Тематическое планирование
Программа дисциплины «Методика обучения и воспитания (математика)» рассчитана на 396 часов (11 зачетных единиц). По данной дисциплине проводятся следующие виды занятий: лекции, практические занятия (семинары).
Таблица 1
№ | Раздел дисциплины | Виды занятий | ||
лк | пр | СРС | ||
I | Общая методика обучения математике | 16 | 32 | 36 |
II | Методика обучения арифметике и алгебре в основной школе | 18 | 36 | 56 |
III | Методика обучения геометрии в основной школе | 18 | 36 | 36 |
IV | Методика обучения математике в 10-11-х классах | 10 | 20 | 49 |
Таблица 2
№ |
Содержание темы | Виды занятий | ||
лк | пр | контр. раб. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Общая методика обучения математике | ||||
1. | Введение в методику преподавания математики. Предмет методики преподавания математики, основные проблемы и задачи, связь с другими науками. | 2 |
|
|
2. | Цели обучения математике в средней школе. Цели обучения математике в средней школе. Стандарты математического образования. Инновационные подходы в математическом образовании. | 2
| 2
|
|
3. | Содержание обучения математике в средней школе. Математика как учебный предмет (проблемы содержания школьного математического образования). Профильная дифференциация обучения математике. |
2 |
|
|
4. | Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов. |
| 2 |
|
5. | Планирование работы учителя математики. Виды планирования: а) учебный план; б) календарный план; в) тематический план; г) поурочный план. Характеристика плана (конспекта) урока. |
| 2 |
|
6. | Урок математики. Урок как основная форма обучения математике. Типы, виды и формы уроков. Требования и подготовка к уроку. Анализ урока. |
| 2 | Дом. К/р. |
7. | Методы обучения математике. Методическая система обучения. Дидактические принципы в обучении математике. Классификация методов обучения математике. | 2 |
|
|
8. | Наглядность при обучении математике в школе. Функции и основные средства наглядности. Организация и оборудование кабинета математики. |
| 2 |
|
9. | Самостоятельная работа учащихся по математике. Виды самостоятельной работы, методика ее организации и проведения. |
| 4 |
|
10. | Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике. Формы и методы проверки знаний учащихся. Диагностика и мониторинг результатов обучения. Виды контроля и его формы. |
| 4 |
|
11. | Методы логики в обучении математике. Математические понятия, математические суждения и умозаключения. Методика формирования математических понятий. | 2 | 4 |
|
12 | Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой. | 2 | 4 |
|
13. | Методы психологии в обучении математике. Операции мышления как методы обучения математике. Формирование приемов учебной деятельности. | 2 | 2 |
|
14. | Задачи в обучении математике. Роль и функции задач в обучении математике. Классификация задач. Основные этапы решения задач. Методика обучения решению задач. | 2 | 4 | Контр. раб. |
Раздел 2. Методика обучения арифметике и алгебре в основной школе | ||||
1. | Общие вопросы теории и методики обучения арифметике, алгебре в средней школе | 2 | 2 |
|
2. | Числовые системы в средней школе и методика их изучения. Понятие числа в школьном курсе математики. Основные вопросы методики изучения числовых множеств в 5-6 классах, 7-9 классах. | 4 | 6 |
|
3. | Тождественные преобразования выражений и методика их изучения. | 2 | 6 |
|
4. | Уравнения и неравенства в основной школе и методика их изучения. Уравнения, неравенства, их системы и совокупности. Основные методы решения. Методика изучения уравнений, неравенств и их систем на различных этапах обучения. Методика обучения решению текстовых задач на составление уравнений, неравенств и их систем. | 4 | 8 |
|
5. | Функции и графики в основной школе и методика их изучения. Понятие функции. Основные свойства функции. Методика изучения функции на различных этапах обучения. | 4 | 8 |
|
6. | Вероятностно-статистическая линия в курсе математики основной школы. Основные понятия теории вероятностей и методика их изучения. Понятие случайной величины, характеристики случайных величин, методика изучения в основной школе. | 2 | 6 | Контр. раб. |
Раздел 3. Методика обучения геометрии в основной школе | ||||
1. | Общие вопросы теории и методики обучения геометрии в основной школе. Логическое строение школьного курса геометрии. Аксиомы и теоремы. Методические особенности построения школьного курса геометрии. | 2 | 2 |
|
2. | Пропедевтический курс геометрии и методика его изучения. Роль и место геометрического материала в курсе математики в 5-6 классах. Методика изучения пропедевтического курса геометрии. | 2 | 2 |
|
3. | Геометрические фигуры и их свойства и методика их изучения. Треугольники, четырехугольники, окружности, многоугольники. Методика изучения геометрических фигур в 7-9 классах. | 4 | 6 |
