Общий прием решения математической задачи
Изучить содержание задачи (выделить данные и искомые, сделать чертеж, схему и т.п.);
Если нужно, провести анализ – поиск решения (вспомнить: есть ли специальный прием анализа или решения задач данного типа; известны ли похожие задачи; провести общий анализ задачи и т.п.);
На основе анализа составить план решения или сформулировать известный план решения задач данного типа (при этом следить, все ли данные задачи использованы, нельзя ли преобразовать искомые или данные задачи для более быстрого составления плана);
Решить задачу по составленному плану (при реализации плана проверять правильность каждого шага, правильно заменять термины и символы их определениями, использовать свойства данных в задаче объектов);
Записать решение, используя приемы записи;
Если нужно, проверить или исследовать решение (использовать способы проверки: проверить ход решения, проверить результат, решить задачу другим способом, использовать специальные приемы проверки решения задач данного типа);
Рассмотреть другие возможные способы решения, выбрать рациональный;
Записать ответ;
Проанализировать информацию, полученную в процессе решения задачи, выделить главное, обобщить, включить в систему прежнего знания о приемах работы над задачей.
Пример выполнения задания смотрите на странице 43.
Задание 9. Для построения методики обучения задач основного типа повторите лекции и материалы семинарских занятий по общей методике по теме «Задачи в обучении математике», используйте основную и дополнительную литературу, а так же задания 7, 8. Составьте серию учебных задач на формирование умений решать задачи выбранного типа.
Общая методическая схема обучения учащихся решению математических задач,
определяющая последовательность действий учителя
Изучение содержания задачи, для чего используют выделение в явном виде условия и требования задачи, краткую запись, геометрическую и графическую иллюстрацию, вопросы по содержанию задачи и другие методические приемы.
Поиск решения задачи, для чего используют специальный анализ (геометрический, алгебраический и т.д.), общий или частичный анализ как прием поиска, решение вспомогательных задач, догадку, интуицию, сравнение или аналогию с уже решенной задачей, эвристический поиск, метод проб и ошибок. Поиск решения (или анализ) заканчивается планом решения задачи.
Решение задачи по составленному плану и его запись с обучением использованию принятых для данного типа задач обозначений, символов, терминов и обоснованием отдельных шагов решения.
Проверка решения или его исследование (в зависимости от характера задачи).
Запись ответа.
Анализ и оценка информации, полученной в процессе решения задачи, выделение наиболее важного и полезного из того, чему научились учащиеся на данной задаче или серии задач.
Методика обучения решению задач состоит в обучении учащихся учебной деятельности на каждом этапе решения задачи, в овладении общими и специальными приемами учебной деятельности.
Примерные типы учебных задач, обеспечивающие формирование умений
решать математические задачи
Прочитать задачу, установить тип задачи (математическая, сюжетная и др.).
Описать ситуацию, заданную в сюжетной задаче.
Прочитать задачу, выделить условие и требования задачи.
Составить краткую запись условия задачи (таблица, схема, рисунок и т.п.).
По краткой записи (схеме, таблице) составить текстовую задачу.
По условию данной математической задачи определить, какие определения, теоремы, правила, приемы необходимо использовать для ее решения.
Ответить на вопросы, отражающие причинно-следственные связи: «Чтобы узнать … надо найти …», «Зная …, можно найти …» (поиск решения задачи с помощью анализа или синтеза).
Оформить решение задачи, используя различные приемы записи.
Составить и решить обратную задачу.
Составить и решить аналогичную задачу.
Найти ошибку в решении данной задачи, выявить ее сущность.
Исправить ошибки, допущенные в решении задачи.
Сделать проверку и дать оценку результатам решения задачи.
Пример выполнения задания смотрите на странице 45.
Задание 10. Выделите возможные затруднения при освоении учебного материала с точки зрения учителя, выделите наиболее типичные ошибки, которые могут делать учащиеся, используя основную и дополнительную литературу. Предложите учебные задачи для коррекции. Коррекционная методика включает индивидуальные консультации, дополнительные задания (повторное изучение материала, выполнение дополнительных заданий на тренажерах и в домашней работе, решение аналогичных математических и учебных задач, коллективный контроль и взаимоконтроль выполнения заданий, совместное выполнение работы над ошибками, продолжение работы другого ученика, повторное тестирование и т.п.). Для организации коррекционной работы полезна систематизация типичных (устойчивых, появляющихся неоднократно в отличие от случайных) ошибок и затруднений учащихся. Типы математических ошибок: вычислительные, ошибки в преобразовании, в записи, логические ошибки, речевые ошибки и т.д. Пример выполнения задания смотрите на странице 49.
