков и углов
- 3. Учебник а. Д. Александрова и др,: глава I «Начала геометрииж
- 2. Методика формирования геометрических понятий
- 3, Обучение решению задач на первых уроках геометрии
- II группа
- 1. Различные подходы к формированию понятия равенства фигур
- Что нужно знать, чтобы утверждать равенство треугольников abc и dek1
- На рисунке 55 изображено два равных треуголь- ника. Написать равенство этих треугольников, обозначив их вершины.
- Если разносторонние треугольники abc и dkm
- 11Ри иодом пример.
- I (сн тральное место в изучении равных треугольников занимают признаём риионота треугольников.
- Доказательство:
- Доказательство:
- Треугольники вас и cdb равны. Напишите все соотношения, из ко- торых следует равенство указанных треугольников.
- Напишите соотношение между элемен- тами треугольников abc и adc, из которых следовало бы их равенство.
- Какие методические подходы существуют к введению понятия ранено гва фигур в школьном курсе геометрии? Какой подход, на Ваш взгляд, милмется наиболее удачным?
- В чем особенности введения понятия равных треугольников в разных учебниках геометрии?
- Приведите примеры упражнений на усвоение понятия равных треугольников.
- I. Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 1 Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости.
- I. Методика изучения признаков параллельности прямых.
- 1, Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 2. Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости
- 4. Методические замечания к изучению перпендикулярности прямых на плоскости
- В данной плоскости через точку вне данной прямой можно провести только одну прямую, параллельную данной.
- Сумма внутренних углов треугольника равна 2d.
- 1. Различные подходы к изучению многоугольников
- 2. Методика изучения четырехугольников
- Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны,
- Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечении делятся пополам, то этот четырехугольник параллелограмм.
- Какие из систем неравенств задают на плоскости трапецию и почему? Покажите штриховкой множество точек плоскости, заданное системой неравенств:
- 1 H найти площадь трапеции.
- 1, Имеет1 ли ось симметрии фигура, заданная системой неравенств:
- Верно ли утверждение: а) любой правильный многоугольник является выпуклым; б) любой выпуклый многоугольник является правильным?
- Чему равны градусные меры углов: а) правильного пятиугольника; б) правильного двенадцатиугольника; в) правильного тридцатишестиугольника?
- Множество направленных отрезков плоскости.
- Множество классов направленных отрезков плоскости.
- Множество параллельных переносов плоскости.
- Начертите равнобочную трапецию: а) существуют ли векторы, определяемые её вершинами и равные по длине? б) Сколько пар сонаправленных векторов задают вершины трапеции?
- Сколько пар сонаправленных (противоположно направленных) векторов определяют вершины параллелограмма?
- Начертить параллелограмм, обозна- чить его вершины и написать все равные ме- жду собой векторы, началом и концом кото- рых являются вершины параллелограмма.
- Векторы а и ъ равны, что следует из этого?
- 3. Методика изучения действий с векторами
- II. Умножение вектора на число
- Учебник геометрии а. В. Погорелова.
- Учебник геометрии j1. С. Атанасяна и Др.
- Построить вектор, представляющий сумму
- 4. Методика обучения решению задач с помощью векторов
- 1. Дан многоугольник abcde. Представьте ad в виде суммы: а) двух; б) I рёх; в) четырех векторов, заданных вершинами этого многоугольника.
- Представьте вектор ав в виде суммы векторов ас, dc , bd .
- Вектор cDколлинеарен вектору ав и Выразите один век-
- Четырехугольник abcd - квадрат. Упростите выражение { ав - 3 вс)2,
- VI. Упражнения на нахождение длины вектора и величины угла между векторами.
- Какие действия с векторами изучаются в школьном курсе геометрии?
- Б) в треугольнике лвс известны длины всех сторон. Определить его углы.
- II кн. До н. Э.) уже фактически пользовался прямоугольными координатами.
- Простейшие задачи в координатах на плоскости
- Уравнения фигур на плоскости
- 4. Особенности применения метода координат
- 5. Методика формирования координатного метода решения задач
- Решение (координатный метод)
- Iэтап(оптимальный выбор прямоугольной системы координат). Выберем прямоугольную систему координат так, как показано на рис. 93.
- Этап (перевод задачи на координатный
- Так как м середина стороны вс, то л/
- Этап (решение задачи на координат- ном языке).
- Рекомендуемая литература
- Значение тригонометрических функций в школьном курсе математики и различные подходы к их изложению
- I ермипы «косинус», «котангенс» и др. Появились в XI—XVII вв.
- Этапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых
- Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на
- Различные подходы к введению понятии параллельности пря