|
4. | Геометрические построения и методика их изучения. Основные задачи на построение. Методы решения задач. Методика изучения геометрических построений в основной школе. | 2 | 6 |
|
5. | Геометрические величины в курсе планиметрии и методика их изучения. Длина отрезка, окружности, площадь фигуры, градусная мера угла, объем куба, прямоугольного параллелепипеда. Метод площадей. Методика изучения геометрических величин. | 2 | 6 |
|
6. | Геометрические преобразования фигур на плоскости и методика изучения. Понятие преобразования фигур. Виды преобразований: движение, подобие. Метод подобия в решении геометрических задач. Методика изучения геометрических преобразований. | 2 | 4 |
|
7. | Координаты на плоскости и методика их изучения. Декартовы координаты на плоскости. Уравнение фигуры на плоскости. Метод координат. Методика изучения координат в курсе планиметрии. | 2 | 4 |
|
8. | Векторы на плоскости и методика их изучения. Понятие вектора. Координаты вектора. Действия над векторами в геометрической и алгебраической форме. Векторный метод. Методика изучения векторов в курсе планиметрии. | 2 | 6 | Контр. раб. |
Раздел 4. Методика обучения математике в 10-11-х классах | ||||
1. | Методические особенности изучения математики в 10 – 11 классах. Основные содержательно-методические линии курса математики. Уровневая и профильная дифференциация в старших классах. | 2 |
|
|
2. | Методические особенности изучения функций в старших классах: тригонометрические, показательная, логарифмическая; уравнения, неравенства и методика их изучения. | 2 | 4 |
|
3. | Элементы математического анализа в 10-11 классах и методика изучения. Производная. Методика изучения производной и ее приложений к исследованию функций и построению их графиков, к решению задач. Первообразная и интеграл. Методика изучения первообразной, интеграла и его приложений. | 2 | 2 |
|
4. | Методические особенности изучения курса стереометрии. Первые уроки курса стереометрии. Аксиомы стереометрии. Методика введения аксиом стереометрии и следствий из них. | 2 |
|
|
5. | Взаимное расположение прямых, точек и плоскостей в пространстве и методика их изучения. Классификация возможных случаев взаимного расположения двух прямых в пространстве. Определение и признаки параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей. Методика изучения параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве. |
| 2 |
|
6. | Геометрические построения в пространстве и методика их изучения. Особенности задач на построение в пространстве. Построение изображений пространственных фигур и их комбинаций. Задачи на построение сечений многогранников и круглых тел. Методика обучения решению задач на построение в курсе стереометрии. |
| 4 |
|
7. | Методика изучения геометрических фигур и их свойств в курсе стереометрии. Многогранники: параллелепипеды, призмы, пирамиды, усеченные пирамиды и методика их изучения. Тела вращения: цилиндр, конус, шар, сфера и методика их изучения. | 2 | 4 |
|
8. | Геометрические величины в курсе стереометрии и методика их изучения. Геометрические величины: длина, градусная мера угла прямой с плоскостью, двугранного угла, трехгранного угла, площади поверхностей многогранников и тел вращения, объемы многогранников и тел вращения. Методика изучения геометрических величин в пространстве. |
| 4 |
|
- С.В Демисенова, л.П.Шебанова, з.И.Янсуфина
- Предисловие
- Раздел I
- Фрагмент рабочей программы дисциплины
- «Методика обучения и воспитания (математика)»
- Пояснительная записка
- Основные цели и задачи
- Требования к подготовке студентов
- Тематическое планирование
- Раздел II содержание семинарских и практических занятий
- 5 Семестр
- Темы семинарских занятий
- Примерная структура семинарских занятий
- Указания к выполнению учебных заданий
- Содержание занятий
- Тема 1. Цели обучения математике в школе. Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Требования к методическому построению учебника
- Тема 2. Планирование работы учителя математики
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Тема 3. Урок математики
- Вопросы для обсуждения
- Ход урока
- Справочный материал
- 1. Основные методические требования к уроку математики
- 2. Основные типы уроков
- Ход урока
- Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе
- Вопросы для обсуждения
- Групповое задание
- Индивидуальное задание Составить справочную и рабочую таблицы по решению задачи по темам группового задания. Справочный материал
- Тема 5. Самостоятельная работа учащихся по математике
- Общие задания
- Групповое задание
- Справочный материал
- Тема 6. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
- Вопросы для обсуждения
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Анализ ошибок
