Задание 6
Методика изучения теоремы «Сумма углов треугольника» (7 класс)
(фрагмент урока по теме «Сумма углов треугольника» по учебнику «Геометрия 7–9», автор Погорелов А.В., 2009 г.)
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Обучающая цель: Обеспечить усвоение теоремы о сумме углов треугольника.
Мотивация изучения теоремы «Сумма углов треугольника»
Учащимся предлагается решить следующую задачу: дан треугольник АВС, два угла которого известны. Найти третий его угол.
На этапе поиска идеи решения задачи отмечается, что она может быть решена при условии, что сумма всех углов любого треугольника величина постоянная. Для решения задачи необходимо знать эту величину.
Этап мотивации заключается постановкой учебной задачи: определить, чему равна сумма углов произвольного треугольника.
Таблица 21
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Практическая работа. Предлагаю учащимся задание: построить треугольники. 1 вариант: треугольник АВС, угол А=430, угол В=370. 2 вариант: треугольник MNK, угол М=540, угол N=760. 3 вариант: треугольник LPE, угол L=650, угол Р=250. После построения измерить третий угол, найти сумму углов треугольника, установить вид треугольника. Задаю вопросы: - назовите чему равна сумма углов в остроугольном треугольнике; тупоугольном; прямоугольном?
Результаты работы позволяют высказать гипотезу о том, что сумма углов треугольника равна 180 0 . Мотивация необходимости доказательства теоремы. Как вы уже знаете, нельзя выполнить ни абсолютно точных построений, ни произвести абсолютно точного измерения. Поэтому правильнее было бы сказать: рассмотренные нами треугольники имеют сумму углов приблизительно равную 180 0 . Но такое утверждение относится только к рассмотренным нами треугольником. - Можем ли мы сказать это и о других треугольниках? Работа над структурой теоремы Предлагаю ответить на следующие вопросы:
1) какие треугольники использовались в процессе проведения измерений?
А
Основной этап Построение чертежа и краткая запись теоремы Предлагаю учащимся сделать рисунок и записать, что дано и что требуется доказать. Поиск доказательства теоремы Чтобы доказать теорему, развернем заключение (анализ). - В каких утверждениях говорится об углах, сумма величин которых равна 1800?
- Попробуем для доказательства использовать первое утверждение. Для этого необходимо сделать дополнительное построение: провести параллельные прямые и секущую. Как это можно сделать? - Проведем прямую через вершину В параллельную АС. - Назовите образовавшиеся при этих прямых и секущей внутренние односторонние угла. - Сумма каких углов будет равна 1800? -Что можно сказать о величине угла ABD? - Какого утверждения нам не хватает, чтобы доказать теорему? - Какие это углы и можем ли мы сказать, что они равны? В результате поиска доказательства составляем план доказательства 1) Через одну из вершин треугольника провести прямую параллельную противолежащей стороне; 2) Доказать равенство внутренних накрест лежащих углов; 3) Записать сумму внутренних односторонних углов и выразить ее через углы треугольника. Доказательство и его запись Работа над доказательством и его оформление проводится в ходе беседы с классом, в соответствии с ранее составленным планом. Доказательство записывается на доске учителем и в тетрадях учащимися. Усвоение теоремы Закрепление формулировки теоремы и ее доказательства Для усвоения формулировки теоремы предлагаю выполнить учебные задания: а) сформулируйте теорему; б) выделите условие и заключение теоремы; в) к каким фигурам применима теорема?; г) сформулируйте теорему со словами «если…, то…»; д) из предложенных формулировок теорем выберите истинные: «В треугольнике углы равны 1800» «Сумма углов равна 1800 » «Если дан треугольник, то сумма его углов равна 1800» «В прямоугольнике сумма углов равна 1800» «В треугольнике сумма равна 1800». Для усвоения доказательства предлагаю вопросы: 1. На основании какого утверждения мы можем провести прямую ВD параллельную АС? 2. Почему углы DBC и АСВ – внутренние накрест лежащие, а углы ВАС и АВD – внутренние односторонние для прямых АС и ВD и секущей ВС? 3. На основании чего можем утверждать, что ВС- нутренний луч угла АВD? 4. Предлагаю доказать теорему по измененному чертежу: провести прямую СD параллельную АВ. 5. Для усвоения доказательства предлагаю карточки: заполнить пропуски.
