logo
Пособие_бакалавры

Справочный материал

О с н о в н ы е м е т о д ы о б у ч е н и я у ч а щ и х с я

р а б о т е с у ч е б н и к о м м а т е м а т и к и

Эти методы определяются возрастом учащихся, уровнем их математической подготовки и общего развития, содержанием учебника, уже имеющимися умениями работы с математической книгой.

Можно рекомендовать следующие формы постепенно усложняющейся работы с учебником математики в 5-9 классах:

1) чтение правил, определений, формулировок теорем после объяснения учителя;

2) чтение других текстов после их объяснения учителем;

3) разбор примеров учебника после их объяснения учителем;

4) чтение вслух учебника учителем с выделением главного и существенного;

5) чтение текста учащимися и разбивка его на смысловые абзацы;

6) чтение пункта учебника, и ответы на вопросы учителя (или учебника);

7) чтение текста учебника, самостоятельное составление плана и ответ учащихся по самостоятельно составленному плану.

Необходимо обучать пользоваться не только текстом и иллюстрациями учебника, но и его оглавлением, записями и таблицами, помещенными на форзацах, аннотацией, предметным указателем. Правильное пользование этим вспомогательным аппаратом учебника значительно ускоряет поиски нужного материала в учебнике. Помещенные в учебнике рисунки предназначены оказать помощь при чтении учебника, при рассмотрении конкретных примеров, при решении задач.

Чтение и анализ учебного текста полезно проводить в следующей последовательности:

1) читать вслух текст по частям (например, по абзацам); при этом плохо читающим детям «достаются» небольшие и более легкие части, детям с неустойчивым вниманием – чтение или повторение правил;

2) после чтения каждой части учитель спрашивает: «Что в этом фрагменте текста нового? Какие слова непонятны? Что кажется наиболее важным? Что надо обязательно запомнить?» и т.п.;

3) после прочтения всего текста (или части, взятой на данный урок) дети повторяют новые понятия, формулируют – по возможности, не заглядывая в учебник – новые правила и определения. Затем под руководством учителя обсуждают практическую значимость и сферы применения изученного материала и переходят к решению задач – этапу закрепления новой теории, ее практическому применению и формированию умений; при этом неоднократно повторяются новые правила;

4) через некоторое время (обычно при подведении итогов в конце урока) учащиеся отвечают на вопросы к объяснительному тексту, таким образом, вновь повторяя основное содержание теоретического материала;

5) на первых же уроках учитель, предлагая задание классу на дом, объясняет, как должна выполняться домашняя работа: ее следует начинать с повторения (или чтения, если что-то забыто) основного в объяснительном тексте и ответа на вопросы к нему, и только после этого можно приступать к выполнению письменных упражнений; затем нужно выучить правила и несколько раз (с промежутком в 2-3 часа) их повторить;

6) вопросы к изученному материалу учитель предлагает и во время устной работы, и в ходе решения задач – как дополнительные; полезно проводить диктанты по теоретическому материалу (учитель диктует правило или определение, пропуская некоторые важные слова, а учащиеся эти недостающие слова записывают), наиболее важные правила, дети записывают полностью.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4