Ход урока
Основное содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Сообщение темы и цели практикума | ||
| После проверки готовности класса к уроку сообщает, что сегодня проводится заключительный урок по разложению многочлена на множители несколькими способами. Ставится задача: научиться разлагать многочлен на множители вынесением общего множителя за скобки, группировкой и применением формул сокращенного умножения.
| Записывают тему урока. |
II. Проверка домашнего задания | ||
Кодопозитив с образцами решений № 396 (2, 3) и № 397 (2, 3) из домашнего задания.
Кодопозитив с проверкой конечного результата № 396 (3): | Включает кодоскоп, проверяет, как выполнено учащимися домашнее задание. Наблюдает за работой учащихся, дает пояснение, выясняет, как проконтролировать, например, правильность предложенного решения задания № 396 (3), к которому нет ответа в учебнике. Сменяет кодопозитив, отвечает на вопросы учащихся, подводит итоги выполнения домашнего задания, выключает кодоскоп. | Сверяют свои решения с образцами, вносят дополнения и исправления. Обращаются за необходимыми пояснениями к учителю, находят способ проверки полученного ими результата в № 396 (3) обратным действием – умножением многочленов. Оформляют проверку решения № 396 (3). |
III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся | ||
| Предлагает Никифорову составить пример на разложение многочлена на множители вынесением общего множителя за скобки. Вызывает Кузьмину для составления и решения примера на разложение многочлена с применением какой-нибудь формулы сокращенного умножения. Для составления и решения примера на разложение многочлена на множители способом группировки вызывает Столбову. Возвращаясь к решению примера № 396 (3), выясняет вместе с учащимися, какие способы применялись в этом случае для разложения многочлена на множители. | Никифоров составляет пример, решает его у доски, остальные записывают вместе с ним в тетрадях: Кузьмина составляет пример, решает, остальные контролируют ее ответ и записывают: Столбова и остальные учащиеся записывают: Учащиеся отвечают на вопросы учителя. |
IV. Инструктирование по выполнению заданий практикума | ||
Таблица с инструкцией. При разложении многочлена на множители полезно соблюдать следующий порядок: 1) вынести общий множитель за скобки (если он есть); 2) попробовать разложить многочлен на множители по формулам сокращенного умножения; 3) попытаться применить способ группировки (если предыдущие способы не привели к цели); 4) проверить полученный результат умножением множителей (многочленов). Кодопозитив.
x3 – 3x +2 = x3 – 4x + x + + 2 = x(x2 - 4) + (x + 2) = = x(x + 2)(x – 2) + (x + 2) = = (x + 2)(x(x – 2) + 1) = = (x + 2)(x2 – 2x + 1) = = (x + 2)(x – 1)2 Проверка: (x + 2)(x – 1)2 = = (x + 2)(x2 – 2x + 1) = = x3 – 2x2 + x + 2x2 – 4x + + 2 = x3 – 3x + 2 | Напоминает, как пользоваться инструкцией на примере разложения на множители многочлена x3 – 3x +2. Отмечает, что попытки реализовать первые два этапа не приводят к успеху. На третьем этапе надо проявить терпение и настойчивость, чтобы отыскать подходящую группировку.
Включает кодоскоп и поясняет специфику реализации третьего и четвертого этапов.
Отмечает, что теперь сами учащиеся должны проявить подобные умения при выполнении заданий практикума. Передает задания каждой группе из 4-5 человек и двойные листы с копиркой для оформления решений каждым учеником. Выключает кодоскоп.
| Читают инструкцию, отвечают на вопросы учителя.
Слушают разъяснения учителя, разбираются в предложенном решении.
Готовятся к выполнению практической работы. |
V. Выполнение заданий в группах
| ||
Раздаточный материал с заданиями для групп. Содержание одного из вариантов задания: 1. Разложить на множители: а) 5 – 5а2; б) 3m2 + 6m + 3; в) 4y2 – (y – c)2; г) x3 – x2y – xy2 + y3. 2. Вычислить: | Управляет самостоятельной работой учащихся. | Выполняют задания с использованием таблиц с инструкцией и с формулами сокращенного умножения. |
VI. Проверка и обсуждение полученных результатов | ||
Кодопозитив с ответами к заданиям. Ответы к рассмотренному варианту задания: 1. а) 5(1 + a)(1 – a); б) 3(m + 1)2; в) (3y – c)(y + c); г) (x + y)(x – y)2. 2. . | Собирает копии решений и готовит учащихся к проверке выполненной работы. Включает кодоскоп и напоминает, что отметка за работу равна числу верно выполненных заданий. Проверяет работы с помощью консультантов из каждой группы и с учетом самооценок подводит итоги работы. Выключает кодоскоп и собирает раздаточный материал. | Копии решений сдают учителю.
