Вопросы к экзамену
Теоретическая часть
1. Общедидактические методы обучения математике (рассказ, беседа, самостоятельная работа, эвристический метод и др.).
2. Методы психологии в обучении математике (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация).
3. Понятие педагогической технологии. Основные параметры технологии обучения. Технологии обучения математике.
4. Методы логики в обучении математике (индукция, дедукция, аналогия).
5. Методы математики в обучении математике (аксиоматический метод, метод математического моделирования, обучение через задачи).
6. Математические понятия и методика их изучения в школьном курсе математики.
7. Математические предложения и доказательства; методика их изучения в школьном курсе.
8. Задачи в обучении математике. Задачи как средство обучения и как цель обучения.
9. Числа и вычисления в школьном курсе математики и методика их изучения.
10. Математические выражения и тождественные преобразования выражений; методика их изучения в школьном курсе математики.
11. Уравнения и неравенства в школьном курсе математики; методика их изучения.
12. Понятие функции; функции в школьном курсе математики; методика их изучения.
13. Логические основы школьного курса геометрии и методика их изучения в средней школе.
14. Геометрические фигуры и их свойства и методика их изучения.
15. Геометрические построения на плоскости и методика их изучения.
16. Геометрические величины в школьном курсе геометрии; методика их изучения.
17. Геометрические преобразования в школьном курсе геометрии, понятие равенства и подобия фигур; методика их изучения.
18. Координаты и метод координат в школьном курсе математики и методика изучения.
19. Векторы в школьном курсе геометрии и методика их изучения.
Практическая часть
Решить математическую задачу. Сформулировать общий прием решения и частные приемы. Составить несколько учебных заданий на формирование умений решать задачи такого типа.
Найти наименьшее натуральное решение неравенства: .
Решить двумя способами задачу:
В фермерском хозяйстве под зерновыми культурами занято 52,5 кв. км. Рожь занимает 2/5, а пшеница 1/3 всех посевов, остальную часть занимает ячмень. Сколько гектаров занимает ячмень?
Докажите, что биссектрисы внешнего угла при вершине равнобедренного треугольника параллельны основанию.
Докажите векторным методом, что диагонали ромба перпендикулярны.
Постройте график функции и укажите интервалы знакопостоянства и монотонности функции у=2х2-4х+3.
Высоты треугольника АВС, проведенные из вершин А и С, пересекаются в точке М. Найдите угол АМС, если А = 70 , С = 80.
Постройте треугольник по стороне и проведенным к ней медиане и высоте.
При симметрии относительно некоторой прямой точка Х переходит в точку Х. Постройте точку, в которую при этой симметрии переходит точка Y.
Даны точки А (-1;-1) и С (-4;3). Составьте уравнение окружности с центром в точке С, проходящей через точку А.
Ответы на вопросы нужно строить по плану, включающий в себя план лекций и выполнения заданий к семинарам.
Ответы на теоретические вопросы билета нужно строить по плану, включающий в себя план лекций и выполнения заданий к семинарам.
Примерный план ответа на экзамене
1. Характеристика математического содержания материала данной содержательно-методической линии. Для конкретной темы – указать ее принадлежность к той или иной линии.
2. Место данной линии (темы) в программе, цели ее изучения.
3. Основные типы математических и учебных задач, требования к математической подготовке учащихся. Решение математической задачи с выполненным методическим заданием.
4. Основные положения методики изучения данной темы, методической линии в основной школе (преобладающие методы обучения, характерные методические приемы организации учебной деятельности учащихся, методические схемы).
5. Примеры (фрагменты уроков), иллюстрирующие п.п. 2–4.
Критерии оценки ответа на экзамене
Студент получает оценку «удовлетворительно», если он при ответе полностью раскрыл любые три пункта плана (или дал краткие ответы на все пункты плана).
Студент получает оценку «хорошо», если он при ответе полностью раскрыл любые четыре пункта плана (обязательным является выполнение п. 5).
Студент получает оценку «отлично», если при ответе он полностью раскрыл все пункты плана.
