3. Этапы решения задач на составление уравнений и их реализация
В методике математики общепринято следующее деление процесса решения задач: 1) анализ текста задачи; 2) поиск способа решения задачи и составление плана решения; 3) осуществление найденного плана; 4) изучение (анализ) найденного решения.
Выделенные этапы представляют норму деятельности человека по ретс нию задач. Однако в реальном процессе решения необязательно явным образом проходить через все указанные этапы. Это зависит от того, насколько решаю щему известен способ решения задачи. Каждый этап имеет свои признаки (ори> ентиры), руководствуясь которыми учитель формирует у учащихся компоненты общего умения решать задачи.
На первом этапе учитель должен добиться того, чтобы учащиеся «при няли» задачу, то есть поняли её смысл, сделав целью своей деятельности. И
itom случае задача становится объектом мышления. Поэтому усвоение текста пэд Исходным здесь является Важное значение на этом этапе имеют краткая запись текста задачи, сос На первом этапе решения необходимо также На втором этапе процесса решения задачи выясняется устанавливается, будет ли неизвестн в Затем осуществляется На третьем этапе осуществляется найденный план решения, в Четвертый этап Какова главная идея решения данной задачи? Нельзя ли указать другие способ Почему рассмотренн Формы записи решения Развернутая, когда решение оформляется в виде связного рассказа. Запись-перечень, когда дается перечень величин, выраженных через 113ачи учащимися будет первой важной целью учителя.выделеше в задаче условия, то есть данных и отношений между ними, и требоватя задачи, то есть искомого (искомых) и отношений между ними. Затем выявляется в задаче основное отношение, направляющее процесс поиска решения. Это отношение обычно имеет вид функциональной зависимости двух типов: а • b = с и а\ + а^ = а^тавление схем, рисунков. Схемы и рисунки выступают в роли наглядного представления содержания задачи и зависимостей величин, входящих в неё. Гщб большее значение приобретает схема в pom модели, выявляющей скрытые шисимости между величинами. Поэтому составлению кратких записей и схем но тексту задачи необходимо специально обучать.актуализировать «базис» Iшшения задачи, то есть теоретическую и практическую основу, необходимую для обоснования решения. Здесь же выясняется, не принадлежит ли задача к и звестному типу задач.стратегия решения:
ым, относительно которого со- г п шляется уравнение, искомая величина или же промежуточная величина (если находят сначала промежуточную величину, то искомая величина выражается через неё);ыясняется, для каких величин соответствующие выражения будут приравниваться.поиск способа решения задачи на основе построении модели поиска. Аналитико-синтетический поиск решения заканчивается получением уравнения. Соответствующий план решения обсуждается с учащимися, при этом используется табличная запись поиска решения задачи. Иногда и пап как способ решения задачи оформляется письменно. В этом он выполняет роль ориентировочной основы деятельности учащегося.ыполня- г гея проверка решения и записывается полученный ответ.- изучение (анализ) найденного решения задачи. На этом этапе выделяется главная идея решения, существенные его моменты, происходит обобщение решения задач данного типа. Выясняются недостатки решения и производится поиск другого, более рационального решения, выявляются и закрепляются в памяти учащихся приемы, которые были использованы в процессе решения задачи. Перед учащимися ставятся вопросы:
ы решения данной задачи? ■ый способ решения является рациональным? И т.д.
