logo
Пособие_бакалавры

Справочный материал

1. Контроль знаний и его типы. В зависимости от того, кто именно осуществляет контроль результатов деятельности учеников, выделяют три типа:

Основная цель контроля состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, через призму которых рассматриваются недостатки, пробелы в знаниях и т.п.; в указании путей совершенствования, углубления знаний и умений для последующего включения школьников в активную творческую деятельность. Коррекция этой цели связана с:

- установлением качества усвоения материала, предусмотренного программой (установлением полноты, характера выполнения заданий, выявление соответствия достигнутого нормам и образцам);

- определением мер корректирования знаний и умений;

- научением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле;

- воспитанием качеств личности, например, ответственности, инициативы и др.

Если перечисленные цели контроля знаний и умений учащихся реализованы, то контроль выполняет следующие функции:

- выявления и диагностики результатов обучения;

- обучающую, связанную с повышением качества усвоения знаний, их систематизацией, формированием приемов учебной деятельности;

- стимулирующую (развивающую), связанную с созданием основы для содержательных оценок деятельности учащихся; для развития познавательной активности;

- воспитательную, направленную на формирование чувства ответственности, познавательной мотивации;

- управления процессом усвоения знаний, умений, его коррекции (иногда эту функцию называют прогностической).

2. Виды и формы контроля. В зависимости от различных оснований деления можно говорить о различных подходах к указанию видов контроля.

1) Контроль по конечному результату, пошаговый контроль (за операциями), контроль за установлением определенных параметров деятельности.

2) По месту в процессе обучения – текущий (в ходе учения), итоговый по теме, по курсу обучения. Текущий может быть еще предварительный (установить готовность к изучению); ежедневный, периодический.

3) В новых педагогических технологиях рассматриваются следующие виды контроля усвоения знаний и способов деятельности:

а) входной – для информации об уровне готовности к учебе;

б) текущий или промежуточный – после каждого учебного элемента с целью выявления пробелов (как правило, мягкий самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т.п.), после которого следует зачет или коррекция;

в) итоговый, показывающий уровень усвоения с оценкой.

Психолого-педагогические исследования и опыт разработки и применения педагогических технологий показывают, что и оценивать знания и умения учащихся целесообразно на трех уровнях: I уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания (понял, запомнил, воспроизвел), возможно совместно с учителем; II уровень – готовность применять знания по образцу и в сходных условиях (усвоил знания и способы деятельности на первом уровне и применил по образцу и в условиях, где нужно узнать образец), без подсказки учителя, самостоятельно; III уровень – готовность к творческому применению знаний (усвоил знания и способы деятельности на втором этапе, перенес их в новые условия). Возможен и IV уровень – творческая деятельность, для которой характерно рождение новой информации и которого могут достигать немногие учащиеся.

Формы контроля знаний и умений учащихся: массовый (иногда групповая и фронтальная) и индивидуальный. Из них это: фронтальный, индивидуальный опрос, контрольные работы, сочинения, диктанты.

Способы контроля знаний и умений школьников: письменный, устный, практический (лабораторные и практические).

3. Средства контроля. К ним относят: математический диктант, дидактические материалы, карточки, тесты, перфокарты, таблицы, опорные схемы, задания с печатной основой, кодоскоп, модели и приборы, и т.д.

Одним из новых средств контроля в современной школе является тест. Тест - испытание обучаемого для выявления уровня сформированности знаний и умений, применяемое в соответствии с методикой измерения уровня знаний и оценкой результатов. Тестами, выявляющими уровень знаний, являются тесты достижения (педагогические тесты или тесты успешности усвоения). Тесты достижения как инструмент оценивания имеют значительные отличия от контрольных работ. Они позволяют более качественно и объективно оценивать знания обучающихся и ориентированы на выявление уровня сформированности знаний и умений, а не на констатацию наличия определенной совокупности формально усвоенных знаний. Стандартизированная форма оценки с помощью коэффициента усвоения позволяет измерить уровень сформированности знаний и умений учащихся. К каждому тестовому заданию разрабатывается эталон, т.е. правильный и полный ответ, метод выполнения заданной деятельности. Сверяя пооперационно ответы учащегося с эталоном, делают вывод о качестве выполнения тестового задания. Тестовое задание, лишенное эталона, превращается в обычное задание, решение, о качестве выполнения которого принимается на основе субъективной оценки учителя. Зная количество существенных операций (р) в наборе тестовых заданий проверяемого уровня и проверив ответы учащегося, можно определить по эталону количество правильно выполненных учащимся операций (а) и вычислить коэффициент усвоения знаний учащихся:

