Примеры выполнения общих заданий Задание 1
Логико-математический анализ темы: «Положительные и отрицательные числа» (выполнила студентка И. Филатова по учебнику «Математика 6», авт. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., М.: Мнемозина, 2009).
1. Основные математические понятия:
положительные числа – числа со знаком «+»;
отрицательные числа – числа со знаком «–».
координатная прямая;
координата точки;
противоположные числа;
модуль числа.
Формально-логических определений понятий «положительные числа» и «отрицательные числа» нет. Понятие «координатная прямая» определяется через ближайший род и видовое отличие.
Термин: координатная прямая.
Ближайший род: прямая.
Видовые отличия: 1) имеет начало отсчета; 2) указано направление; 3) выбран единичный отрезок.
Все видовые отличия (свойства) в определении соединены союзом «и». Определение конъюнктивное.
2. Основные предложения темы:
– свойства противоположных чисел;
– свойства модуля числа;
– сравнение чисел;
– изменение чисел.
3. Основные идеи и методы изучения.
Результаты логико-математического анализа темы представлены в таблице 15.
Таблица 15
Ранее изученный материал, необходимый для изучения темы | Теоретический материал темы | Применение изученного материала |
– числовой луч; – изображение чисел на луче; – единичный отрезок; – сравнение положительных (натуральных и дробных) чисел. | Координата точки Координатная прямая Модуль числа Противоположные числа
Положительные и отрицательные числа
Сравнение чисел Свойства модуля числа Изменение величин | 1. Ближняя перспектива: Действия над положительными и отрицательными числами. 2. Дальняя перспектива: В курсе алгебры – при изучении графиков функций; в курсе геометрии, химии, физики. |
Теоретический материал темы изучается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил. Используется неполная индукция, т.к. при изучении понятий и свойств не исчерпываются все частные случаи, относящиеся к данной ситуации.
Логико-математический анализ темы: «Четырехугольники»
(выполнила студентка Кошкарова М. По учебнику «Геометрия 7–9», авт. Погорелов А.В., 2010г.).
1. Основные математические понятия:
– четырехугольник – фигура, которая состоит из четырех точек и четырех последовательно соединяющих их отрезков. При этом никакие три из данных точек не должны лежать на одной прямой, а соединяющие их отрезки не должны пересекаться;
– элементы четырехугольника: вершины, стороны, соседние вершины, противолежащие вершины, диагонали, соседние стороны, противолежащие стороны;
– параллелограмм – это четырехугольник, у которого противолежащие стороны параллельны, т.е. лежат на параллельных прямых;
– прямоугольник – это параллелограмм, у которого все углы прямые;
– ромб – это параллелограмм, у которого все стороны равны;
– квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны;
– средняя линия треугольника – это отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольника;
– трапеция – четырехугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны. Эти параллельные стороны называются основаниями трапеции. Две другие стороны называются боковыми. Трапеция, у которой боковые стороны равны, называется равнобокой. Отрезок, соединяющий середины боковых сторон, называется средней линией трапеции.
Способы определения вновь вводимых понятий данной темы основываются на указании их характеристического свойства. Этот вид определений построен на логических действиях и операциях установления ближайшего рода, видовых отличий и логической природы связи между родом и видовыми отличиями.
Рассмотрим, например, определение параллелограмма.
Параллелограммом называется четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны.
Термин – параллелограмм.
Род – четырехугольник.
Видовые отличия: 1) одна пара противоположных сторон параллельна; 2) другая пара противоположных сторон параллельна.
Все свойства в определении соединены союзом “ и ”; значит, имеем конъюнктивное определение.
2. Основные предложения темы (теоремы):
Т.1. Если диагонали четырехугольника пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, то этот четырехугольник – параллелограмм.
Т. 2. (обратная Т. 1). Диагонали параллелограмма пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
Т. 3. У параллелограмма противолежащие противоположные стороны равны, противолежащие углы равны.
Т. 4. Диагонали прямоугольника равны.
Т. 5. Диагонали ромба пересекаются под прямым углом. Диагонали ромба являются биссектрисами его углов.
Т. 6.(Фалеса) Если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой стороне.
Результаты логико-математического анализа представлены в блоке В (таблица 16).
Таблица 16
Логико-математический анализ темы «Четырехугольники»
А Ранее изученный материал, необходимый для изучения темы | В Теоретический материал темы | С Применение изученного материала |
– треугольники, виды треугольников; – признаки равенства треугольников; – параллельность прямых; – признаки параллельности прямых; – перпендикулярность прямых. | Трапеция Ромб Квадрат Прямоугольник Параллелограмм Виды: Элементы четырехугольника ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИК Свойства диагоналей параллелограмма, прямоугольника, ромба. Свойства противолежащих сторон и углов параллелограмма. Свойство диагоналей прямоугольника, ромба. Теорема Фалеса. Свойства средней линии треугольника, трапеции. Теорема о пропорциональных отрезках. |
1. В теме «Многоугольники», «Площади фигур». 2. В курсе стереометрии в теме «Многогранники». 3. При изучении предметов: физика, астрономия, химия (при решении задач). 4. При решении задач в курсе геометрии, алгебры, начал анализа, а также при решении практических задач. |
Т. 7. Средняя линия треугольника, соединяющая середины двух сторон, параллельна третьей стороне и равна ее половине.
Т. 8. Средняя линия трапеции параллельна основаниям и равна их полусумме.
Т. 9. Параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают от сторон угла пропорциональные отрезки.