Количество зерна, т | I элеватор | II элеватор |
Сначала | ? | ? |
Потом | ? - 750 | ? + 350 |
этап (поиск способа решения задачи и составление плана решения). Здесь обсуждается стратегия решения. Затем вводится обозначение искомой или другой неизвестной величины в зависимости от стратегии. Пусть х т - количество зерна, которое было во втором элеваторе, тогда модель поиска решения задачи в виде таблицы примет вид: Таблица 3 | I элеватор | II элеватор |
Сначала | 2х | X |
Потом | г <^Г\ о | х + 350 |
этап (осуществление найденного плана решения). После построения таблицы 2 делаем пояснение: Так как в задаче сказано, что в обоих элеваторах зерна стало поровну, то можно составить уравнение: 2х- 750 =х + 350, х = 1100. О т в е т: в I элеваторе было 2200 т, во II элеваторе -1100т. 114
этап (изучение (анализ) найденного решения). На этом этапе можно решить данную задачу с помощью линейной диаграммы. Проиллюстрируем, как реализуются этапы решения задачи в этом случае. этап (построение линейной диаграммы). После прочтения текста задачи обсуждаются следующие вопросы (самими учащимися или с помощью учителя): Сколько ситуаций рассматривается в задаче? (Две: первоначальная и конечная.) С какой ситуации следует начать построение линейной диаграммы? (Можно начать построение с первой ситуации и от неё перейти ко второй, а можно сначала построить линейную диаграмму конечной ситуации и перейти от неё к первоначальной. Рассмотрим первый вариант построения линейной диаграммы.) Что будет представлять собой линейная диаграмма первоначальной ситуации? (Два отрезка, один из которых в 2 раза больше другого. Первый отрезок будет изображать количество зерна в первом элеваторе, а второй - во втором.) После этого учащиеся строят диаграмму первоначальной ситуации. Затем рассуждения продолжаются. Как перейти на диаграмме от первой ситуации ко второй? (Надо из первого отрезка вычесть отрезок, условно изображающий 750 т, а ко второму отрезку прибавить отрезок, изображающий 350 т.) Произвольно ли берутся эти отрезки? (Нет, следует учитывать, что ниовь полученные отрезки должны быть равны, так как на обоих элеваторах черна стало поровну.) Выполнив действия с отрезками, учащиеся получают диаграмму конечной ситуации. Первый этап работы над задачей заканчивается обозначением Отрезков и оформлением записей на чертеже. этап (решение получившейся геометрической задачи.) Построенная линейная диаграмма превращает алгебраическую задачу в геометрическую, решение которой основано на использовании свойств длины отрезка, а именно: 1) равные отрезки имеют равные длины; меньший отрезок имеет меньшую длину; 2) если точка делит отрезок на два отрезка, то длина всего отрезка равна сумме длин этих двух отрезков. Решение учащиеся записывают на геометрическом языке, используя обо- тимения отрезков, а результат переводят на естественный язык. В данном случае этот перевод осуществляется автоматически за счет переноса терминологии < III этап). Вначале следует делать подробную запись решения с указанием Torn, что изображает каждый отрезок. Постепенно можно переходить к краткой «и шеи, так как некоторые факты видны на чертеже. Приведем подробную запись решения задачи 1. Решение этап. Пусть отрезок АВ изображает количество зерна в первом элева- ТОре (рис. 32), тогда отрезок CD (CD = ~ АВ) будет изображать количество зерня но втором элеваторе. 115
II этап. 1 способ. О т в е т: в первом элеваторе б Учащиеся могут делать краткую запись решения задачи, например, она может б Решение Ответ: 2200 т, 1100 т. Как видим, в данном случае ответ получили, не составляя уравнение. Необходимо заметить, что диаграмма позволяет составить не только арифметическое в Приведем краткую запись других способов решения задачи 1. способ. Пусть АК = СЕ = Ответ: 2200 т, 1100 т. способ. Пусть CD = 2х- 750 = х + 350. (такое же уравнение получается при решении задачи без диаграммы.) 3 а д а ч я 2 (основное отношение а ■ Ъ = с). По плану бригада должна была выполнить заказ за 10 дней. Но фактически она перевыполняла норму на 27 деталей в день и за 7 дней работы не только выполнила предусмотренное планом задание, но и изготовила сверх плана 54 детали. Сколько деталей в день должна была изготовлять бригада по плану?АВ = 2 CD - первоначальное распределение зерна между элеваторами. Из первого элеватора вывезли 750 т зерна, а на второй элеватор привезли 350 т, поэтому вычтем из отрезка АВ отрезок ВК, условно изображающий 750 т, а к отрезку CD прибавим отрезок DE, изображающий 350 т. (Отрезки ВК и DE берем не произвольно, а такие, чтобы отрезки АК и СЕ были равны.)АК= СЕ - конечное распределение зерна между элеваторами.CD = = FB (по построению), FB = jFX + ХБ - =350 + 750 = 1100, значит, CD= 1100,^#= 1100 • 2 = 2200.ыло 2200 т зерна, во втором - 1100 т.ыть такой:АВ = 2CD - первоначальное распределение зерна между двумя элеватора,- ми.АВ-ВК = АК, CD + DE = СЕ,АК = СЕ -конечное распределение зерна между элеваторами.CD = AF = FB (по построению), FB = FK + КВ, FB = 350 + 750 = 1100, тогда CD= 1100, ЛЯ = 1100 ■ 2 = 2200.ыражение, но и различные уравнения к задаче, которые учащиеся не могут записать без чертежа. Таким образом, появляется возможность решить задачу алгебраически несколькими способами.
