Требования к методическому построению учебника
1) От методического построения учебников во многом зависит сознательность, глубина и прочность усвоения знаний, выработка у учащихся умений, навыков, формирование интереса к предмету. Методическое построение учебников тем лучше, чем последовательнее оно активизирует познавательную деятельность учащихся. В связи с этим большое значение приобретает логическая структура изложения материала.
2) Общее требование к изложению материала состоит в том, чтобы оно в единстве решало следующие задачи: было в меру доказательным, обеспечивало активность мышления учащихся и возможное на данной стадии обучения развитие их познавательных способностей. Желательно широкое применение проблемного подхода к изложению.
3) Научные понятия излагаются индуктивным путем. При этом важно соблюсти основное требование: понятие должно вводиться и раскрываться на достаточном фактическом материале, знакомом учащимся из практической жизни.
4) Принципы доказательности и логической стройности изложения приобретают особое значение при рассмотрении научных теорий. Теории должны быть изложены, опираясь на небольшое, но достаточное для доказательства число фактов. Основные положения теории должны быть разъяснены, четко сформулированы и где нужно иллюстрированы достаточным числом примеров. В изложение отдельных наиболее важных теорий следует включать исторические справки. Изложение теорий должно находить, возможно, более широкое применение при рассмотрении последующего материала.
5) С целью развития самостоятельности учащихся в приобретении знаний отдельные параграфы следует излагать с расчетом на изучение (в классе или дома) без предварительного объяснения учителем (это могут быть сведения описательного характера, обобщение пройденного, выяснение свойств или простейших закономерностей и т.п.).
6) В целях обеспечения более активного, глубокого и прочного усвоения учащимися знаний, излагаемых в учебнике, текст и иллюстрации должны сопровождаться вопросами и заданиями.
Вопросы и задания должны быть разнообразными по характеру и содержанию, требовать выполнения самых различных действий и мыслительных операций. Одни вопросы могут требовать от учащихся только воспроизведения каких-либо фактов, другие – более сложных мыслительных действий: объяснения явления, сравнения, доказательства, обобщения, оценки и т.д. Большое значение имеют вопросы для повторения в новых связях старого материала. Например, задания на группировку явлений по данному признаку, на подведение частного под общее и т.п. В учебники должно быть включено достаточное число упражнений на применение знаний, на наблюдение изучаемых объектов, выведение новых свойств и др.
7) В учебниках должны даваться указания к различным практическим работам. Составляться они должны с расчетом формирования самостоятельности учащихся, сложность заданий должна возрастать от класса к классу, а степень детализации инструкции снижаться. Там, где возможно, лабораторно-практические работы следует ставить в исследовательском плане.
8) Иллюстративный материал должен способствовать прочности усвоения материала, служить наглядной опорой мышления, значение его тем больше, чем меньше возраст учащихся и слабее развита способность отвлеченно мыслить. Иллюстрации в учебнике должны быть методически целенаправленны по графическому и художественному оформлению. Важное в изображении объектов следует выделять цветной краской. Следует использовать также диаграммы, графики, таблицы, карты. Подпись к рисунку должна не только называть изображаемое, но и кратко объяснять его и таким образом руководить учеником при рассмотрении рисунка. Важные выводы, формулы, подлежащие запоминанию, следует выделять шрифтом.
9). Учебники для старших классов должны быть снабжены предметными указателями, справочными таблицами и ориентировать учащихся на пользование ими.
Структура учебника математики для средней школы строится на основе определенных логических принципов, учитывает возрастные особенности учащихся, определенный для данного возраста уровень строгости изложения, поставленные цели обучения и т. д. Например, содержание школьного учебника математики для младших классов, как правило, опирается на ближайшее окружение учащихся, знакомое им из собственного опыта.
Каждый учебник имеет определенную структуру, элементами которой являются части, разделы, главы и параграфы. Наименьшей структурной единицей учебника является параграф. В учебнике для параграфов принято применять сквозную нумерацию.
3.2. Анализ учебной литературы и, в первую очередь, учебников является одним из видов методической деятельности учителя (табл. 3). Существует около 300 методов и приемов анализов учебников.
Содержание всех изданных «Дидактических материалов» соответствует программам, учебникам и учебным пособиям по математике. Структура учебных пособий «Дидактические материалы» примерно одинакова. Каждое из них начинается с предисловия, в котором указано назначение предлагаемых работ и даны краткие указания к их использованию. «Дидактические материалы» – пособия для учителей, а не предписание к неуклонному решению всех помещенных в них задач. Учитель сам, используя тексты самостоятельных и контрольных работ, либо их часть, либо отдельные задачи и упражнения, определяет содержание самостоятельной работы учащихся на уроке.
