Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку. Сообщает образовательную цель и план урока: «Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с координатной плоскостью и научимся отмечать на ней точки. Вы научитесь определять координаты точки на координатной плоскости. Чтобы вспомнить, что означают слова «координата точки» и «координатная прямая», вы дома выполняли упражнение №1. Начнем урок с его проверки». | Внимательно слушают. |
II. На доске записано упражнение №1: «Начертите координатную прямую. Отметьте на этой прямой точки А(0,5), В(), С(1,75),D(), Е().» и дан образец выполнения. «Проверим №1 из домашнего задания. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Сравните его решение с образцом на доске. Около каждой правильно отмеченной точки поставьте плюс.» После взаимопроверки беседует с классом: «Поднимите руки те, кто заработал пять плюсов… Четыре плюса… Три плюса… Объясните, почему прямую на доске можно назвать координатной.
Как называются числа, записанные в упражнении в скобках после буквы? Прочитайте из упражнения №1, какие точки надо было отметить на координатной прямой. Что показывает координата точки? Как отметить точку А? Точку В? Другие точки?»
По этому же рисунку предлагает выполнить устно обратное задание: «Назвать координаты отмеченных точек». Для этого отмечает 2-3 дополнительные точки. | Проверяют выполнение №1: «Начертите координатную прямую. Отметьте на этой прямой точки А(0,5), В( -), С(1,75),D(), Е()» по образцу: D В А С Е
0 1 Отвечают на вопросы: «Прямую можно назвать координатной, т.к. на ней выбраны начало отсчета (ноль), единичный отрезок и указано положительное направление. Координаты точек.
Точка А с координатой 0,5, … Положение точки на прямой. Надо от нуля отложить вправо половину единичного отрезка…». |
III. Объяснение: «Итак, ребята, мы вспомнили, что координата точки - число, которое показывает положение точки на прямой. Если же мы захотим показать положение точки на плоскости, нам понадобятся уже две координаты. Например, на билете в кинотеатр написаны номер ряда и места. Положение города на географической карте определяют по широте и долготе. Положение фигуры на шахматной доске обозначают буквой и числом». На доске выписать примеры: Ряд 7 Место 23 Широта 55 с.ш. Долгота 83 в.д. Е 6 Просит учеников привести другие примеры. «Заметьте, что место объекта на плоскости описывается двумя знаками – числовыми и буквенными. Если они оба являются числами, то рядом записаны слова для их различения. В математике для записи используются только числа, а для различения их записывают в определенном порядке». Предлагает ученикам записать в тетрадях дату и тему урока. Продолжает объяснение: «Например, говорят, что точка А имеет координаты 3 и 4. Пишут: А (3; 4). Для того, чтобы отметить точку с заданными координатами на плоскости изображают две координатные прямые. Мы будем изображать две перпендикулярные координатные прямые с общим началом отсчета, одну направленной вправо – ось Ох, а другую – вверх – ось Оу». Изображает координатные прямые и просит учеников сделать тоже самое. «Эти прямые называют системой координат на плоскости. Общее начало отсчета прямых точку О называют началом координат. Прямую Ох называют осью абсцисс, прямую Оу – осью ординат. Если на плоскости выбрана система координат, то плоскость называют координатной плоскостью». Все новые термины записываются на доске и в тетрадях. Далее учитель показывает, как изобразить точку А (3; 4) на координатной плоскости: «Сначала надо пройти по оси Ох от О вправо на 3 единицы, затем вдоль оси Оу вверх на 4 единицы. У любой точки первая координата называется абсциссой, а вторая – ординатой. У точки А абсцисса равна 3, а ордината – 4. Запись А (3; 4) читают так: точка А с координатами 3 и 4, или точка А с абсциссой 3 и ординатой 4. Если через точку А провести прямую, перпендикулярную оси Ох, то она пересечет ось в точке с координатой по этой оси, равной 3. Если через точку А провести прямую, перпендикулярную оси Оу, то она пересечет ось в точке с координатой 4 по этой оси». Учитель выполняет построение на доске и просит учеников выполнить его в тетради. «С помощью таких построений можно найти координаты точки на координатной плоскости». Показывает как найти координаты другой точки (например, В (-1; 2), С (0; -2), К (0,5; 0)). | Внимательно слушают.