х, тогда, так как АВ = 2CD, получим:х + 750 = 2(х- 350), откуда х = 1450, CD = 1450 - 350 = 1000, АВ = 1100 • 2 = 2200.
х, тогда АВ = 2х. Так как АК = СЕ, то имеем:
Величины | По плану | Фактически |
11роизводительность бригады, дет. в день | ? | ? на 27 |
Время работы, дн. | 10 | 7 |
< )бъем выполненной работы | ? | ? на 54 |
Таблица 5 | По плану | Фактически |
I! роизводительность бригады, дет. в день (р) | X | х +27 на 27 |
Время работы, дн. (tp) | 10 | 7 |
()бъем выполненной работы (Ур) | 10х | (х + 27) • 7 на 54 |
Так как по условию задачи бригада за 7 дней работы не только в 10х + 54 = (х + 27) • 7, 10* + 54 = 7х+ 189, Зх = 135, Решение задачи не может заканчиваться решением уравнения: необходимо проверить, удовлетворяет ли полученный корень уравнения условию и требованию щачи, то есть необходимо сделать проверку корня уравнения по смыслу задачи. Проверка (х + 27) • 7 = 72 • 7 = 504 - положительное число, Ох = 10 * 45 = 450 - положительное число, 117этап (осуществление плана решения)ыполнила Здание, но и изготовила сверх плана 54 детали, то можно составить уравнение:х = 45.х = 45 - положительное число, х + 27 = 45 + 27 = 72 - положительное число,
504 - 450 = 54 - положительное число, являющееся данным. Следовательно, х = 45 удовлетворяет условию задачи, то есть является её решением. Ответ: бригада должна была изготовлять в день по плану 45 деталей. IV этап (изучение и анализ найденного решения). На этом этапе можно решить с учащимися задачу геометрическим методом с помощью двумерной диаграммы. Двумерная диаграмма может состоять из площади одного или нескольких прямоугольников (параллелограммов, треугольников, трапеций). Решение D С Рис. 33 Пусть отрезок АВ изображает производительность бригады в день по плану (рис. 33). AD - срок выполнения заказа по плану, тогда Sabcd определяет весь заказ по выпуску деталей. AM изображает количество деталей, которое выпускала бригада ежедневно, АР - срок выполнения заказа, тогда Samnp соответствует количеству деталей, которое выпустила бригада за 7 дней. По условию задачи бригада выпустила сверх плана 54 детали, поэтому имеем: Si + S3 + 54 = S3 + S2 или S\ + 54 = S2, но S2 = 27 ■ 7 = 189, поэтому iSj + 54 = 189, откуда S\ = 135. С другой стороны, Si = ЗАВ, поэтому ЗАВ =135, тогда АВ = 45. Ответ: бригада должна была изготовлять в день по плану 45 деталей. (Подробно об использовании двумерных диаграмм при решении текстовых задач см. в работе [4].) Одно из преимуществ геометрического метода состоит в наглядности. Построение двумерной (или линейной) диаграммы и переход от одного её состояния к другому делает более осязаемым процесс, описываемый в задаче, и тем самым позволяет лучше понять её. При решении задачи геометрическим методом учащиеся могут опираться на чертеж, использовать геометрические знания и умения. Иногда они могут решить задачу, даже не составляя уравнение, ответ бывает виден на чертеже. Геометрический метод решения задачи можно использовать в качестве проверки решения, полученного без чертежа, чисто алгебраически. (Более подробно о 118
Величины | _ I | Размеры площадки II | |
Ширина, м | X |
| х + 4 на 4 |
Длина, м | 840 X |
| 840 — на 5 х + 4 |
Площадь, м2 | 840 |
| 840 |