Таблица 3
Анализ школьного учебника математики
№
| Основные требования к учебнику математики, предъявляемые с учетом на обучение и развитие | Реализация основных требований к учебнику математики | ||||
Учебник 1 | Учебник 2 | Учебник 3 | ||||
1. | Общая характеристика учебника (автор; название; год и место издания; издательство; объем в страницах; общее число заданий; среднее число заданий, предлагаемых для выполнения на одном уроке; форма выпуска учебника: книга, тетрадь с печатной основой, компьютерная программа и др.). |
|
|
| ||
2. | Цели обучения. Характеристика средств достижения цели. (Как сформулированы цели обучения авторами учебника в методическом пособии к нему, а также охарактеризованы средства ее достижения? Выбран ли приоритет в пользу развивающего обучения?). |
|
|
| ||
3. | Реализация содержания, предусмотренного образовательным стандартом. Расширение объема содержания и его цель (за счет, какого материала это сделано). Темы, не освещенные в учебнике, выходящие за рамки образовательного стандарта. |
|
|
| ||
4. | Отражение понятийной линии в учебнике. (Как построен процесс обучения, обеспечивающий осознанное усвоение и использование материала? Как при выполнении системы заданий выявляются существенные признаки изучаемого понятия?). |
|
|
| ||
5. | Систематичность изложения материала и логичность системы заданий. (Соблюдается ли преемственность в изучении понятий? Как организуется повторение изученного материала?). |
|
|
| ||
6. | Методы обучения, нашедшие отражение в системе заданий учебника (проблемно-поисковые, репродуктивные). Какие использованы приемы для обеспечения высокого уровня познавательной активности учащихся (особый подбор заданий, рассмотрение различных способов выполнения одного и того же материала и др.). Каким образом обеспечивается прочность усвоения материала (за счет продуктивного повторения, за счет специальных разделов и заданий на повторение). |
|
|
| ||
7. | Возможность осуществления дифференцированного подхода. |
|
|
| ||
8. | Способы формирования учебной деятельности в учебнике. (Ориентирует ли учебник учащихся на самостоятельную постановку учебных задач, предусмотрено ли соотнесение предметных, вербальных, схематических моделей, поиск различных вариантов решения, обоснованный выбор оптимального решения, выполнение самоконтроля и самооценки). |
|
|
| ||
9. | Роль учебника в организации продуктивного общения. (Предусмотрено ли учебником обсуждение открытых заданий, ведение дискуссий на уроке и т.п. Если да, то как это отражено в учебнике.) |
|
|
| ||
10. | Обеспечение мотивации учения средствами учебника. |
|
|
| ||
11. | Влияние материала учебника на воспитание учащихся. (Иллюстрации, сюжеты задач, диалоги персонажей и др.). |
|
|
| ||
12. | Согласованность учебника и других компонентов учебно-методического комплекса: тетрадей с печатной основой, таблиц и др. |
|
|
| ||
13. | Характеристика учебника как модели учебного процесса и как методического средства. (В какой мере учебник служит источником методического творчества учителя, играет роль справочника для ученика и родителей.). |
|
|
|
Выбор одного из учебников в качестве основного не означает отказ от работы с другими учебниками. Основной учебник учитель рекомендует учащимся для работы, а остальные должен использовать сам при подготовке к занятиям. Из них учитель может почерпнуть материал по отдельным темам, выбрать наиболее рациональную последовательность изложения материала отдельных разделов, заимствовать домашние задания.
В силу своего назначения в системе средств обучения учебник является ядром, вокруг которого группируются все другие учебные средства.
Своим содержанием и методическим аппаратом он оказывает решающее влияние на мышление учащихся, на развитие памяти, интереса, на формирование умения самостоятельно работать с учебником.
