logo
Пособие_бакалавры

2. Основные типы уроков

Структура урока различных типов определяется основной дидактической целью.

Урок изучения нового материала. Основная дидактическая цель: введение понятий или установления свойств изучаемых объектов (признаков, отношений), или построения правил (алгоритмов) и др.

Этапы урока:

1) сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;

2) подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;

3) ознакомление с новым материалом;

4) первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;

5) постановка задания на дом;

6) подведение итогов урока.

Урок закрепления знаний. Основная дидактическая цель: формирование определенных умений.

Этапы урока:

1) проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала;

2) сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;

3) воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;

4) перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;

5) подведение итогов урока;

6) постановка домашнего задания.

Урок проверки и коррекции знаний и умений. Основная дидактическая цель: выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса.

Этапы урока:

1) ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке;

2) проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях;

3) проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры;

4) проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях;

5) проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях;

6) подведение итогов урока.

Комбинированный урок. Характерной особенностью такого урока является постановка и достижение нескольких дидактических целей. Традиционной является следующая структура урока:

1) ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;

2) проверка домашнего задания;

3) проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;

4) изложение нового материала;

5) первичное закрепление изученного;

6) подведение итогов урока;

7) постановка домашнего задания.

План урока состоит из следующих основных компонентов урока:

  1. Тип урока.

  2. Тема.

  3. Цели.

  4. Оборудование.

  5. Структура урока.

Приведем один из возможных вариантов плана урока математики в VI классе по изучению правил умножения положительных и отрицательных чисел с использованием учебника Н.Я. Виленкина и др.

2.1. П л а н у р о к а и з у ч е н и я н о в о г о м а т е р и а л а

Тема: «Умножение положительных и отрицательных чисел».

Цели: формирование знаний о правилах умножения положительных и отрицательных чисел и умений применять их в простейших случаях; развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать; воспитание ответственного отношения к учебному труду.

Оборудование: модель термометра, плакат с изображением рисунка 89 из учебника, таблицы для устного счета.

Структура урока:

I. Постановка цели урока (2 мин).

II. Подготовка к изучению нового материала повторением, а также проверкой умений находить модуль данного числа и отыскивать числа с одинаковыми и разными знаками из предлагаемого набора (фронтальный опрос; 3 мин).

III. Ознакомление с новым материалом (25 мин):

а) решение задачи № 1104 и аналогичной ей на изменение температуры (опросить Иванова, Петрову, Калинову, Нечаева);

б) анализ полученных результатов, выявление закономерностей и формулировка правил умножения двух чисел с разными знаками и двух отрицательных чисел (с подключением к ответам остальных учащихся класса);

в) самостоятельное ознакомление учащихся с содержанием п. 35 учебника, выделение сведений, о которых не говорилось учителем, ответы на вопросы учащихся;

г) обобщение правил умножения двух положительных и двух отрицательных чисел.

IV. Первичное осмысление и заучивание рассмотренных правил через их применение в простейших случаях и решение № 1102, 1103, 1105, 1106 (опросить Васильеву, Михайлова, Степанова, Ильину; 10 мин).

V. Постановка домашнего задания: изучить п. 35 учебника, выучить наизусть правила умножения чисел с одинаковыми и разными знаками, решить № 1127, 1130 (2 мин).

VI. Подведение итогов урока проверкой знания и понимания формулировок правил умножения чисел с одинаковыми и разными знаками и оценкой ответов учащихся (фронтальный опрос: 3 мин).

VII. Резерв: № 1120, 1122 и 1126.

План, дополненный описанием хода урока, называют конспектом урока.

Конспект урокамодель урока. Он предполагает описание деятельности учителя и ожидаемой деятельности учащихся с возможными вариантами. Конспект урока может быть оформлен в трех формах его описания: произвольной; с выделением деятельности учителя и учащихся; с выделением системы вопросов и ответов на них, раскрывающих содержание урока. Для нас наибольший интерес представляет вторая форма. Приведем пример оформления конспекта урока алгебры в VII классе по применению различных способов разложения многочлена на множители с использованием учебника Ш.А. Алимова, Ю.М. Колягина и др.

2.2. К о н с п е к т у р о к а з а к р е п л е н и я и з у ч е н н о г о

Тема: Применение нескольких способов разложения многочлена на множители.

Цели: сформировать умения разлагать многочлен на множители вынесением общего множителя за скобки, группировкой и применением формул сокращенного умножения;

развивать навыки самоконтроля;

воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов при разложении многочленов на множители.

Оборудование: кодоскоп, таблицы с формулами сокращенного умножения, раздаточный материал.

Структура урока:

I. Сообщение темы и цели практикума (2 мин.).

II. Проверка домашнего задания (3 мин.).

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся (5 мин.).

IV. Инструктирование по выполнению заданий практикума (3 мин.).

V. Выполнение заданий в группах (25 мин.).

VI. Проверка и обсуждение полученных результатов (5 мин.).

VII. Постановка домашнего задания (2 мин.).

VIII. Резервные задания.

Таблица 8