Уравнение 840 х - 5 = 840 х + в данном случае получается путем сравнения двух выражений одной и той же величины (длины), являющейся вторым компонентом основного отношения а* Ь = с. При том же выбранном неизвестном уравнение можно составить путем сравнения двух выражений другой величины - площади, являющейся третьим компонентом основного отношения а • Ъ = с. Таблица 7 |
| I | Размеры площадки II | |
Ширина, м |
| X |
| х + 4 на 4 |
Длина, м | 840 X | 840 . . 5 на 5 X | ||
Площадь, м2 |
| 840 |
| (М_5Хх + 4) X |
,840 Уравнение будет иметь вид; 840 = (_ - 5)(* + 4). х Возможен и третий путь Поиска решения. Если через х м обозначить ширину площадки, а через у м её длину, то модель поиска решения задачи приведет к системе уравнений: 119
j xy = 840, {(x + Эту же задачу можно решить и геометрическим методом с помощью двумерной диаграммы. Причем, геометрическая модель её будет иметь такой же вид, как и в задаче 2, только, в отличие от первого случая, площади Большие возможности в решении текстовых задач геометрическим методом представляет использование графиков равномерных процессов. Метод решения в этом случае называется графико-геометрическим. Приведем примеры. Задача 4. С двух аэродромов навстречу друг другу вылетели одновременно два самолёта. К моменту встречи первый пролетел на 200 км больше второго. Остальной путь до аэродрома первый пролетел за 5/3 часа, а второй за 12/5 часа. Найти расстояние между аэродромами. L ^5х _ 12 — v--x = 200, 15 3 где х км/ч - скорость первого самолета, II. Решим задачу графико-геометрическим методом. Рассмотрим две прямоугольные систем Рис. 34 Так как движение равномерное, то отрезок 1204)(y - 5) = 840.S\ и Si будут равны. (Решите задачу геометрическим методом самостоятельно!)Алгебраический метод решения задачи (без чертежа) приводит к системе уравнений:у 3 у 5х 12 5у км/ч - скорость второго самолета.ы координат хОу и х О у (рис. 34),Ох и Ох - оси времени с одинаковыми масштабами. Отрезок 00 изображает расстояние между аэродромами.О А - график движения первого самолёта. Второй самолет движется навстречу первому, поэтому отрезок ОЪ - график движения второго самолёта. Пересечение графиков в точке С соответствует моменту встречи самолетов.
Обозначим через х км путь, который пролетел второй самолет до встречи, тогда (х + 200) км пролете Рассмотрим две пары треугольников: А 3 т=—• А 12 — = . (2) 51 х Из равенств (1) и (2) получаем: 3/12 2 „ у , откуда тогда 6 х + 200 5 ~ х ’ решая это уравнение, находим: Всё расстояние Ответ: 2200 км. Аналогично решаются задачи на совместную работу. Задача 5. Двое рабочих, выполняя задание вместе, могли бы закончить его за 12 дней. Если сначала будет работать только один из них, а когда он выполнит половину всей работы, его сменит второй рабочий, то все задание будет закончено за 25 дней. За сколько дней каждый рабочий в отдельности может выполнить все задание? Алгебраический метод решения задачи (без чертежа) приводит к уравнению: 1 1 1 12 х 50-х где Решим задачу графико-геометрическим методом. Построим графическую модель задачи (рис. 35). Для определенности предположим, что перв Проведем СР х A 121л до встречи первый самолет.ОМС ~ ААКС (по первому признаку), тогда:t х + 200ВМС ~ АО КС (по первому признаку), тогда:х + 200t =4,t = 2 (отрицательный корень уравнения не удовлетворяет условию зада- чи). Подставив полученное значение t в (1), получим:х = 1000, тогда х + 200 = 1000 + 200 - 1200.S = 1000 + 1200 = 2200 (км).