Применение теоремы 1. Предлагаю решить задачи, которые являлись средством постановки проблемы для конкретных значений двух углов. 2. Могут ли два угла треугольника быть одновременно тупыми? Прямыми? 3. Может ли один из углов быть прямым, а другой тупым? 4. Какой вывод можно сделать о том, какие углы могут быть в треугольнике. Предлагаю задания, для выполнения которых наряду с теоремой о сумме углов треугольника используется ранее изученный материал: 1) Найдите углы равностороннего треугольника. 2) Найдите углы, если известно их отношение. 3) Найдите углы равнобедренного треугольника, если известен один из углов. |
Учащиеся выполняют построение в тетради; выполняют необходимые вычисления. 1 вариант: тупоугольный треугольник. 2 вариант: остроугольный треугольник. 3 вариант: прямоугольный треугольник.
– сумма углов равна 1800 (или приблизительно равна 1800).
– сумма углов треугольника не зависит от вида треугольника и равна 1800.
Чтобы убедить в том, что сумма углов треугольника точно равна 180 0 и при том для любых треугольников, нам нужно еще провести соответствующие рассуждения, т.е. доказать справедливость утверждения, подсказанного нам опытом.
Сумма углов треугольника равна 180 0 .
В D Дано: ∆АВС. .
С Доказать: А + В+С=1800
- Через одну из вершин треугольника провести прямую, параллельную другой стороне, тогда одна из боковых сторон будет секущей.
- Его величина равна сумме углов ABC и CBD. - Что DBC = ACB. - Это внутренние накрест лежащие углы, по свойству внутренних накрест лежащих углов мы можем сказать, что они равны. Доказательство: 1. Дополнительное построение: BDIIAC. 2. D и A по разные стороны от прямой BC, углы DBC и ACB – внутренние накрест лежащие при прямых АС и BD и секущей ВС (по определению). 3. DBC= ACB=С (по свойству внутренних накрест лежащих углов при параллельных прямых и секущей). 4. ABD= ABC + CBD = В + CBD (ВС – внутренний луч угла ABD). 5. ABD= В + С (утверждения 3 и 4). 6. ВАС и АВD – внутренние односторонние углы при параллельных прямых ВD и АС и секущей ВС (по определению внутренних односторонних углов). 7. ВАС + АВD = 1800 (по свойству внутренних односторонних углов). 8. А+В+С=1800 (утверждения 5 и 7). Ч.т.д.
Отвечают на вопросы, обосновывают ответ.
- По определению этих углов (формулируют определения).
- На основании построения и определения.
Утверждения Обоснования (смотри доказательство)
А= 430, В=560. Найти угол С. С= 1800 – (430 + 560)= 810. - Нет, так как в этом случае сумма углов будет больше 1800. - Нет, так как сумма углов также будет больше 1800. - У любого треугольника хотя бы два угла острые.
Решают у доски, оформляют решение. |
- С.В Демисенова, л.П.Шебанова, з.И.Янсуфина
- Предисловие
- Раздел I
- Фрагмент рабочей программы дисциплины
- «Методика обучения и воспитания (математика)»
- Пояснительная записка
- Основные цели и задачи
- Требования к подготовке студентов
- Тематическое планирование
- Раздел II содержание семинарских и практических занятий
- 5 Семестр
- Темы семинарских занятий
- Примерная структура семинарских занятий
- Указания к выполнению учебных заданий
- Содержание занятий
- Тема 1. Цели обучения математике в школе. Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Требования к методическому построению учебника
- Тема 2. Планирование работы учителя математики
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Тема 3. Урок математики
- Вопросы для обсуждения
- Ход урока
- Справочный материал
- 1. Основные методические требования к уроку математики
- 2. Основные типы уроков
- Ход урока
- Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе
- Вопросы для обсуждения
- Групповое задание
- Индивидуальное задание Составить справочную и рабочую таблицы по решению задачи по темам группового задания. Справочный материал
- Тема 5. Самостоятельная работа учащихся по математике
- Общие задания
- Групповое задание
- Справочный материал
- Тема 6. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
- Вопросы для обсуждения
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Анализ ошибок
- Математический диктант
- Тема 7. Методика формирования математических понятий
- Справочный материал
- Тема 8. Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
- Общее задание
- Справочный материал
- Общий прием решения математической задачи
- Арифметические задачи
- Прием поиска решения текстовой арифметической задачи (с сюжетом)
- Прием решения текстовой арифметической задачи
