2. Основные типы уроков
Структура урока различных типов определяется основной дидактической целью.
Урок изучения нового материала. Основная дидактическая цель: введение понятий или установления свойств изучаемых объектов (признаков, отношений), или построения правил (алгоритмов) и др.
Этапы урока:
1) сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;
2) подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
3) ознакомление с новым материалом;
4) первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
5) постановка задания на дом;
6) подведение итогов урока.
Урок закрепления знаний. Основная дидактическая цель: формирование определенных умений.
Этапы урока:
1) проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала;
2) сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;
3) воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;
4) перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;
5) подведение итогов урока;
6) постановка домашнего задания.
Урок проверки и коррекции знаний и умений. Основная дидактическая цель: выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса.
Этапы урока:
1) ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке;
2) проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях;
3) проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры;
4) проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях;
5) проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях;
6) подведение итогов урока.
Комбинированный урок. Характерной особенностью такого урока является постановка и достижение нескольких дидактических целей. Традиционной является следующая структура урока:
1) ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;
2) проверка домашнего задания;
3) проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;
4) изложение нового материала;
5) первичное закрепление изученного;
6) подведение итогов урока;
7) постановка домашнего задания.
План урока состоит из следующих основных компонентов урока:
Тип урока.
Тема.
Цели.
Оборудование.
Структура урока.
Приведем один из возможных вариантов плана урока математики в VI классе по изучению правил умножения положительных и отрицательных чисел с использованием учебника Н.Я. Виленкина и др.
2.1. П л а н у р о к а и з у ч е н и я н о в о г о м а т е р и а л а
Тема: «Умножение положительных и отрицательных чисел».
Цели: формирование знаний о правилах умножения положительных и отрицательных чисел и умений применять их в простейших случаях; развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать; воспитание ответственного отношения к учебному труду.
Оборудование: модель термометра, плакат с изображением рисунка 89 из учебника, таблицы для устного счета.
Структура урока:
I. Постановка цели урока (2 мин).
II. Подготовка к изучению нового материала повторением, а также проверкой умений находить модуль данного числа и отыскивать числа с одинаковыми и разными знаками из предлагаемого набора (фронтальный опрос; 3 мин).
III. Ознакомление с новым материалом (25 мин):
а) решение задачи № 1104 и аналогичной ей на изменение температуры (опросить Иванова, Петрову, Калинову, Нечаева);
б) анализ полученных результатов, выявление закономерностей и формулировка правил умножения двух чисел с разными знаками и двух отрицательных чисел (с подключением к ответам остальных учащихся класса);
в) самостоятельное ознакомление учащихся с содержанием п. 35 учебника, выделение сведений, о которых не говорилось учителем, ответы на вопросы учащихся;
г) обобщение правил умножения двух положительных и двух отрицательных чисел.
IV. Первичное осмысление и заучивание рассмотренных правил через их применение в простейших случаях и решение № 1102, 1103, 1105, 1106 (опросить Васильеву, Михайлова, Степанова, Ильину; 10 мин).
V. Постановка домашнего задания: изучить п. 35 учебника, выучить наизусть правила умножения чисел с одинаковыми и разными знаками, решить № 1127, 1130 (2 мин).
VI. Подведение итогов урока проверкой знания и понимания формулировок правил умножения чисел с одинаковыми и разными знаками и оценкой ответов учащихся (фронтальный опрос: 3 мин).
VII. Резерв: № 1120, 1122 и 1126.
План, дополненный описанием хода урока, называют конспектом урока.
Конспект урока – модель урока. Он предполагает описание деятельности учителя и ожидаемой деятельности учащихся с возможными вариантами. Конспект урока может быть оформлен в трех формах его описания: произвольной; с выделением деятельности учителя и учащихся; с выделением системы вопросов и ответов на них, раскрывающих содержание урока. Для нас наибольший интерес представляет вторая форма. Приведем пример оформления конспекта урока алгебры в VII классе по применению различных способов разложения многочлена на множители с использованием учебника Ш.А. Алимова, Ю.М. Колягина и др.
2.2. К о н с п е к т у р о к а з а к р е п л е н и я и з у ч е н н о г о
Тема: Применение нескольких способов разложения многочлена на множители.
Цели: сформировать умения разлагать многочлен на множители вынесением общего множителя за скобки, группировкой и применением формул сокращенного умножения;
развивать навыки самоконтроля;
воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов при разложении многочленов на множители.
Оборудование: кодоскоп, таблицы с формулами сокращенного умножения, раздаточный материал.
Структура урока:
I. Сообщение темы и цели практикума (2 мин.).
II. Проверка домашнего задания (3 мин.).
III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся (5 мин.).
