Методика обучения учащихся решению арифметической задачи
В качестве примера рассмотрим следующую задачу (5 класс): «Велосипедист ехал 3 часа со скоростью 18 км/ч. Обратно он ехал другой дорогой, которая была короче на 9 км, но ехал со скоростью на 3 км/ч меньшей. Сколько времени велосипедист затратил на обратную дорогу?»
1. Подготовительный этап. Изучить содержания задачи - установить зависимости между расстоянием, скоростью и временем; может быть представлено в системе устных упражнений через выполнение заданий на повторение этих зависимостей. Например, задача: «Пешеход идет в течение 3-х часов со скоростью 5 км/ч.» Что можно определить? (расстояние) Как? (можно определить расстояние: ()км). Записать зависимость формулой (S = v t, =15).
2. Чтение задачи. Записать содержание задачи (если в задаче встречаются незнакомые термины, выяснить их смысл). Содержание задачи может быть записано по-разному. Например, с помощью таблицы или схемы (рис.3):
Таблица 12
| Скорость | Время | Расстояние |
1 путь | 18 км/ч | 3 ч | ? |
2 путь (обратный) | На 3 км/ч медленнее | ? | на 9 км короче |
Скорость на пути АВ – 18км/ч;
Время движения на АВ – 3 ч;
Расстояние АВ - ?
Скорость на пути ВА (?) – на 3 км/ч меньше, чем скорость
Расстояние ВА - ? – на 9 км меньше, чем
Время движения на ВА - ?
Рис. 3. Изучение содержания задачи (схема)
3. Анализ содержания и составление плана решения задачи. Анализ содержания задачи (поиск решения) может быть представлен:
а) в виде схемы (рис. 4)
Рис.4. Анализ содержания задачи (схема)
б) системы вопросов:
1) Какой главный вопрос задачи? (Сколько времени велосипедист затратил на обратную дорогу?)
2) Можно ли сразу на него ответить? (Нет, т. к. неизвестны обратный путь и скорость велосипедиста на обратном пути).
3) Нельзя ли определить скорость велосипедиста на обратном пути? (Можно, т. к. известна скорость велосипедиста на 1-м пути, и известно, насколько она отличается от скорости на отрезке пути).
4) Нельзя ли определить длину обратного пути? (Сразу нет, но можно сначала найти длину первого пути, т. к. известна скорость и время, а затем и длину 2-го пути).
План решения задачи:
Найти последовательно:
1) длину 1-го пути;
2) длину 2-го пути;
3) скорость на 2 участке пути;
4) время, затраченное на обратную дорогу;
4. Выполняем план решения задачи (рис.5).
Синтез решения задачи:
Рис.5. Синтез решения задачи (схема)
Способы записи решения задачи
1-й способ
Запись решения числовой формулой
1. На 1-м пути велосипедист проехал: 18 * 3 км.
2. На обратном пути велосипедист проехал: (18 * 3 – 9) км.
3. Скорость велосипедиста на обратном пути: (18 – 3) км/ч.
4. На обратный путь велосипедист затратил: (18 * 3 – 9) : (18 – 3) ч.
Находим числовое значение выражения (устно).
Ответ: на обратный путь велосипедист затратил 3 часа.
2-й способ
Вопросно-ответная форма
1. Какова длина первой дороги? 18 * 3 = 54 (км)
2. Какова длина второй дороги? 54 – 9 = 45 (км)
3. Какова скорость велосипедиста на обратном пути? 18 – 3 = 15 (км/ч)
4. Сколько времени затрачено на обратную дорогу? 45 : 15 = 3 (ч)
Ответ: 3 часа.
3-й способ
Запись только действий
1. 18 * 3 = 54 (км).
2. 54 – 9 = 45 (км).
3. 18 – 3 = 15 (км/ч).
4. 45 : 15 = 3 (ч).
Ответ: 3 часа.
4-й способ
Запись решения с пояснением
1. 18 * 3 = 54 (км) – длина 1-го пути.
2. 54 – 9 = 45 (км) – длина 2-го пути.
3. 18 – 3 = 15 (км/ч) – скорость велосипедиста на 2 участке пути.
4. 45 : 15 = 3 (ч) – затратил велосипедист на обратный путь.
Ответ. 3 часа.
Дополнительная работа над задачей после ее решения
1. Запись решения задачи в виде числовой формулы, если запись была иной.
2. Составление задачи, аналогичной решенной.
3. Составление одной из обратных задач и другие способы.
4. Выявление и обобщение действий по решению задачи.
Замечание: Формулировка той же задачи может быть дана иначе. Например: «Коля и Петя ехали из города разными дорогами в лагерь. Коля ехал по дороге, которая была короче на 9 км, но ехал со скоростью на 3 км/ч меньшей, чем Петя. А Петя ехал 3 часа со скоростью 18 км/ч». Поставьте вопрос и решите задачу (Кто из мальчиков раньше приедет в лагерь?).
