Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
Основная литература: [1, ЛК № 7, С. 97-103; 4; 8; 12, ЛР № 4,5, С. 68-78; 19, гл. 5; 20, гл. 7; 24, С. 19-21; 28; 34, гл.6; 35; 37; 38; 42].
Дополнительная литература: [4; 9; 19; 22, С. 51-64; 32; 43, С. 178-189; 49, гл.4; 57; 67; 68; 78],
Статьи из журнала «Математика в школе»:
1. Арнольд И.В. О задачах по арифметике // МШ. – 1995.– № 5. - С.2-8.
2. Бескин Н.М. Роль задач в преподавании математики // МШ. –1992.– № 4-5. - С.3.
3. Болтянский В.Г., Груденов Я.И. Как учить поиску решения задач // МШ. – 1988.– № 1. - С.8.
4. Дегтянникова И.Н. Построение моделей к задачам с полными и неполными данными. // МШ. – 2001.– № 2. - С.15.
5. Дорофеев Г.В. и др. Постановка текстовых задач как один из способов повышения интереса учащихся к математике // МШ. – 1988.– № 5. - С.25.
6. Дроздов В.Б. Размышление над задачей и идеи ее решения // МШ. –2006. – №5. – С.69.
7. Заесёнок В.П. Эвристические приемы решения логических задач //МШ. – №3. – С.29.
8. Иванов О.А. Обучение поиску решения задач (фантазии в манере Пойа) // МШ. – 1997.– № 6. - С.47.
9. Изаак Д.Ф. Поиски решения геометрической задачи // МШ. – 1998.– № 6.- С.30.
10. Канин Е.С. Развитие темы задачи // МШ. – 1991.– № 3. - С.8.
11. Капкаева Л.С. Алгебраический и геометрический методы в обучении математике //МШ – 2004. – № 7. – С.27.
12. Кожухов С.К. Составление задач школьниками // МШ. – 1995.– № 2. - С.4.
13. Лахова Н.В. Решение текстовых задач в средних классах // МШ. – 1998.– № 3. – С.17.
14. Мещерякова Г.П. Задачи с параметром, сводящиеся к квадратным уравнениям //МШ. – 2001.– № 5. - С.60.
15. Мясникова Т.Ф. Графическое моделирование в задачах на движение // МШ. – 2005. – №5. – С.78.
16. Перевощикова Е.Н. Обучение решению текстовых задач: цели и диагностика // МШ. – 1998.– № 2. - С.63-65.
17. Произволов В.В. Задачи учат думать// МШ. – 1999.– № 2. - С.60.
18. Радченко В.П. Текстовые задачи и развитие продуктивного мышления // МШ. – 1993.– № 4. – С. 40.
19. Совайленко В.К. Об обновлении тематики школьных задач // МШ. – 1994.– № 5. - С.49.
20. Стратилатов П.В. О решении задач в школьном курсе математики // МШ. – 1993.– №4. - С.54.
21. . Царева С.Е. Введение удобных единиц измерения как метод решения задач // МШ. – 1997.– № 6. – С.58.
22. Цукарь А.Я. Схематизация и моделирование при решении текстовых задач // МШ. – 1998.– № 5.- С.48.
23. Фридман Л.М. Методика обучения решению математических задач // МШ. – 1991, №5. - С.59.
24. Шевкин А.В. Несколько способов решения одной задачи//МШ.–1998.– № 2.- С.17-18.