Осуществляют самопроверку и самооценку выполнения заданий. Получают разъяснения по возникающим при этом вопросам. |
VII. Постановка домашнего задания | ||
§ 19-23, № 399, 410, 412 | Дает пояснения по домашнему заданию. Сообщает, что следующий урок будет уроком обзорного повторения по теме: «Разложение многочленов на множители» и подготовки к контрольной работе. | Записывают домашнее задание. |
VIII. Резервные задания | ||
№ 398, 400, 405, 416, 417 | Использует для реализации дифференцированного подхода к обучению. |
|
Yandex.RTB R-A-252273-3
- С.В Демисенова, л.П.Шебанова, з.И.Янсуфина
- Предисловие
- Раздел I
- Фрагмент рабочей программы дисциплины
- «Методика обучения и воспитания (математика)»
- Пояснительная записка
- Основные цели и задачи
- Требования к подготовке студентов
- Тематическое планирование
- Раздел II содержание семинарских и практических занятий
- 5 Семестр
- Темы семинарских занятий
- Примерная структура семинарских занятий
- Указания к выполнению учебных заданий
- Содержание занятий
- Тема 1. Цели обучения математике в школе. Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Требования к методическому построению учебника
- Тема 2. Планирование работы учителя математики
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Тема 3. Урок математики
- Вопросы для обсуждения
- Ход урока
- Справочный материал
- 1. Основные методические требования к уроку математики
- 2. Основные типы уроков
- Ход урока
- Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе
- Вопросы для обсуждения
- Групповое задание
- Индивидуальное задание Составить справочную и рабочую таблицы по решению задачи по темам группового задания. Справочный материал
- Тема 5. Самостоятельная работа учащихся по математике
- Общие задания
- Групповое задание
- Справочный материал
- Тема 6. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
- Вопросы для обсуждения
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Анализ ошибок
- Математический диктант
- Тема 7. Методика формирования математических понятий
- Справочный материал
- Тема 8. Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
- Общее задание
- Справочный материал
- Общий прием решения математической задачи
- Арифметические задачи
- Прием поиска решения текстовой арифметической задачи (с сюжетом)
- Прием решения текстовой арифметической задачи
- Методика обучения учащихся решению арифметической задачи
- Решение задачи алгебраическим методом
- 6 Семестр Темы семинарских занятий
- 7 Семестр
- Примерная структура занятий
- Виды учебных заданий
- Указания к выполнению учебных заданий
- 7 Семестр
- Указания к выполнению общих заданий
- Типичные методические ошибки при изучении понятий
- Типичные методические ошибки при изучении правил, свойств (теорем)
- Общий прием решения математической задачи
- Указания к выполнению групповых заданий
- Указания к выполнению индивидуальных заданий
- Примеры выполнения учебных заданий
- Примеры выполнения общих заданий Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5 Методика введения понятия «четырехугольник»
- Задание 6
- Задание 7
- Задание 8
- Задание 9
- Задание 9
- Примеры выполнения групповых заданий Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Ход урока
- Задание 5
- 8 Семестр темы семинарских занятий
- Виды общих заданий
- Виды индивидуальных заданий
- Темы для выполнения индивидуальных заданий
- Указания к выполнению учебных заданий
- Примеры выполнения общих заданий Задание 1
- I уровень
- Задание 2
- I уровень
- II уровень
- III уровень
- Задание 3
- III уровень
- III уровень
- Задание 4
- Примеры выполнения индивидуальных учебных заданий Задание 1
- II уровень
- Задание 2
- Задание 3
- 1 Уровень
- Параллельность прямых и плоскостей в пространстве
- 2 Уровень
- 3 Уровень
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- III уровень
- Задание 7
- II уровень
- Отчетная таблица
- Задание 8
- Часть 1.
- Часть 2
- Инструкция по выполнению работы
- Задание 11
- II уровень
- Задание 12
- III уровень
- Раздел III виды и содержание контроля
- Примерные задания для аудиторной контрольной работы
- Тест по теме «Геометрические фигуры, их свойства и методика изучения»
- Домашняя контрольная работа
- Вопросы к зачету
- Вопросы к экзамену
- Раздел IV список рекомендуемой литературы
- 5 Семестр
- Тема 1. Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов
- Тема 2. Планирование работы учителя математики
- Тема 3. Урок математики
- Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе
- Статьи из журнала «Математика в школе» и газеты «Математика»:
- Тема 5. Самостоятельная работа учащихся по математике
- Тема 6. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
- Тема 7. Элементы логики. Методика формирования математических понятий
- Тема 8. Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой
- Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
- Тема 10. Математическое моделирование. Применение основных методов в обучении математике
- Тема 11. Технологический подход к построению обучения математике. Использование опыта учителей-новаторов в обучении математике
- 6 Семестр
- Тема 1: Числовые системы и методика изучения числовых множеств
- Тема 2: Тождественные преобразования выражений и методика их изучения в школьном курсе
- Тема 3: Уравнения, неравенства и их системы и методика изучения их в основной школе
- Тема 4: Функции, их графики и методика изучения функций в основной школе
- Тема 5: Вероятностно-статистическая линия в школьном курсе математики
- 7 Семестр
- Тема 1: Пропедевтический курс геометрии и методика его изучения
- Тема 2: Геометрические фигуры, их свойства и методика изучения
- Тема 3: Геометрические построения на плоскости и методика их изучения
- Тема 4: Геометрические величины, метод площадей и методика их изучения
- Тема 5. Геометрические преобразования, метод геометрических преобразований и методика их изучения
- Тема 6: Координаты, координатный метод и методика их изучения
- Тема 7: Векторы и векторный метод в школьном курсе геометрии и методика их изучения
- 8 Семестр
- Тема 3. Многогранники и методика их изучения
- Тема 4. Тела вращения и методика их изучения
- Тема 5. Геометрические построения в пространстве и методика их изучения
- Тема 6. Геометрические величины: площади поверхностей и объемы тел; методика их изучения
- Тема 7: Координаты, преобразования и векторы в пространстве и методика их изучения
- Тема 1: Тригонометрические функции, уравнения и неравенства
- Тема 2. Степенная, показательная и логарифмическая функции; показательные и логарифмические уравнения и неравенства
- Тема 3. Производная и её применение
- Тема 4. Первообразная и интеграл, применение интеграла
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Содержание
- Учебное пособие