Указания к выполнению общих заданий
Задание 1. Для выполнения логико-математического анализа темы изучите содержание темы по школьному учебнику и выполните следующие действия:
– выделите основные математические понятия темы, установите способы определения вновь вводимых понятий, их логическую структуру;
– выделите основные предложения темы (свойства, предложения, правила);
– установите основные идеи и методы изучения этих свойств.
Результаты логико-математического анализа представьте в виде таблицы.
Таблица 14
Ранее изученный материал, необходимый для изучения данной темы | Теоретический материал темы | Применение изученного материала |
|
|
|
Для заполнения таблицы используйте основную литературу: лекции по специальной методике по списку основной литературы. Пример выполнения задания смотрите на странице 32.
Задание 2. Для формулировки целей изучения темы изучите учебники, программы по математике, лекции по специальной методике. Обучающие (учебные) цели включают следующие категории: знание, понимание, умения и навыки; развивающие – познавательные процессы (внимание, восприятие, память, представление, воображение, мышление), речь, мировоззрение,элементы творчества, умение учиться; воспитательные – интерес, нравственно-эмоциональные качества личности, ценностные ориентации, общая культура, культура общения, национальное самосознание. Обучающие цели можно представить в виде действий учителя. Например, обеспечить в ходе урока усвоение понятий, теорем, правил (перечислить); сформировать (продолжить формирование) умения (перечислить); повторить (систематизировать, обобщить) следующий материал (перечислить), проверить знания и умения (перечислить). Пример выполнения задания смотрите на странице 32. Технологический подход к проектированию целей заключается в том, что цели формулируются в действиях ученика на разных уровнях: ученик знает, понимает, умеет. Пример проектирования учебных целей по уровням усвоения смотрите на странице 35.
Задание 3. Для составления учебных задач, адекватных целям, используйте обобщенные типы учебных задач, обеспечивающих достижение обучающих (учебных), развивающих и воспитательных целей учебной деятельности. Учебные задачи получаются в результате перевода целей учебной деятельности в задания для учащихся тестового типа. Можно выделить обобщенные типы учебных задач, обеспечивающих достижение этих целей в любой содержательно-методической линии, смотрите по списку основной литературы. Пример выполнения задания смотрите на странице 34.
Задание 4. Для создания мотивов изучения темы часто используют проблемную ситуацию. Повторите приемы создания мотивов учебной деятельности. Используйте для создания проблемной ситуации:
– возможные практические приложения знаний и умений по теме;
– интересные факты из истории математики;
– занимательные задачи, софизмы и т.п., разрешение которых станет возможным в результате изучения темы.
Для выполнения задания используйте приемы создания мотивов, предложенные в школьных учебниках и методических пособиях. Пример смотрите на странице 37.
Задание 5. Для построения методики введения нового понятия повторите лекции и материалы семинарских занятий по общей методике, основную литературу и дополнительную литературу. Фрагмент урока должен включать тему урока, этап урока, описание деятельности учащихся, деятельности учителя, образцы оформления записей на доске и в тетрадях.
Методика формирования математических понятий включает следующие этапы: 1) подготовительный; 2) основной (введение определения понятия); 3) усвоение (закрепление) понятия.
Примерные обобщенные типы учебных задач, направленных
на формирование понятий
На подготовительном этапе:
Решить подводящую задачу (на вычисление, на измерение и т. п.).
Установить в процессе наблюдения (измерения, построения, моделирования) объекта его свойства.
Выполнить практическую работу (опыт) исследовательского характера, накапливающую данные для индуктивного умозаключения.
Выделить, какие из свойств объекта являются общими, отличительными, существенными (важными) или несущественными (второстепенными).
Сравнить изучаемые объекты и установить общие и существенные свойства; различные и несущественные свойства.
На этапе введение понятия:
В данном определении выделить термин, род, вид, характер связи между видовыми отличиями.
Для данного понятия указать ближайшее родовое понятие.
Даны понятия: из них образовать пары по признаку «род – вид».
Дополнить предложение так, чтобы получилось определение понятия.
Установить отношение между понятиями по признакам: «целое – часть», «вид – вид», функциональные определения, противоположные и др.
Дать определение данному понятию, используя схему: термин – род – видовые отличия.
Вывести следствие из определения понятия.
Сформулировать равносильное определение данного понятия.
Доказать равносильность разных определений понятия.
10. Заполнить пропуски так, чтобы получилось верное определение понятия.
11. Найти ошибку в определении понятия.
12. Установить соответствие между термином и символическим обозначением.
На этапе усвоения понятия:
Повести данный объект под понятие.
Привести примеры и контрпримеры к понятию.
Прочитать словами данную символическую информацию, связанную с данным понятием.
Изменить (дополнить) предложение так, чтобы оно стало определением некоторого понятия.
Установить соответствие между двумя системами понятий по данной теме.
Установить связь нового понятия с ранее изученными (сравнить, обобщить, классифицировать, систематизировать).
Показать практическую значимость нового понятия.
Составить кроссворд (чайнворд) с использованием нескольких терминов, обозначающих понятия.
Пример выполнения задания смотрите на странице 38.