25. Шнейдерман М.В. Метод конструирования логических задач //МШ.–1998, №3.- С.23.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- С.В Демисенова, л.П.Шебанова, з.И.Янсуфина
- Предисловие
- Раздел I
- Фрагмент рабочей программы дисциплины
- «Методика обучения и воспитания (математика)»
- Пояснительная записка
- Основные цели и задачи
- Требования к подготовке студентов
- Тематическое планирование
- Раздел II содержание семинарских и практических занятий
- 5 Семестр
- Темы семинарских занятий
- Примерная структура семинарских занятий
- Указания к выполнению учебных заданий
- Содержание занятий
- Тема 1. Цели обучения математике в школе. Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Требования к методическому построению учебника
- Тема 2. Планирование работы учителя математики
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Тема 3. Урок математики
- Вопросы для обсуждения
- Ход урока
- Справочный материал
- 1. Основные методические требования к уроку математики
- 2. Основные типы уроков
- Ход урока
- Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе
- Вопросы для обсуждения
- Групповое задание
- Индивидуальное задание Составить справочную и рабочую таблицы по решению задачи по темам группового задания. Справочный материал
- Тема 5. Самостоятельная работа учащихся по математике
- Общие задания
- Групповое задание
- Справочный материал
- Тема 6. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
- Вопросы для обсуждения
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Анализ ошибок
- Математический диктант
- Тема 7. Методика формирования математических понятий
- Справочный материал
- Тема 8. Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
- Общее задание
- Справочный материал
- Общий прием решения математической задачи
- Арифметические задачи
- Прием поиска решения текстовой арифметической задачи (с сюжетом)
- Прием решения текстовой арифметической задачи
- Методика обучения учащихся решению арифметической задачи
- Решение задачи алгебраическим методом
- 6 Семестр Темы семинарских занятий
- 7 Семестр
- Примерная структура занятий
- Виды учебных заданий
- Указания к выполнению учебных заданий
- 7 Семестр
- Указания к выполнению общих заданий
- Типичные методические ошибки при изучении понятий
- Типичные методические ошибки при изучении правил, свойств (теорем)
- Общий прием решения математической задачи
- Указания к выполнению групповых заданий
- Указания к выполнению индивидуальных заданий
- Примеры выполнения учебных заданий
- Примеры выполнения общих заданий Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5 Методика введения понятия «четырехугольник»
- Задание 6
- Задание 7
- Задание 8
- Задание 9
- Задание 9
- Примеры выполнения групповых заданий Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Ход урока
- Задание 5
- 8 Семестр темы семинарских занятий
- Виды общих заданий
- Виды индивидуальных заданий
- Темы для выполнения индивидуальных заданий
- Указания к выполнению учебных заданий
- Примеры выполнения общих заданий Задание 1
- I уровень
- Задание 2
- I уровень
- II уровень
- III уровень
- Задание 3
- III уровень
- III уровень
- Задание 4
- Примеры выполнения индивидуальных учебных заданий Задание 1
- II уровень
- Задание 2
- Задание 3
- 1 Уровень
- Параллельность прямых и плоскостей в пространстве
- 2 Уровень
- 3 Уровень
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- III уровень
- Задание 7
- II уровень
- Отчетная таблица
- Задание 8
- Часть 1.
- Часть 2
- Инструкция по выполнению работы
- Задание 11
- II уровень
- Задание 12
- III уровень
- Раздел III виды и содержание контроля
- Примерные задания для аудиторной контрольной работы
- Тест по теме «Геометрические фигуры, их свойства и методика изучения»
- Домашняя контрольная работа
- Вопросы к зачету
- Вопросы к экзамену
- Раздел IV список рекомендуемой литературы
- 5 Семестр
- Тема 1. Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов
- Тема 2. Планирование работы учителя математики
- Тема 3. Урок математики
- Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе
- Статьи из журнала «Математика в школе» и газеты «Математика»:
- Тема 5. Самостоятельная работа учащихся по математике
- Тема 6. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
- Тема 7. Элементы логики. Методика формирования математических понятий
- Тема 8. Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой
- Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
- Тема 10. Математическое моделирование. Применение основных методов в обучении математике
- Тема 11. Технологический подход к построению обучения математике. Использование опыта учителей-новаторов в обучении математике
- 6 Семестр
- Тема 1: Числовые системы и методика изучения числовых множеств
- Тема 2: Тождественные преобразования выражений и методика их изучения в школьном курсе
- Тема 3: Уравнения, неравенства и их системы и методика изучения их в основной школе
- Тема 4: Функции, их графики и методика изучения функций в основной школе
- Тема 5: Вероятностно-статистическая линия в школьном курсе математики
- 7 Семестр
- Тема 1: Пропедевтический курс геометрии и методика его изучения
- Тема 2: Геометрические фигуры, их свойства и методика изучения
- Тема 3: Геометрические построения на плоскости и методика их изучения
- Тема 4: Геометрические величины, метод площадей и методика их изучения
- Тема 5. Геометрические преобразования, метод геометрических преобразований и методика их изучения
- Тема 6: Координаты, координатный метод и методика их изучения
- Тема 7: Векторы и векторный метод в школьном курсе геометрии и методика их изучения
- 8 Семестр
- Тема 3. Многогранники и методика их изучения
- Тема 4. Тела вращения и методика их изучения
- Тема 5. Геометрические построения в пространстве и методика их изучения
- Тема 6. Геометрические величины: площади поверхностей и объемы тел; методика их изучения
- Тема 7: Координаты, преобразования и векторы в пространстве и методика их изучения
- Тема 1: Тригонометрические функции, уравнения и неравенства
- Тема 2. Степенная, показательная и логарифмическая функции; показательные и логарифмические уравнения и неравенства
- Тема 3. Производная и её применение
- Тема 4. Первообразная и интеграл, применение интеграла
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Содержание
- Учебное пособие