х - количество дней, за которое первый рабочий выполнит все задание.
ый рабочий работает быстрее, чем второй. Так как в •додаче работа рассматривается как равномерный процесс, то отрезок AN - график работы первого рабочего, а отрезок BD - график работы второго ра- бочего. AQ - изображает время совместной работы. AQ = 12.NK \\BD, тогда АК =50. Затем используем подобие образо- вавшихся треугольников.ANMA ~ АР КА ~ APCN, отсюда следует, что = 12 + х . (3)NMK ~ APQD ~ АРСВ, отсюда следует, что ~ • (4)
- Цели, содержание и структура курса математики 5-6 классов
- Значение и место учения о числе в курсе математики общеобразовательной школы
- 5 Класс
- 6 Класс
- 3. Различные пути расширения понятия числа
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 4. Методика изучения натуральных чисел
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 5. Основные вопросы методики изучения дробей
- 6. Методика изучения положительных и отрицательных чисел
- I. Основные типы преобразований и этапы их изучения
- III этап. Организация целостной системы преобразований (синтез).
- Буквенной части слагаемых пока остается первой.
- 1. Содержание и роль линии уравнений и неравенств в современном школьном курсе математики
- 2. Основные понятия линии уравнений и неравенств
- I * hi лаже он и возникает по ходу обсуждения процесса решения, то ответ на не-
- Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
- * Последовательность изучения линии уравнений и неравенств
- I )гапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в основной школе
- 1* Курсе математики 5 класса понятие уравнения трактуется аналогично.
- Основные классы неравенств изучаются сразу вслед за изучением со- »»I мотствующих классов уравнений.
- I Ъшить уравнение - это значит найти все его корни или установить, что их нет.
- Решение квадратных уравнений и неравенств
- Il Графический метод (I способ)
- Графический метод
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых одно или оба уравнения второй степени
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Il Графический метод
- Il Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- Графический метод
- 1. Цели обучения решению текстовых задач
- 2. Пропедевтика алгебраического и геометрического методов решения текстовых задач
- 3. Этапы решения задач на составление уравнений и их реализация
- Этап {перевод задачи на геометрический язык).
- Этап (решение задачи на геометрическом языке).
- 1. Из истории введения понятия функциональной зависимости в школьный курс математики
- 2. Различные трактовки понятия функции
- 3. Методика введения понятия функции
- Этап. Мотивация введетя понятия.
- Исследовать функцию на основные свойства.
- Использовать изученные свойства функций при решении различных задач, в частности уравнений и неравенств.
- Влияние коэффициентов hub на поведение функции
- Взаимное расположение графиков линейных функции
- Б. Интеграция аналитического и графического методов в изучении квадратичной функции
- 1. Цели и задачи курса геометрии основной школы
- 2. Содержание обучения геометрии в 7-9 классах
- 3. Логические основы изложения геометрии в 7-9 классах
- Аксиомы принадлежности
- Аксиомы порядка
- Аксиомы измерения отрезков и углов
- Рекомендуемая литература
- 1. Методика изучения основных свойств простейших геометрических фигур
- 1. Учебник а. В. Погорелова: § 1 «Основные свойства простейших геометрических фигур»,
- Определения «через ближайший род и видовые отличия»
- Измерение отрезков и углов
- 3. Учебник а. Д. Александрова и др,: глава I «Начала геометрииж
- 2. Методика формирования геометрических понятий
- 3, Обучение решению задач на первых уроках геометрии
- II группа
- 1. Различные подходы к формированию понятия равенства фигур
- Что нужно знать, чтобы утверждать равенство треугольников abc и dek1
- На рисунке 55 изображено два равных треуголь- ника. Написать равенство этих треугольников, обозначив их вершины.
- Если разносторонние треугольники abc и dkm
- 11Ри иодом пример.
- I (сн тральное место в изучении равных треугольников занимают признаём риионота треугольников.
- Доказательство:
- Доказательство:
- Треугольники вас и cdb равны. Напишите все соотношения, из ко- торых следует равенство указанных треугольников.