- С.В Демисенова, л.П.Шебанова, з.И.Янсуфина
- Предисловие
- Раздел I
- Фрагмент рабочей программы дисциплины
- «Методика обучения и воспитания (математика)»
- Пояснительная записка
- Основные цели и задачи
- Требования к подготовке студентов
- Тематическое планирование
- Раздел II содержание семинарских и практических занятий
- 5 Семестр
- Темы семинарских занятий
- Примерная структура семинарских занятий
- Указания к выполнению учебных заданий
- Содержание занятий
- Тема 1. Цели обучения математике в школе. Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Требования к методическому построению учебника
- Тема 2. Планирование работы учителя математики
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Тема 3. Урок математики
- Вопросы для обсуждения
- Ход урока
- Справочный материал
- 1. Основные методические требования к уроку математики
- 2. Основные типы уроков
- Ход урока
- Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе
- Вопросы для обсуждения
- Групповое задание
- Индивидуальное задание Составить справочную и рабочую таблицы по решению задачи по темам группового задания. Справочный материал
- Тема 5. Самостоятельная работа учащихся по математике
- Общие задания
- Групповое задание
- Справочный материал
- Тема 6. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
- Вопросы для обсуждения
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Анализ ошибок
- Математический диктант
- Тема 7. Методика формирования математических понятий
- Справочный материал
- Тема 8. Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
- Общее задание
- Справочный материал
- Общий прием решения математической задачи
- Арифметические задачи
- Прием поиска решения текстовой арифметической задачи (с сюжетом)
- Прием решения текстовой арифметической задачи
- Методика обучения учащихся решению арифметической задачи
- Решение задачи алгебраическим методом
- 6 Семестр Темы семинарских занятий
- 7 Семестр
- Примерная структура занятий
- Виды учебных заданий
- Указания к выполнению учебных заданий
- 7 Семестр
- Указания к выполнению общих заданий
- Типичные методические ошибки при изучении понятий
- Типичные методические ошибки при изучении правил, свойств (теорем)
- Общий прием решения математической задачи
- Указания к выполнению групповых заданий
- Указания к выполнению индивидуальных заданий
- Примеры выполнения учебных заданий
- Примеры выполнения общих заданий Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5 Методика введения понятия «четырехугольник»
- Задание 6
- Задание 7
- Задание 8
- Задание 9
- Задание 9
- Примеры выполнения групповых заданий Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Ход урока
- Задание 5
- 8 Семестр темы семинарских занятий
- Виды общих заданий
- Виды индивидуальных заданий
- Темы для выполнения индивидуальных заданий
- Указания к выполнению учебных заданий
- Примеры выполнения общих заданий Задание 1
- I уровень
- Задание 2
- I уровень
- II уровень
- III уровень
- Задание 3
- III уровень
- III уровень
- Задание 4
- Примеры выполнения индивидуальных учебных заданий Задание 1
- II уровень
- Задание 2
- Задание 3
- 1 Уровень
- Параллельность прямых и плоскостей в пространстве
- 2 Уровень
- 3 Уровень
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- III уровень
- Задание 7
- II уровень
- Отчетная таблица
- Задание 8
- Часть 1.
- Часть 2
- Инструкция по выполнению работы
- Задание 11
- II уровень
- Задание 12
- III уровень
- Раздел III виды и содержание контроля
- Примерные задания для аудиторной контрольной работы
- Тест по теме «Геометрические фигуры, их свойства и методика изучения»
- Домашняя контрольная работа
- Вопросы к зачету
- Вопросы к экзамену
- Раздел IV список рекомендуемой литературы
- 5 Семестр
- Тема 1. Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов
- Тема 2. Планирование работы учителя математики
- Тема 3. Урок математики
- Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе
- Статьи из журнала «Математика в школе» и газеты «Математика»:
- Тема 5. Самостоятельная работа учащихся по математике
- Тема 6. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
- Тема 7. Элементы логики. Методика формирования математических понятий
- Тема 8. Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой
- Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
- Тема 10. Математическое моделирование. Применение основных методов в обучении математике
- Тема 11. Технологический подход к построению обучения математике. Использование опыта учителей-новаторов в обучении математике
- 6 Семестр
- Тема 1: Числовые системы и методика изучения числовых множеств
- Тема 2: Тождественные преобразования выражений и методика их изучения в школьном курсе
- Тема 3: Уравнения, неравенства и их системы и методика изучения их в основной школе
- Тема 4: Функции, их графики и методика изучения функций в основной школе
- Тема 5: Вероятностно-статистическая линия в школьном курсе математики
- 7 Семестр
- Тема 1: Пропедевтический курс геометрии и методика его изучения
- Тема 2: Геометрические фигуры, их свойства и методика изучения
- Тема 3: Геометрические построения на плоскости и методика их изучения
- Тема 4: Геометрические величины, метод площадей и методика их изучения
- Тема 5. Геометрические преобразования, метод геометрических преобразований и методика их изучения
- Тема 6: Координаты, координатный метод и методика их изучения
- Тема 7: Векторы и векторный метод в школьном курсе геометрии и методика их изучения
- 8 Семестр
- Тема 3. Многогранники и методика их изучения
- Тема 4. Тела вращения и методика их изучения
- Тема 5. Геометрические построения в пространстве и методика их изучения
- Тема 6. Геометрические величины: площади поверхностей и объемы тел; методика их изучения
- Тема 7: Координаты, преобразования и векторы в пространстве и методика их изучения
- Тема 1: Тригонометрические функции, уравнения и неравенства
- Тема 2. Степенная, показательная и логарифмическая функции; показательные и логарифмические уравнения и неравенства
- Тема 3. Производная и её применение
- Тема 4. Первообразная и интеграл, применение интеграла
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Содержание
- Учебное пособие