Yandex.RTB R-A-252273-3- С.В Демисенова, л.П.Шебанова, з.И.Янсуфина
- Предисловие
- Раздел I
- Фрагмент рабочей программы дисциплины
- «Методика обучения и воспитания (математика)»
- Пояснительная записка
- Основные цели и задачи
- Требования к подготовке студентов
- Тематическое планирование
- Раздел II содержание семинарских и практических занятий
- 5 Семестр
- Темы семинарских занятий
- Примерная структура семинарских занятий
- Указания к выполнению учебных заданий
- Содержание занятий
- Тема 1. Цели обучения математике в школе. Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Требования к методическому построению учебника
- Тема 2. Планирование работы учителя математики
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Тема 3. Урок математики
- Вопросы для обсуждения
- Ход урока
- Справочный материал
- 1. Основные методические требования к уроку математики
- 2. Основные типы уроков
- Ход урока
- Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе
- Вопросы для обсуждения
- Групповое задание
- Индивидуальное задание Составить справочную и рабочую таблицы по решению задачи по темам группового задания. Справочный материал
- Тема 5. Самостоятельная работа учащихся по математике
- Общие задания
- Групповое задание
- Справочный материал
- Тема 6. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
- Вопросы для обсуждения
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Анализ ошибок
- Математический диктант
- Тема 7. Методика формирования математических понятий
- Справочный материал
- Тема 8. Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой
- Индивидуальное задание
- Справочный материал
- Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
- Общее задание
- Справочный материал
- Общий прием решения математической задачи
- Арифметические задачи
- Прием поиска решения текстовой арифметической задачи (с сюжетом)
- Прием решения текстовой арифметической задачи
- Методика обучения учащихся решению арифметической задачи
- Решение задачи алгебраическим методом
- 6 Семестр Темы семинарских занятий
- 7 Семестр
- Примерная структура занятий
- Виды учебных заданий
- Указания к выполнению учебных заданий
- 7 Семестр
- Указания к выполнению общих заданий
- Типичные методические ошибки при изучении понятий
- Типичные методические ошибки при изучении правил, свойств (теорем)
- Общий прием решения математической задачи
- Указания к выполнению групповых заданий
- Указания к выполнению индивидуальных заданий
- Примеры выполнения учебных заданий
- Примеры выполнения общих заданий Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Задание 5 Методика введения понятия «четырехугольник»
- Задание 6
- Задание 7
- Задание 8
- Задание 9
- Задание 9
- Примеры выполнения групповых заданий Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Ход урока
- Задание 5
- 8 Семестр темы семинарских занятий
- Виды общих заданий
- Виды индивидуальных заданий
- Темы для выполнения индивидуальных заданий
- Указания к выполнению учебных заданий
- Примеры выполнения общих заданий Задание 1
- I уровень
- Задание 2
- I уровень
- II уровень
- III уровень
- Задание 3
- III уровень
- III уровень
- Задание 4
- Примеры выполнения индивидуальных учебных заданий Задание 1
- II уровень
- Задание 2
- Задание 3
- 1 Уровень
- Параллельность прямых и плоскостей в пространстве
- 2 Уровень
- 3 Уровень
- Задание 4
- Задание 5
- Задание 6
- III уровень
- Задание 7
- II уровень
- Отчетная таблица
- Задание 8
- Часть 1.
- Часть 2
- Инструкция по выполнению работы
- Задание 11
- II уровень
- Задание 12
- III уровень
- Раздел III виды и содержание контроля
- Примерные задания для аудиторной контрольной работы
- Тест по теме «Геометрические фигуры, их свойства и методика изучения»
- Домашняя контрольная работа
- Вопросы к зачету
- Вопросы к экзамену
- Раздел IV список рекомендуемой литературы
- 5 Семестр
- Тема 1. Анализ программ и учебников по математике 5-9 классов
- Тема 2. Планирование работы учителя математики
- Тема 3. Урок математики
- Тема 4. Наглядность при обучении математике в школе
- Статьи из журнала «Математика в школе» и газеты «Математика»:
- Тема 5. Самостоятельная работа учащихся по математике
- Тема 6. Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
- Тема 7. Элементы логики. Методика формирования математических понятий
- Тема 8. Математические предложения и методика их изучения. Методика работы над теоремой
- Тема 9. Задачи в обучении математике. Методика работы с сюжетной задачей в школе
- Тема 10. Математическое моделирование. Применение основных методов в обучении математике
- Тема 11. Технологический подход к построению обучения математике. Использование опыта учителей-новаторов в обучении математике
- 6 Семестр
- Тема 1: Числовые системы и методика изучения числовых множеств
- Тема 2: Тождественные преобразования выражений и методика их изучения в школьном курсе
- Тема 3: Уравнения, неравенства и их системы и методика изучения их в основной школе
- Тема 4: Функции, их графики и методика изучения функций в основной школе
- Тема 5: Вероятностно-статистическая линия в школьном курсе математики
- 7 Семестр
- Тема 1: Пропедевтический курс геометрии и методика его изучения
- Тема 2: Геометрические фигуры, их свойства и методика изучения
- Тема 3: Геометрические построения на плоскости и методика их изучения
- Тема 4: Геометрические величины, метод площадей и методика их изучения
- Тема 5. Геометрические преобразования, метод геометрических преобразований и методика их изучения
- Тема 6: Координаты, координатный метод и методика их изучения
- Тема 7: Векторы и векторный метод в школьном курсе геометрии и методика их изучения
- 8 Семестр
- Тема 3. Многогранники и методика их изучения
- Тема 4. Тела вращения и методика их изучения
- Тема 5. Геометрические построения в пространстве и методика их изучения
- Тема 6. Геометрические величины: площади поверхностей и объемы тел; методика их изучения
- Тема 7: Координаты, преобразования и векторы в пространстве и методика их изучения
- Тема 1: Тригонометрические функции, уравнения и неравенства
- Тема 2. Степенная, показательная и логарифмическая функции; показательные и логарифмические уравнения и неравенства
- Тема 3. Производная и её применение
- Тема 4. Первообразная и интеграл, применение интеграла
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Содержание
- Учебное пособие