Yandex.RTB R-A-252273-3- С.В Демисенова, л.П.Шебанова, з.И.Янсуфина
- Предисловие
- Раздел I
- Фрагмент рабочей программы дисциплины
- «Методика обучения и воспитания (математика)»
- Пояснительная записка
- Основные цели и задачи
- Требования к подготовке студентов
- Тематическое планирование
- Раздел II содержание семинарских и практических занятий
- 5 Семестр
- Темы семинарских занятий
- Примерная структура семинарских занятий
- Указания к выполнению учебных заданий
- Содержание занятий
- Тема 1. Цели обучения математике в школе. Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Требования к методическому построению учебника
- Тема 2. Планирование работы учителя математики
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Тема 3. Урок математики
- Вопросы для обсуждения
- Ход урока
- Справочный материал
- 1. Основные методические требования к уроку математики
- 2. Основные типы уроков
- Ход урока
- Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе
- Вопросы для обсуждения
- Групповое задание
- Индивидуальное задание Составить справочную и рабочую таблицы по решению задачи по темам группового задания. Справочный материал
- Тема 5. Самостоятельная работа учащихся по математике
- Общие задания
- Групповое задание
- Справочный материал
- Тема 6. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
- Вопросы для обсуждения
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Анализ ошибок
- Математический диктант
- Тема 7. Методика формирования математических понятий
- Справочный материал
- Тема 8. Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
- Общее задание
- Справочный материал
- Общий прием решения математической задачи
- Арифметические задачи
- Прием поиска решения текстовой арифметической задачи (с сюжетом)
- Прием решения текстовой арифметической задачи
- Методика обучения учащихся решению арифметической задачи
- Решение задачи алгебраическим методом
- 6 Семестр Темы семинарских занятий
- 7 Семестр
- Примерная структура занятий
- Виды учебных заданий
- Указания к выполнению учебных заданий
- 7 Семестр
- Указания к выполнению общих заданий
- Типичные методические ошибки при изучении понятий
- Типичные методические ошибки при изучении правил, свойств (теорем)
- Общий прием решения математической задачи
- Указания к выполнению групповых заданий
- Указания к выполнению индивидуальных заданий
- Примеры выполнения учебных заданий
- Примеры выполнения общих заданий Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5 Методика введения понятия «четырехугольник»
- Задание 6
- Задание 7
- Задание 8
- Задание 9
- Задание 9
- Примеры выполнения групповых заданий Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Ход урока
- Задание 5
- 8 Семестр темы семинарских занятий
- Виды общих заданий
- Виды индивидуальных заданий
- Темы для выполнения индивидуальных заданий
- Указания к выполнению учебных заданий
- Примеры выполнения общих заданий Задание 1
- I уровень
- Задание 2
- I уровень
- II уровень
- III уровень
- Задание 3
- III уровень
- III уровень
- Задание 4
- Примеры выполнения индивидуальных учебных заданий Задание 1
- II уровень
- Задание 2
- Задание 3
- 1 Уровень
- Параллельность прямых и плоскостей в пространстве
- 2 Уровень
- 3 Уровень
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- III уровень
- Задание 7
- II уровень
- Отчетная таблица
- Задание 8
- Часть 1.
- Часть 2
- Инструкция по выполнению работы
- Задание 11
- II уровень
- Задание 12
- III уровень
- Раздел III виды и содержание контроля
- Примерные задания для аудиторной контрольной работы
- Тест по теме «Геометрические фигуры, их свойства и методика изучения»
- Домашняя контрольная работа
- Вопросы к зачету
- Вопросы к экзамену
- Раздел IV список рекомендуемой литературы
- 5 Семестр
- Тема 1. Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов
- Тема 2. Планирование работы учителя математики
- Тема 3. Урок математики
- Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе
- Статьи из журнала «Математика в школе» и газеты «Математика»:
- Тема 5. Самостоятельная работа учащихся по математике
- Тема 6. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
- Тема 7. Элементы логики. Методика формирования математических понятий
- Тема 8. Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой
- Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
- Тема 10. Математическое моделирование. Применение основных методов в обучении математике
- Тема 11. Технологический подход к построению обучения математике. Использование опыта учителей-новаторов в обучении математике
- 6 Семестр
- Тема 1: Числовые системы и методика изучения числовых множеств
- Тема 2: Тождественные преобразования выражений и методика их изучения в школьном курсе
- Тема 3: Уравнения, неравенства и их системы и методика изучения их в основной школе
- Тема 4: Функции, их графики и методика изучения функций в основной школе
- Тема 5: Вероятностно-статистическая линия в школьном курсе математики
- 7 Семестр
- Тема 1: Пропедевтический курс геометрии и методика его изучения
- Тема 2: Геометрические фигуры, их свойства и методика изучения
- Тема 3: Геометрические построения на плоскости и методика их изучения
- Тема 4: Геометрические величины, метод площадей и методика их изучения
- Тема 5. Геометрические преобразования, метод геометрических преобразований и методика их изучения
- Тема 6: Координаты, координатный метод и методика их изучения
- Тема 7: Векторы и векторный метод в школьном курсе геометрии и методика их изучения
- 8 Семестр
- Тема 3. Многогранники и методика их изучения
- Тема 4. Тела вращения и методика их изучения
- Тема 5. Геометрические построения в пространстве и методика их изучения
- Тема 6. Геометрические величины: площади поверхностей и объемы тел; методика их изучения
- Тема 7: Координаты, преобразования и векторы в пространстве и методика их изучения
- Тема 1: Тригонометрические функции, уравнения и неравенства
- Тема 2. Степенная, показательная и логарифмическая функции; показательные и логарифмические уравнения и неравенства
- Тема 3. Производная и её применение
- Тема 4. Первообразная и интеграл, применение интеграла
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Содержание
- Учебное пособие