- Напишите соотношение между элемен- тами треугольников abc и adc, из которых следовало бы их равенство.
- Какие методические подходы существуют к введению понятия ранено гва фигур в школьном курсе геометрии? Какой подход, на Ваш взгляд, милмется наиболее удачным?
- В чем особенности введения понятия равных треугольников в разных учебниках геометрии?
- Приведите примеры упражнений на усвоение понятия равных треугольников.
- I. Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 1 Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости.
- I. Методика изучения признаков параллельности прямых.
- 1, Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на плоскости
- 2. Различные подходы к введению понятия параллельности прямых на плоскости
- 4. Методические замечания к изучению перпендикулярности прямых на плоскости
- В данной плоскости через точку вне данной прямой можно провести только одну прямую, параллельную данной.
- Сумма внутренних углов треугольника равна 2d.
- 1. Различные подходы к изучению многоугольников
- 2. Методика изучения четырехугольников
- Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны,
- Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечении делятся пополам, то этот четырехугольник параллелограмм.
- Какие из систем неравенств задают на плоскости трапецию и почему? Покажите штриховкой множество точек плоскости, заданное системой неравенств:
- 1 H найти площадь трапеции.
- 1, Имеет1 ли ось симметрии фигура, заданная системой неравенств:
- Верно ли утверждение: а) любой правильный многоугольник является выпуклым; б) любой выпуклый многоугольник является правильным?
- Чему равны градусные меры углов: а) правильного пятиугольника; б) правильного двенадцатиугольника; в) правильного тридцатишестиугольника?
- Множество направленных отрезков плоскости.
- Множество классов направленных отрезков плоскости.
- Множество параллельных переносов плоскости.
- Начертите равнобочную трапецию: а) существуют ли векторы, определяемые её вершинами и равные по длине? б) Сколько пар сонаправленных векторов задают вершины трапеции?
- Сколько пар сонаправленных (противоположно направленных) векторов определяют вершины параллелограмма?
- Начертить параллелограмм, обозна- чить его вершины и написать все равные ме- жду собой векторы, началом и концом кото- рых являются вершины параллелограмма.
- Векторы а и ъ равны, что следует из этого?
- 3. Методика изучения действий с векторами
- II. Умножение вектора на число
- Учебник геометрии а. В. Погорелова.
- Учебник геометрии j1. С. Атанасяна и Др.
- Построить вектор, представляющий сумму
- 4. Методика обучения решению задач с помощью векторов
- 1. Дан многоугольник abcde. Представьте ad в виде суммы: а) двух; б) I рёх; в) четырех векторов, заданных вершинами этого многоугольника.
- Представьте вектор ав в виде суммы векторов ас, dc , bd .
- Вектор cDколлинеарен вектору ав и Выразите один век-
- Четырехугольник abcd - квадрат. Упростите выражение { ав - 3 вс)2,
- VI. Упражнения на нахождение длины вектора и величины угла между векторами.
- Какие действия с векторами изучаются в школьном курсе геометрии?
- Б) в треугольнике лвс известны длины всех сторон. Определить его углы.
- II кн. До н. Э.) уже фактически пользовался прямоугольными координатами.
- Простейшие задачи в координатах на плоскости
- Уравнения фигур на плоскости
- 4. Особенности применения метода координат
- 5. Методика формирования координатного метода решения задач
- Решение (координатный метод)
- Iэтап(оптимальный выбор прямоугольной системы координат). Выберем прямоугольную систему координат так, как показано на рис. 93.
- Этап (перевод задачи на координатный
- Так как м середина стороны вс, то л/
- Этап (решение задачи на координат- ном языке).
- Рекомендуемая литература
- Значение тригонометрических функций в школьном курсе математики и различные подходы к их изложению
- I ермипы «косинус», «котангенс» и др. Появились в XI—XVII вв.
- Этапы изучения линии уравнений, неравенств и их систем в
- Системы уравнений с двумя переменными, в которых
- Цели и этапы изучения взаимного расположения прямых на
- Различные подходы к введению понятии параллельности пря