- Методика обучения учащихся решению арифметической задачи
- Решение задачи алгебраическим методом
- 6 Семестр Темы семинарских занятий
- 7 Семестр
- Примерная структура занятий
- Виды учебных заданий
- Указания к выполнению учебных заданий
- 7 Семестр
- Указания к выполнению общих заданий
- Типичные методические ошибки при изучении понятий
- Типичные методические ошибки при изучении правил, свойств (теорем)
- Общий прием решения математической задачи
- Указания к выполнению групповых заданий
- Указания к выполнению индивидуальных заданий
- Примеры выполнения учебных заданий
- Примеры выполнения общих заданий Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5 Методика введения понятия «четырехугольник»
- Задание 6
- Задание 7
- Задание 8
- Задание 9
- Задание 9
- Примеры выполнения групповых заданий Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Ход урока
- Задание 5
- 8 Семестр темы семинарских занятий
- Виды общих заданий
- Виды индивидуальных заданий
- Темы для выполнения индивидуальных заданий
- Указания к выполнению учебных заданий
- Примеры выполнения общих заданий Задание 1
- I уровень
- Задание 2
- I уровень
- II уровень
- III уровень
- Задание 3
- III уровень
- III уровень
- Задание 4
- Примеры выполнения индивидуальных учебных заданий Задание 1
- II уровень
- Задание 2
- Задание 3
- 1 Уровень
- Параллельность прямых и плоскостей в пространстве
- 2 Уровень
- 3 Уровень
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- III уровень
- Задание 7
- II уровень
- Отчетная таблица
- Задание 8
- Часть 1.
- Часть 2
- Инструкция по выполнению работы
- Задание 11
- II уровень
- Задание 12
- III уровень
- Раздел III виды и содержание контроля
- Примерные задания для аудиторной контрольной работы
- Тест по теме «Геометрические фигуры, их свойства и методика изучения»
- Домашняя контрольная работа
- Вопросы к зачету
- Вопросы к экзамену
- Раздел IV список рекомендуемой литературы
- 5 Семестр
- Тема 1. Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов
- Тема 2. Планирование работы учителя математики
- Тема 3. Урок математики
- Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе
- Статьи из журнала «Математика в школе» и газеты «Математика»:
- Тема 5. Самостоятельная работа учащихся по математике
- Тема 6. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
- Тема 7. Элементы логики. Методика формирования математических понятий
- Тема 8. Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой
- Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
- Тема 10. Математическое моделирование. Применение основных методов в обучении математике
- Тема 11. Технологический подход к построению обучения математике. Использование опыта учителей-новаторов в обучении математике
- 6 Семестр
- Тема 1: Числовые системы и методика изучения числовых множеств
- Тема 2: Тождественные преобразования выражений и методика их изучения в школьном курсе
- Тема 3: Уравнения, неравенства и их системы и методика изучения их в основной школе
- Тема 4: Функции, их графики и методика изучения функций в основной школе
- Тема 5: Вероятностно-статистическая линия в школьном курсе математики
- 7 Семестр
- Тема 1: Пропедевтический курс геометрии и методика его изучения
- Тема 2: Геометрические фигуры, их свойства и методика изучения
- Тема 3: Геометрические построения на плоскости и методика их изучения
- Тема 4: Геометрические величины, метод площадей и методика их изучения
- Тема 5. Геометрические преобразования, метод геометрических преобразований и методика их изучения
- Тема 6: Координаты, координатный метод и методика их изучения
- Тема 7: Векторы и векторный метод в школьном курсе геометрии и методика их изучения
- 8 Семестр
- Тема 3. Многогранники и методика их изучения
- Тема 4. Тела вращения и методика их изучения
- Тема 5. Геометрические построения в пространстве и методика их изучения
- Тема 6. Геометрические величины: площади поверхностей и объемы тел; методика их изучения
- Тема 7: Координаты, преобразования и векторы в пространстве и методика их изучения
- Тема 1: Тригонометрические функции, уравнения и неравенства
- Тема 2. Степенная, показательная и логарифмическая функции; показательные и логарифмические уравнения и неравенства
- Тема 3. Производная и её применение
- Тема 4. Первообразная и интеграл, применение интеграла
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Содержание
- Учебное пособие