- С.В Демисенова, л.П.Шебанова, з.И.Янсуфина
- Предисловие
- Раздел I
- Фрагмент рабочей программы дисциплины
- «Методика обучения и воспитания (математика)»
- Пояснительная записка
- Основные цели и задачи
- Требования к подготовке студентов
- Тематическое планирование
- Раздел II содержание семинарских и практических занятий
- 5 Семестр
- Темы семинарских занятий
- Примерная структура семинарских занятий
- Указания к выполнению учебных заданий
- Содержание занятий
- Тема 1. Цели обучения математике в школе. Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Требования к методическому построению учебника
- Тема 2. Планирование работы учителя математики
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Тема 3. Урок математики
- Вопросы для обсуждения
- Ход урока
- Справочный материал
- 1. Основные методические требования к уроку математики
- 2. Основные типы уроков
- Ход урока
- Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе
- Вопросы для обсуждения
- Групповое задание
- Индивидуальное задание Составить справочную и рабочую таблицы по решению задачи по темам группового задания. Справочный материал
- Тема 5. Самостоятельная работа учащихся по математике
- Общие задания
- Групповое задание
- Справочный материал
- Тема 6. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
- Вопросы для обсуждения
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Анализ ошибок
- Математический диктант
- Тема 7. Методика формирования математических понятий
- Справочный материал
- Тема 8. Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
- Общее задание
- Справочный материал
- Общий прием решения математической задачи
- Арифметические задачи
- Прием поиска решения текстовой арифметической задачи (с сюжетом)
- Прием решения текстовой арифметической задачи
- Методика обучения учащихся решению арифметической задачи
- Решение задачи алгебраическим методом
- 6 Семестр Темы семинарских занятий
- 7 Семестр
- Примерная структура занятий
- Виды учебных заданий
- Указания к выполнению учебных заданий
- 7 Семестр
- Указания к выполнению общих заданий
- Типичные методические ошибки при изучении понятий
- Типичные методические ошибки при изучении правил, свойств (теорем)
- Общий прием решения математической задачи
- Указания к выполнению групповых заданий
- Указания к выполнению индивидуальных заданий
- Примеры выполнения учебных заданий
- Примеры выполнения общих заданий Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5 Методика введения понятия «четырехугольник»
- Задание 6
- Задание 7
- Задание 8
- Задание 9
- Задание 9
- Примеры выполнения групповых заданий Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Ход урока
- Задание 5
- 8 Семестр темы семинарских занятий
- Виды общих заданий
- Виды индивидуальных заданий
- Темы для выполнения индивидуальных заданий
- Указания к выполнению учебных заданий
- Примеры выполнения общих заданий Задание 1
- I уровень
- Задание 2
- I уровень
- II уровень
- III уровень
- Задание 3
- III уровень
- III уровень
- Задание 4
- Примеры выполнения индивидуальных учебных заданий Задание 1
- II уровень
- Задание 2
- Задание 3
- 1 Уровень
- Параллельность прямых и плоскостей в пространстве
- 2 Уровень
- 3 Уровень
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- III уровень
- Задание 7
- II уровень
- Отчетная таблица
- Задание 8
- Часть 1.
- Часть 2
- Инструкция по выполнению работы
- Задание 11
- II уровень
- Задание 12
- III уровень
- Раздел III виды и содержание контроля
- Примерные задания для аудиторной контрольной работы
- Тест по теме «Геометрические фигуры, их свойства и методика изучения»
- Домашняя контрольная работа
- Вопросы к зачету
- Вопросы к экзамену
- Раздел IV список рекомендуемой литературы
- 5 Семестр
- Тема 1. Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов
- Тема 2. Планирование работы учителя математики
- Тема 3. Урок математики
- Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе
- Статьи из журнала «Математика в школе» и газеты «Математика»:
- Тема 5. Самостоятельная работа учащихся по математике
- Тема 6. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
- Тема 7. Элементы логики. Методика формирования математических понятий
- Тема 8. Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой
- Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
- Тема 10. Математическое моделирование. Применение основных методов в обучении математике
- Тема 11. Технологический подход к построению обучения математике. Использование опыта учителей-новаторов в обучении математике
- 6 Семестр
- Тема 1: Числовые системы и методика изучения числовых множеств
- Тема 2: Тождественные преобразования выражений и методика их изучения в школьном курсе
- Тема 3: Уравнения, неравенства и их системы и методика изучения их в основной школе
- Тема 4: Функции, их графики и методика изучения функций в основной школе
- Тема 5: Вероятностно-статистическая линия в школьном курсе математики
- 7 Семестр
- Тема 1: Пропедевтический курс геометрии и методика его изучения
- Тема 2: Геометрические фигуры, их свойства и методика изучения
- Тема 3: Геометрические построения на плоскости и методика их изучения
- Тема 4: Геометрические величины, метод площадей и методика их изучения
- Тема 5. Геометрические преобразования, метод геометрических преобразований и методика их изучения
- Тема 6: Координаты, координатный метод и методика их изучения
- Тема 7: Векторы и векторный метод в школьном курсе геометрии и методика их изучения
- 8 Семестр
- Тема 3. Многогранники и методика их изучения
- Тема 4. Тела вращения и методика их изучения
- Тема 5. Геометрические построения в пространстве и методика их изучения
- Тема 6. Геометрические величины: площади поверхностей и объемы тел; методика их изучения
- Тема 7: Координаты, преобразования и векторы в пространстве и методика их изучения
- Тема 1: Тригонометрические функции, уравнения и неравенства
- Тема 2. Степенная, показательная и логарифмическая функции; показательные и логарифмические уравнения и неравенства
- Тема 3. Производная и её применение
- Тема 4. Первообразная и интеграл, применение интеграла
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Содержание
- Учебное пособие