Подбирают примеры: Место корабля на игровом поле в игре «Морской бой» - е1; положение дома на плане - название улицы, номер дома; место клада – 3 шага вперед, 10 шагов налево от дуба и т.д. Записывают в тетрадь то, что учитель предлагает записать. Запись на доске и в тетрадях, которая должна появиться в процессе объяснения: у 4 А
1
0 1 3 х
Ох и Оу – система координат, О – начало координат, Ох – ось абсцисс, Оу – ось ординат. У точки А(3;4) 3 – абсцисса, 4 – ордината. Выполняют построения в тетрадях.
Выполняют построения в тетрадях.
|
IV. Записывает номера упражнений ( … ) на доске и предлагает учащимся выполнить задания двух типов, соответствующие двум основным формируемым умениям. Ученикам, выполняющим задания у доски, задает вопросы типа: «Как называется ось Ох? Как называется первая координата точки? Как называется плоскость, на которой выбрана система координат?», а также просит учеников озвучивать выполняемые ими действия. Ходит по классу, проверяет правильность выполнения учениками заданий, отвечает на вопросы тех, кто чего-либо не понял. | Ученики … (высокого уровня обучаемости) выполняют задания у доски, остальные в тетради. Образец записи на доске: … |
V. На доске записывает задание на дом и просит учеников записать его в дневник. Просит найти упражнения в учебнике, выясняет кому не понятно, как выполняется домашнее задание. | Записывают задание, знакомятся с ним по учебнику. |
VI. Задает ученикам всего класса вопросы по уроку: «Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что научились делать?» «Благодарю за хорошую работу … (ФИО учеников). Урок окончен. До свидания». | Отвечают: «Узнали, что называют системой координат, координатной плоскостью, абсциссой, ординатой точки. Научились отмечать точки на координатной плоскости по координатам и находить координаты точки». |
Групповые задания
Внесите следующие изменения в конспект урока из общего задания 1 с дополнениями из задания 2:
1) замените проверку домашнего задания фронтальным опросом, составив задания для актуализации знаний и умений учащихся;
2) составьте эвристическую беседу для введения материала, применяя метод аналогии, вместо изложения материала объяснительно-иллюстративным методом;
3) дифференцируйте упражнения на усвоение материала, учитывая различия в уровне обучаемости учащихся;
4) систематизируйте упражнения из учебника для закрепления материала по теме «Координатная плоскость» (6 класс). Если необходимо, дополните упражнения учебника.
Индивидуальное задание
Составить конспект урока по теме из составленного вами ранее тематического плана.
Yandex.RTB R-A-252273-3- С.В Демисенова, л.П.Шебанова, з.И.Янсуфина
- Предисловие
- Раздел I
- Фрагмент рабочей программы дисциплины
- «Методика обучения и воспитания (математика)»
- Пояснительная записка
- Основные цели и задачи
- Требования к подготовке студентов
- Тематическое планирование
- Раздел II содержание семинарских и практических занятий
- 5 Семестр
- Темы семинарских занятий
- Примерная структура семинарских занятий
- Указания к выполнению учебных заданий
- Содержание занятий
- Тема 1. Цели обучения математике в школе. Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Требования к методическому построению учебника
- Тема 2. Планирование работы учителя математики
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Тема 3. Урок математики
- Вопросы для обсуждения
- Ход урока
- Справочный материал
- 1. Основные методические требования к уроку математики
- 2. Основные типы уроков
- Ход урока
- Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе
- Вопросы для обсуждения
- Групповое задание
- Индивидуальное задание Составить справочную и рабочую таблицы по решению задачи по темам группового задания. Справочный материал
- Тема 5. Самостоятельная работа учащихся по математике
- Общие задания
- Групповое задание
- Справочный материал
- Тема 6. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
- Вопросы для обсуждения
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Анализ ошибок
- Математический диктант
- Тема 7. Методика формирования математических понятий
- Справочный материал
- Тема 8. Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
- Общее задание
- Справочный материал
- Общий прием решения математической задачи
- Арифметические задачи
- Прием поиска решения текстовой арифметической задачи (с сюжетом)
- Прием решения текстовой арифметической задачи