Yandex.RTB R-A-252273-3- С.В Демисенова, л.П.Шебанова, з.И.Янсуфина
- Предисловие
- Раздел I
- Фрагмент рабочей программы дисциплины
- «Методика обучения и воспитания (математика)»
- Пояснительная записка
- Основные цели и задачи
- Требования к подготовке студентов
- Тематическое планирование
- Раздел II содержание семинарских и практических занятий
- 5 Семестр
- Темы семинарских занятий
- Примерная структура семинарских занятий
- Указания к выполнению учебных заданий
- Содержание занятий
- Тема 1. Цели обучения математике в школе. Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Требования к методическому построению учебника
- Тема 2. Планирование работы учителя математики
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Тема 3. Урок математики
- Вопросы для обсуждения
- Ход урока
- Справочный материал
- 1. Основные методические требования к уроку математики
- 2. Основные типы уроков
- Ход урока
- Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе
- Вопросы для обсуждения
- Групповое задание
- Индивидуальное задание Составить справочную и рабочую таблицы по решению задачи по темам группового задания. Справочный материал
- Тема 5. Самостоятельная работа учащихся по математике
- Общие задания
- Групповое задание
- Справочный материал
- Тема 6. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
- Вопросы для обсуждения
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Анализ ошибок
- Математический диктант
- Тема 7. Методика формирования математических понятий
- Справочный материал
- Тема 8. Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
- Общее задание
- Справочный материал
- Общий прием решения математической задачи
- Арифметические задачи
- Прием поиска решения текстовой арифметической задачи (с сюжетом)
- Прием решения текстовой арифметической задачи
- Методика обучения учащихся решению арифметической задачи
- Решение задачи алгебраическим методом
- 6 Семестр Темы семинарских занятий
- 7 Семестр
- Примерная структура занятий
- Виды учебных заданий
- Указания к выполнению учебных заданий
- 7 Семестр
- Указания к выполнению общих заданий
- Типичные методические ошибки при изучении понятий
- Типичные методические ошибки при изучении правил, свойств (теорем)
- Общий прием решения математической задачи
- Указания к выполнению групповых заданий
- Указания к выполнению индивидуальных заданий
- Примеры выполнения учебных заданий
- Примеры выполнения общих заданий Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5 Методика введения понятия «четырехугольник»
- Задание 6
- Задание 7
- Задание 8
- Задание 9
- Задание 9
- Примеры выполнения групповых заданий Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Ход урока
- Задание 5
- 8 Семестр темы семинарских занятий
- Виды общих заданий
- Виды индивидуальных заданий
- Темы для выполнения индивидуальных заданий
- Указания к выполнению учебных заданий
- Примеры выполнения общих заданий Задание 1
- I уровень
- Задание 2
- I уровень
- II уровень
- III уровень
- Задание 3
- III уровень
- III уровень
- Задание 4
- Примеры выполнения индивидуальных учебных заданий Задание 1
- II уровень
- Задание 2
- Задание 3
- 1 Уровень
- Параллельность прямых и плоскостей в пространстве
- 2 Уровень
- 3 Уровень
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- III уровень
- Задание 7
- II уровень
- Отчетная таблица
- Задание 8
- Часть 1.
- Часть 2
- Инструкция по выполнению работы
- Задание 11
- II уровень
- Задание 12
- III уровень
- Раздел III виды и содержание контроля
- Примерные задания для аудиторной контрольной работы
- Тест по теме «Геометрические фигуры, их свойства и методика изучения»
- Домашняя контрольная работа
- Вопросы к зачету
- Вопросы к экзамену
- Раздел IV список рекомендуемой литературы
- 5 Семестр
- Тема 1. Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов
- Тема 2. Планирование работы учителя математики
- Тема 3. Урок математики
- Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе
- Статьи из журнала «Математика в школе» и газеты «Математика»:
- Тема 5. Самостоятельная работа учащихся по математике
- Тема 6. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
- Тема 7. Элементы логики. Методика формирования математических понятий
- Тема 8. Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой
- Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
- Тема 10. Математическое моделирование. Применение основных методов в обучении математике
- Тема 11. Технологический подход к построению обучения математике. Использование опыта учителей-новаторов в обучении математике
- 6 Семестр
- Тема 1: Числовые системы и методика изучения числовых множеств
- Тема 2: Тождественные преобразования выражений и методика их изучения в школьном курсе
- Тема 3: Уравнения, неравенства и их системы и методика изучения их в основной школе
- Тема 4: Функции, их графики и методика изучения функций в основной школе
- Тема 5: Вероятностно-статистическая линия в школьном курсе математики
- 7 Семестр
- Тема 1: Пропедевтический курс геометрии и методика его изучения
- Тема 2: Геометрические фигуры, их свойства и методика изучения
- Тема 3: Геометрические построения на плоскости и методика их изучения
- Тема 4: Геометрические величины, метод площадей и методика их изучения
- Тема 5. Геометрические преобразования, метод геометрических преобразований и методика их изучения
- Тема 6: Координаты, координатный метод и методика их изучения
- Тема 7: Векторы и векторный метод в школьном курсе геометрии и методика их изучения
- 8 Семестр
- Тема 3. Многогранники и методика их изучения
- Тема 4. Тела вращения и методика их изучения
- Тема 5. Геометрические построения в пространстве и методика их изучения
- Тема 6. Геометрические величины: площади поверхностей и объемы тел; методика их изучения
- Тема 7: Координаты, преобразования и векторы в пространстве и методика их изучения
- Тема 1: Тригонометрические функции, уравнения и неравенства
- Тема 2. Степенная, показательная и логарифмическая функции; показательные и логарифмические уравнения и неравенства
- Тема 3. Производная и её применение
- Тема 4. Первообразная и интеграл, применение интеграла
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Содержание
- Учебное пособие