IV. Инструктирование по выполнению заданий практикума (3 мин.).
V. Выполнение заданий в группах (25 мин.).
VI. Проверка и обсуждение полученных результатов (5 мин.).
VII. Постановка домашнего задания (2 мин.).
VIII. Резервные задания.
Таблица 8
- С.В Демисенова, л.П.Шебанова, з.И.Янсуфина
- Предисловие
- Раздел I
- Фрагмент рабочей программы дисциплины
- «Методика обучения и воспитания (математика)»
- Пояснительная записка
- Основные цели и задачи
- Требования к подготовке студентов
- Тематическое планирование
- Раздел II содержание семинарских и практических занятий
- 5 Семестр
- Темы семинарских занятий
- Примерная структура семинарских занятий
- Указания к выполнению учебных заданий
- Содержание занятий
- Тема 1. Цели обучения математике в школе. Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Требования к методическому построению учебника
- Тема 2. Планирование работы учителя математики
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Тема 3. Урок математики
- Вопросы для обсуждения
- Ход урока
- Справочный материал
- 1. Основные методические требования к уроку математики
- 2. Основные типы уроков
- Ход урока
- Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе
- Вопросы для обсуждения
- Групповое задание
- Индивидуальное задание Составить справочную и рабочую таблицы по решению задачи по темам группового задания. Справочный материал
- Тема 5. Самостоятельная работа учащихся по математике
- Общие задания
- Групповое задание
- Справочный материал
- Тема 6. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
- Вопросы для обсуждения
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Анализ ошибок
- Математический диктант
- Тема 7. Методика формирования математических понятий
- Справочный материал
- Тема 8. Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
- Общее задание
- Справочный материал
- Общий прием решения математической задачи
- Арифметические задачи
- Прием поиска решения текстовой арифметической задачи (с сюжетом)
- Прием решения текстовой арифметической задачи
- Методика обучения учащихся решению арифметической задачи
- Решение задачи алгебраическим методом
- 6 Семестр Темы семинарских занятий
- 7 Семестр
- Примерная структура занятий
- Виды учебных заданий
- Указания к выполнению учебных заданий
- 7 Семестр
- Указания к выполнению общих заданий
- Типичные методические ошибки при изучении понятий
- Типичные методические ошибки при изучении правил, свойств (теорем)
- Общий прием решения математической задачи
- Указания к выполнению групповых заданий
- Указания к выполнению индивидуальных заданий
- Примеры выполнения учебных заданий
- Примеры выполнения общих заданий Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5 Методика введения понятия «четырехугольник»
- Задание 6
- Задание 7
- Задание 8
- Задание 9
- Задание 9
- Примеры выполнения групповых заданий Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Ход урока
- Задание 5
- 8 Семестр темы семинарских занятий
- Виды общих заданий
- Виды индивидуальных заданий
- Темы для выполнения индивидуальных заданий
- Указания к выполнению учебных заданий
- Примеры выполнения общих заданий Задание 1
- I уровень
- Задание 2
- I уровень
- II уровень
- III уровень
- Задание 3
- III уровень
- III уровень
- Задание 4
- Примеры выполнения индивидуальных учебных заданий Задание 1
- II уровень
- Задание 2
- Задание 3
- 1 Уровень
- Параллельность прямых и плоскостей в пространстве
- 2 Уровень
- 3 Уровень
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- III уровень
- Задание 7
- II уровень
- Отчетная таблица
- Задание 8
- Часть 1.
- Часть 2
- Инструкция по выполнению работы
- Задание 11
- II уровень
- Задание 12
- III уровень
- Раздел III виды и содержание контроля
- Примерные задания для аудиторной контрольной работы
- Тест по теме «Геометрические фигуры, их свойства и методика изучения»
- Домашняя контрольная работа
- Вопросы к зачету
- Вопросы к экзамену
- Раздел IV список рекомендуемой литературы
- 5 Семестр
- Тема 1. Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов
- Тема 2. Планирование работы учителя математики
- Тема 3. Урок математики
- Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе
- Статьи из журнала «Математика в школе» и газеты «Математика»:
- Тема 5. Самостоятельная работа учащихся по математике
- Тема 6. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
- Тема 7. Элементы логики. Методика формирования математических понятий
- Тема 8. Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой
- Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
- Тема 10. Математическое моделирование. Применение основных методов в обучении математике
- Тема 11. Технологический подход к построению обучения математике. Использование опыта учителей-новаторов в обучении математике
- 6 Семестр
- Тема 1: Числовые системы и методика изучения числовых множеств
- Тема 2: Тождественные преобразования выражений и методика их изучения в школьном курсе
- Тема 3: Уравнения, неравенства и их системы и методика изучения их в основной школе
- Тема 4: Функции, их графики и методика изучения функций в основной школе
- Тема 5: Вероятностно-статистическая линия в школьном курсе математики
- 7 Семестр
- Тема 1: Пропедевтический курс геометрии и методика его изучения
- Тема 2: Геометрические фигуры, их свойства и методика изучения
- Тема 3: Геометрические построения на плоскости и методика их изучения
- Тема 4: Геометрические величины, метод площадей и методика их изучения
- Тема 5. Геометрические преобразования, метод геометрических преобразований и методика их изучения
- Тема 6: Координаты, координатный метод и методика их изучения
- Тема 7: Векторы и векторный метод в школьном курсе геометрии и методика их изучения
- 8 Семестр
- Тема 3. Многогранники и методика их изучения
- Тема 4. Тела вращения и методика их изучения
- Тема 5. Геометрические построения в пространстве и методика их изучения
- Тема 6. Геометрические величины: площади поверхностей и объемы тел; методика их изучения
- Тема 7: Координаты, преобразования и векторы в пространстве и методика их изучения
- Тема 1: Тригонометрические функции, уравнения и неравенства
- Тема 2. Степенная, показательная и логарифмическая функции; показательные и логарифмические уравнения и неравенства
- Тема 3. Производная и её применение
- Тема 4. Первообразная и интеграл, применение интеграла
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Содержание
- Учебное пособие