Yandex.RTB R-A-252273-3- С.В Демисенова, л.П.Шебанова, з.И.Янсуфина
- Предисловие
- Раздел I
- Фрагмент рабочей программы дисциплины
- «Методика обучения и воспитания (математика)»
- Пояснительная записка
- Основные цели и задачи
- Требования к подготовке студентов
- Тематическое планирование
- Раздел II содержание семинарских и практических занятий
- 5 Семестр
- Темы семинарских занятий
- Примерная структура семинарских занятий
- Указания к выполнению учебных заданий
- Содержание занятий
- Тема 1. Цели обучения математике в школе. Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Требования к методическому построению учебника
- Тема 2. Планирование работы учителя математики
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Тема 3. Урок математики
- Вопросы для обсуждения
- Ход урока
- Справочный материал
- 1. Основные методические требования к уроку математики
- 2. Основные типы уроков
- Ход урока
- Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе
- Вопросы для обсуждения
- Групповое задание
- Индивидуальное задание Составить справочную и рабочую таблицы по решению задачи по темам группового задания. Справочный материал
- Тема 5. Самостоятельная работа учащихся по математике
- Общие задания
- Групповое задание
- Справочный материал
- Тема 6. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
- Вопросы для обсуждения
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Анализ ошибок
- Математический диктант
- Тема 7. Методика формирования математических понятий
- Справочный материал
- Тема 8. Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
- Общее задание
- Справочный материал
- Общий прием решения математической задачи
- Арифметические задачи
- Прием поиска решения текстовой арифметической задачи (с сюжетом)
- Прием решения текстовой арифметической задачи
- Методика обучения учащихся решению арифметической задачи
- Решение задачи алгебраическим методом
- 6 Семестр Темы семинарских занятий
- 7 Семестр
- Примерная структура занятий
- Виды учебных заданий
- Указания к выполнению учебных заданий
- 7 Семестр
- Указания к выполнению общих заданий
- Типичные методические ошибки при изучении понятий
- Типичные методические ошибки при изучении правил, свойств (теорем)
- Общий прием решения математической задачи
- Указания к выполнению групповых заданий
- Указания к выполнению индивидуальных заданий
- Примеры выполнения учебных заданий
- Примеры выполнения общих заданий Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5 Методика введения понятия «четырехугольник»
- Задание 6
- Задание 7
- Задание 8
- Задание 9
- Задание 9
- Примеры выполнения групповых заданий Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Ход урока
- Задание 5
- 8 Семестр темы семинарских занятий
- Виды общих заданий
- Виды индивидуальных заданий
- Темы для выполнения индивидуальных заданий
- Указания к выполнению учебных заданий
- Примеры выполнения общих заданий Задание 1
- I уровень
- Задание 2
- I уровень
- II уровень
- III уровень
- Задание 3
- III уровень
- III уровень
- Задание 4
- Примеры выполнения индивидуальных учебных заданий Задание 1
- II уровень
- Задание 2
- Задание 3
- 1 Уровень
- Параллельность прямых и плоскостей в пространстве
- 2 Уровень
- 3 Уровень
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- III уровень
- Задание 7
- II уровень
- Отчетная таблица
- Задание 8
- Часть 1.
- Часть 2
- Инструкция по выполнению работы
- Задание 11
- II уровень
- Задание 12
- III уровень
- Раздел III виды и содержание контроля
- Примерные задания для аудиторной контрольной работы
- Тест по теме «Геометрические фигуры, их свойства и методика изучения»
- Домашняя контрольная работа
- Вопросы к зачету
- Вопросы к экзамену
- Раздел IV список рекомендуемой литературы
- 5 Семестр
- Тема 1. Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов
- Тема 2. Планирование работы учителя математики
- Тема 3. Урок математики
- Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе
- Статьи из журнала «Математика в школе» и газеты «Математика»:
- Тема 5. Самостоятельная работа учащихся по математике
- Тема 6. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
- Тема 7. Элементы логики. Методика формирования математических понятий
- Тема 8. Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой
- Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
- Тема 10. Математическое моделирование. Применение основных методов в обучении математике
- Тема 11. Технологический подход к построению обучения математике. Использование опыта учителей-новаторов в обучении математике
- 6 Семестр
- Тема 1: Числовые системы и методика изучения числовых множеств
- Тема 2: Тождественные преобразования выражений и методика их изучения в школьном курсе
- Тема 3: Уравнения, неравенства и их системы и методика изучения их в основной школе
- Тема 4: Функции, их графики и методика изучения функций в основной школе
- Тема 5: Вероятностно-статистическая линия в школьном курсе математики
- 7 Семестр
- Тема 1: Пропедевтический курс геометрии и методика его изучения
- Тема 2: Геометрические фигуры, их свойства и методика изучения
- Тема 3: Геометрические построения на плоскости и методика их изучения
- Тема 4: Геометрические величины, метод площадей и методика их изучения
- Тема 5. Геометрические преобразования, метод геометрических преобразований и методика их изучения
- Тема 6: Координаты, координатный метод и методика их изучения
- Тема 7: Векторы и векторный метод в школьном курсе геометрии и методика их изучения
- 8 Семестр
- Тема 3. Многогранники и методика их изучения
- Тема 4. Тела вращения и методика их изучения
- Тема 5. Геометрические построения в пространстве и методика их изучения
- Тема 6. Геометрические величины: площади поверхностей и объемы тел; методика их изучения
- Тема 7: Координаты, преобразования и векторы в пространстве и методика их изучения
- Тема 1: Тригонометрические функции, уравнения и неравенства
- Тема 2. Степенная, показательная и логарифмическая функции; показательные и логарифмические уравнения и неравенства
- Тема 3. Производная и её применение
- Тема 4. Первообразная и интеграл, применение интеграла
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Содержание
- Учебное пособие