logo search
книга1

2. Методика изучения четырехугольников

В учебниках А. В. Погорелова, Л. С. Атанасяна и др. методика введения понятия четырехугольника различна, хотя трактовка четырехугольника в этих учебниках одинакова.

В учебнике А. В. Погорелова (8 кл.4) понятие четырехугольника вводится

206

непосредственно его определением. /

Определение. Четырехугольником называется фигура, которая состоит из •iei ырех точек и четырех последовательно соединяющих их отрезков. При этом никакие три из данных точек не должны лежать на одной прямой, а соединяю­щие их отрезки не должны пересекаться.

Данные точки называются вершинами четырехугольника, а соединяющие нч отрезки - сторонами четырехугольника.

В учебнике JI С. Атанасяна и др. (8 кл.) введению этого понятия предше- i iiiyior понятия многоугольника, внутренней и внешней области многоуголь­ники, ныпуклого многоугольника, а также теорема о сумме углов м угольника. (В учебнике А. В. Погорелова эти факты рассматриваются позже.)

В учебнике говорится, что каждый четырехугольник имеет четыре вершины, че I ыре стороны и две диагонали. Две несмежные стороны четырехугольника назы- иию ц я противоположными. Две вершины, не являющиеся соседними, называются I пкже противоположными. Сообщается, что четьфехугольники бывают выпуклыми и неаьшуклыми.

а) Методика введения понятия четырехугольника. Учащиеся уже зна­ком i.t с некоторыми видами четырехугольников, поэтому перед тем как ввести понятие четырехугольника, можно предложить им построить любой четырех­угольник. Рассматривая построенные фигуры, учащиеся делают вывод: четы­рехугольник - фигура, образованная четырьмя точками и четырьмя отрезками, (пн нсдо нател ьно соединяющими эти точки.

Чатем можно предложить упражнения на распознавание четырехугольни­ки шпа: Какие из фигур, изображенных на рис. 74 являются четырехугольни­ками?

В

Рис. 74

Фигура, изображенная на рис. 74в, образована четырьмя точками и че- 1М|н<ми отрезками, последовательно соединяющими их, но три точки А, Б, С >И'*ц| на одной прямой. Фигуру на рис. 746 образуют четыре точки А, В, С, Д нннаиис I ри из них не лежат на одной прямой, и четыре отрезка, но отрезки AD и Ш ' пересекаются. Такие фигуры, хотя и образованы четырьмя точками и че- !ырьми оI резкими, последовательно их соединяющими, не относят к четырех- s I ип.никам.

I пк постепенно уточняется содержание понятия четырехугольника. Затем

I

207