- Методика обучения учащихся решению арифметической задачи
- Решение задачи алгебраическим методом
- 6 Семестр Темы семинарских занятий
- 7 Семестр
- Примерная структура занятий
- Виды учебных заданий
- Указания к выполнению учебных заданий
- 7 Семестр
- Указания к выполнению общих заданий
- Типичные методические ошибки при изучении понятий
- Типичные методические ошибки при изучении правил, свойств (теорем)
- Общий прием решения математической задачи
- Указания к выполнению групповых заданий
- Указания к выполнению индивидуальных заданий
- Примеры выполнения учебных заданий
- Примеры выполнения общих заданий Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5 Методика введения понятия «четырехугольник»
- Задание 6
- Задание 7
- Задание 8
- Задание 9
- Задание 9
- Примеры выполнения групповых заданий Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Ход урока
- Задание 5
- 8 Семестр темы семинарских занятий
- Виды общих заданий
- Виды индивидуальных заданий
- Темы для выполнения индивидуальных заданий
- Указания к выполнению учебных заданий
- Примеры выполнения общих заданий Задание 1
- I уровень
- Задание 2
- I уровень
- II уровень
- III уровень
- Задание 3
- III уровень
- III уровень
- Задание 4
- Примеры выполнения индивидуальных учебных заданий Задание 1
- II уровень
- Задание 2
- Задание 3
- 1 Уровень
- Параллельность прямых и плоскостей в пространстве
- 2 Уровень
- 3 Уровень
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- III уровень
- Задание 7
- II уровень
- Отчетная таблица
- Задание 8
- Часть 1.
- Часть 2
- Инструкция по выполнению работы
- Задание 11
- II уровень
- Задание 12
- III уровень
- Раздел III виды и содержание контроля
- Примерные задания для аудиторной контрольной работы
- Тест по теме «Геометрические фигуры, их свойства и методика изучения»
- Домашняя контрольная работа
- Вопросы к зачету
- Вопросы к экзамену
- Раздел IV список рекомендуемой литературы
- 5 Семестр
- Тема 1. Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов
- Тема 2. Планирование работы учителя математики
- Тема 3. Урок математики
- Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе
- Статьи из журнала «Математика в школе» и газеты «Математика»:
- Тема 5. Самостоятельная работа учащихся по математике
- Тема 6. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
- Тема 7. Элементы логики. Методика формирования математических понятий
- Тема 8. Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой
- Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
- Тема 10. Математическое моделирование. Применение основных методов в обучении математике
- Тема 11. Технологический подход к построению обучения математике. Использование опыта учителей-новаторов в обучении математике
- 6 Семестр
- Тема 1: Числовые системы и методика изучения числовых множеств
- Тема 2: Тождественные преобразования выражений и методика их изучения в школьном курсе
- Тема 3: Уравнения, неравенства и их системы и методика изучения их в основной школе
- Тема 4: Функции, их графики и методика изучения функций в основной школе
- Тема 5: Вероятностно-статистическая линия в школьном курсе математики
- 7 Семестр
- Тема 1: Пропедевтический курс геометрии и методика его изучения
- Тема 2: Геометрические фигуры, их свойства и методика изучения
- Тема 3: Геометрические построения на плоскости и методика их изучения
- Тема 4: Геометрические величины, метод площадей и методика их изучения
- Тема 5. Геометрические преобразования, метод геометрических преобразований и методика их изучения
- Тема 6: Координаты, координатный метод и методика их изучения
- Тема 7: Векторы и векторный метод в школьном курсе геометрии и методика их изучения
- 8 Семестр
- Тема 3. Многогранники и методика их изучения
- Тема 4. Тела вращения и методика их изучения
- Тема 5. Геометрические построения в пространстве и методика их изучения
- Тема 6. Геометрические величины: площади поверхностей и объемы тел; методика их изучения
- Тема 7: Координаты, преобразования и векторы в пространстве и методика их изучения
- Тема 1: Тригонометрические функции, уравнения и неравенства
- Тема 2. Степенная, показательная и логарифмическая функции; показательные и логарифмические уравнения и неравенства
- Тема 3. Производная и её применение
- Тема 4. Первообразная и интеграл, применение интеграла
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Содержание
- Учебное пособие