logo
Пособие_бакалавры

Тематическое планирование

Программа дисциплины «Методика обучения и воспитания (математика)» рассчитана на 396 часов (11 зачетных единиц). По данной дисциплине проводятся следующие виды занятий: лекции, практические занятия (семинары).

Таблица 1

Раздел дисциплины

Виды занятий

лк

пр

СРС

I

Общая методика обучения математике

16

32

36

II

Методика обучения арифметике и алгебре в основной школе

18

36

56

III

Методика обучения геометрии в основной школе

18

36

36

IV

Методика обучения математике в 10-11-х классах

10

20

49

Таблица 2

Содержание темы

Виды занятий

лк

пр

контр. раб.

1

2

3

4

5

Раздел 1. Общая методика обучения математике

1.

Введение в методику преподавания математики.

Предмет методики преподавания математики, основные проблемы и задачи, связь с другими науками.

2

2.

Цели обучения математике в средней школе.

Цели обучения математике в средней школе. Стандарты математического образования. Инновационные подходы в математическом образовании.

2

2

3.

Содержание обучения математике в средней школе.

Математика как учебный предмет (проблемы содержания школьного математического образования). Профильная дифференциация обучения математике.

2

4.

Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов.

2

5.

Планирование работы учителя математики.

Виды планирования: а) учебный план; б) календарный план; в) тематический план; г) поурочный план. Характеристика плана (конспекта) урока.

2

6.

Урок математики. Урок как основная форма обучения математике. Типы, виды и формы уроков. Требования и подготовка к уроку. Анализ урока.

2

Дом.

К/р.

7.

Методы обучения математике. Методическая система обучения. Дидактические принципы в обучении математике. Классификация методов обучения математике.

2

8.

Наглядность при обучении математике в школе.

Функции и основные средства наглядности. Организация и оборудование кабинета математики.

2

9.

Самостоятельная работа учащихся по математике.

Виды самостоятельной работы, методика ее организации и проведения.

4

10.

Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике. Формы и методы проверки знаний учащихся. Диагностика и мониторинг результатов обучения. Виды контроля и его формы.

4

11.

Методы логики в обучении математике.

Математические понятия, математические суждения и умозаключения. Методика формирования математических понятий.

2

4

12

Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой.

2

4

13.

Методы психологии в обучении математике.

Операции мышления как методы обучения математике. Формирование приемов учебной деятельности.

2

2

14.

Задачи в обучении математике. Роль и функции задач в обучении математике. Классификация задач. Основные этапы решения задач. Методика обучения решению задач.

2

4

Контр. раб.

Раздел 2. Методика обучения арифметике и алгебре в основной школе

1.

Общие вопросы теории и методики обучения арифметике, алгебре в средней школе

2

2

2.

Числовые системы в средней школе и методика их изучения. Понятие числа в школьном курсе математики. Основные вопросы методики изучения числовых множеств в 5-6 классах, 7-9 классах.

4

6

3.

Тождественные преобразования выражений и методика их изучения.

2

6

4.

Уравнения и неравенства в основной школе и методика их изучения. Уравнения, неравенства, их системы и совокупности. Основные методы решения. Методика изучения уравнений, неравенств и их систем на различных этапах обучения. Методика обучения решению текстовых задач на составление уравнений, неравенств и их систем.

4

8

5.

Функции и графики в основной школе и методика их изучения. Понятие функции. Основные свойства функции. Методика изучения функции на различных этапах обучения.

4

8

6.

Вероятностно-статистическая линия в курсе математики основной школы. Основные понятия теории вероятностей и методика их изучения. Понятие случайной величины, характеристики случайных величин, методика изучения в основной школе.

2

6

Контр. раб.

Раздел 3. Методика обучения геометрии в основной школе

1.

Общие вопросы теории и методики обучения геометрии в основной школе. Логическое строение школьного курса геометрии. Аксиомы и теоремы. Методические особенности построения школьного курса геометрии.

2

2

2.

Пропедевтический курс геометрии и методика его изучения. Роль и место геометрического материала в курсе математики в 5-6 классах. Методика изучения пропедевтического курса геометрии.

2

2

3.

Геометрические фигуры и их свойства и методика их изучения. Треугольники, четырехугольники, окружности, многоугольники. Методика изучения геометрических фигур в 7-9 классах.

4

6

4.

Геометрические построения и методика их изучения.

Основные задачи на построение. Методы решения задач. Методика изучения геометрических построений в основной школе.

2

6

5.

Геометрические величины в курсе планиметрии и методика их изучения. Длина отрезка, окружности, площадь фигуры, градусная мера угла, объем куба, прямоугольного параллелепипеда. Метод площадей. Методика изучения геометрических величин.

2

6

6.

Геометрические преобразования фигур на плоскости и методика изучения. Понятие преобразования фигур. Виды преобразований: движение, подобие. Метод подобия в решении геометрических задач. Методика изучения геометрических преобразований.

2

4

7.

Координаты на плоскости и методика их изучения. Декартовы координаты на плоскости. Уравнение фигуры на плоскости. Метод координат. Методика изучения координат в курсе планиметрии.

2

4

8.

Векторы на плоскости и методика их изучения. Понятие вектора. Координаты вектора. Действия над векторами в геометрической и алгебраической форме. Векторный метод. Методика изучения векторов в курсе планиметрии.

2

6

Контр. раб.

Раздел 4. Методика обучения математике в 10-11-х классах

1.

Методические особенности изучения математики в 10 – 11 классах. Основные содержательно-методические линии курса математики. Уровневая и профильная дифференциация в старших классах.

2

2.

Методические особенности изучения функций в старших классах: тригонометрические, показательная, логарифмическая; уравнения, неравенства и методика их изучения.

2

4

3.

Элементы математического анализа в 10-11 классах и методика изучения. Производная. Методика изучения производной и ее приложений к исследованию функций и построению их графиков, к решению задач. Первообразная и интеграл. Методика изучения первообразной, интеграла и его приложений.

2

2

4.

Методические особенности изучения курса стереометрии. Первые уроки курса стереометрии.

Аксиомы стереометрии. Методика введения аксиом стереометрии и следствий из них.

2

5.

Взаимное расположение прямых, точек и плоскостей в пространстве и методика их изучения.

Классификация возможных случаев взаимного расположения двух прямых в пространстве. Определение и признаки параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей. Методика изучения параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве.

2

6.

Геометрические построения в пространстве и методика их изучения. Особенности задач на построение в пространстве. Построение изображений пространственных фигур и их комбинаций. Задачи на построение сечений многогранников и круглых тел. Методика обучения решению задач на построение в курсе стереометрии.

4

7.

Методика изучения геометрических фигур и их свойств в курсе стереометрии. Многогранники: параллелепипеды, призмы, пирамиды, усеченные пирамиды и методика их изучения. Тела вращения: цилиндр, конус, шар, сфера и методика их изучения.

2

4

8.

Геометрические величины в курсе стереометрии и методика их изучения.

Геометрические величины: длина, градусная мера угла прямой с плоскостью, двугранного угла, трехгранного угла, площади поверхностей многогранников и тел вращения, объемы многогранников и тел вращения. Методика изучения геометрических величин в пространстве.

4