- Математический диктант
- Тема 7. Методика формирования математических понятий
- Справочный материал
- Тема 8. Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
- Общее задание
- Справочный материал
- Общий прием решения математической задачи
- Арифметические задачи
- Прием поиска решения текстовой арифметической задачи (с сюжетом)
- Прием решения текстовой арифметической задачи
- Методика обучения учащихся решению арифметической задачи
- Решение задачи алгебраическим методом
- 6 Семестр Темы семинарских занятий
- 7 Семестр
- Примерная структура занятий
- Виды учебных заданий
- Указания к выполнению учебных заданий
- 7 Семестр
- Указания к выполнению общих заданий
- Типичные методические ошибки при изучении понятий
- Типичные методические ошибки при изучении правил, свойств (теорем)
- Общий прием решения математической задачи
- Указания к выполнению групповых заданий
- Указания к выполнению индивидуальных заданий
- Примеры выполнения учебных заданий
- Примеры выполнения общих заданий Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5 Методика введения понятия «четырехугольник»
- Задание 6
- Задание 7
- Задание 8
- Задание 9
- Задание 9
- Примеры выполнения групповых заданий Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Ход урока
- Задание 5
- 8 Семестр темы семинарских занятий
- Виды общих заданий
- Виды индивидуальных заданий
- Темы для выполнения индивидуальных заданий
- Указания к выполнению учебных заданий
- Примеры выполнения общих заданий Задание 1
- I уровень
- Задание 2
- I уровень
- II уровень
- III уровень
- Задание 3
- III уровень
- III уровень
- Задание 4
- Примеры выполнения индивидуальных учебных заданий Задание 1
- II уровень
- Задание 2
- Задание 3
- 1 Уровень
- Параллельность прямых и плоскостей в пространстве
- 2 Уровень
- 3 Уровень
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- III уровень
- Задание 7
- II уровень
- Отчетная таблица
- Задание 8
- Часть 1.
- Часть 2
- Инструкция по выполнению работы
- Задание 11
- II уровень
- Задание 12
- III уровень
- Раздел III виды и содержание контроля
- Примерные задания для аудиторной контрольной работы
- Тест по теме «Геометрические фигуры, их свойства и методика изучения»
- Домашняя контрольная работа
- Вопросы к зачету
- Вопросы к экзамену
- Раздел IV список рекомендуемой литературы
- 5 Семестр
- Тема 1. Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов
- Тема 2. Планирование работы учителя математики
- Тема 3. Урок математики
- Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе
- Статьи из журнала «Математика в школе» и газеты «Математика»:
- Тема 5. Самостоятельная работа учащихся по математике
- Тема 6. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
- Тема 7. Элементы логики. Методика формирования математических понятий
- Тема 8. Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой
- Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
- Тема 10. Математическое моделирование. Применение основных методов в обучении математике
- Тема 11. Технологический подход к построению обучения математике. Использование опыта учителей-новаторов в обучении математике
- 6 Семестр
- Тема 1: Числовые системы и методика изучения числовых множеств
- Тема 2: Тождественные преобразования выражений и методика их изучения в школьном курсе
- Тема 3: Уравнения, неравенства и их системы и методика изучения их в основной школе
- Тема 4: Функции, их графики и методика изучения функций в основной школе
- Тема 5: Вероятностно-статистическая линия в школьном курсе математики
- 7 Семестр
- Тема 1: Пропедевтический курс геометрии и методика его изучения
- Тема 2: Геометрические фигуры, их свойства и методика изучения
- Тема 3: Геометрические построения на плоскости и методика их изучения
- Тема 4: Геометрические величины, метод площадей и методика их изучения
- Тема 5. Геометрические преобразования, метод геометрических преобразований и методика их изучения
- Тема 6: Координаты, координатный метод и методика их изучения
- Тема 7: Векторы и векторный метод в школьном курсе геометрии и методика их изучения
- 8 Семестр
- Тема 3. Многогранники и методика их изучения
- Тема 4. Тела вращения и методика их изучения
- Тема 5. Геометрические построения в пространстве и методика их изучения
- Тема 6. Геометрические величины: площади поверхностей и объемы тел; методика их изучения
- Тема 7: Координаты, преобразования и векторы в пространстве и методика их изучения
- Тема 1: Тригонометрические функции, уравнения и неравенства
- Тема 2. Степенная, показательная и логарифмическая функции; показательные и логарифмические уравнения и неравенства
- Тема 3. Производная и её применение
- Тема 4. Первообразная и интеграл, применение интеграла
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Содержание
- Учебное пособие