К= а/р, где 0 < К ≤ 1.

Если К ≥ 0,7, то деятельность учащихся приобретает устойчивый характер: так как они уверенно решают задачи данного уровня усвоения, способны к сохранению знаний, самостоятельно ищут способ устранения ошибок.

Измерение уровня достижений учащихся на различных этапах обучения с помощью тестов позволяет определить степень эффективности применяемых педагогических технологий, уровень профессиональной подготовки.

Тесты первого уровня усвоения знаний. Для проверки усвоения учебной информации на первом уровне должны использоваться тесты, требующие выполнения деятельности по узнаванию изучаемого объекта. В тестах первого уровня осуществляется алгоритмическая репродуктивная деятельность с подсказкой, т.к. ответ содержится в самом задании. В тестах на опознание всегда одна существенная операция – выбор из альтернативы «да» - «нет», т.е. р =1.

Среди тестов первого уровня наиболее сложными являются тесты на различие или выборочные тесты. Этот вид тестов отличается от тестов на опознание тем, что их выполнение осуществляется в условиях поиска, создаваемого рядом стоящими вариантами ответов.

Разновидностью тестов на различие являются тесты-классификации (соотнесение), в которых соединены несколько тестов на различие.

Тесты второго уровня усвоения знаний. В тесты второго уровня включаются специальные задания для проверки знаний, позволяющие воспроизводить информацию об изучаемых учебных элементах без помощи и подсказки извне. Наиболее простыми являются тесты-подстановки. В них бывают пропущены ключевые понятия, фразы, формулы или другой какой-либо существенный элемент текста.

Другая разновидность тестов второго уровня – конструктивный тест. В него включаются задания, требующие самостоятельного конструктивного ответа: воспроизвести формулировку, дать характеристику, написать формулу, проанализировать явления.

В эталоне теста второго уровня существенную роль играет логика операций, с которыми может быть сопоставлен ответ испытуемого.

Типовая задача характеризуется тем, что содержит условия, необходимые для решения. Алгоритм решения задачи может быть найден из известных формул. Эталон такого задания представляет рациональную последовательность всех операций. Все тесты второго уровня позволяют использовать заранее приготовленный эталон, что является необходимым условием объективности и однозначности в оценке знаний учащихся.

Тесты третьего уровня усвоения знаний. Тестами третьего уровня являются нетиповые задачи, требующие эвристической деятельности по применению знаний на практике. Решение задачи третьего уровня состоит в сведении ее к типовой задаче путем преобразования известных формул или нахождения алгоритма решения. Материалом для создания тестов третьего уровня могут служить задачи практического содержания или задачи с межпредметными связями. Количество существенных операций в тестах третьего уровня определяется по эталону. Тесты третьего уровня характеризуются использованием известного учащемуся способа деятельности соответственно возникшей ситуации.

Следующий вид теста – «черный ящик». В него включена проблемная ситуация, решение которой содержится в известных для учащихся знаниях и умениях. Опираясь на них, учащиеся решают предложенное задание.

Тестов четвертого уровня в педагогической практике не существует, т.к. они характеризуются тем, что выявляют умения учащихся ориентироваться и принимать решения в новых проблемных ситуациях. Как правило, может быть несколько решений проблемной ситуации, поэтому эталон к таким тестам очень трудно создать.

При создании тестов надо обеспечить их соответствие следующим требованиям:

1) содержательная валидность, то есть а) включать только те задания, которые изучались и являются системообразующими, б) располагать задания по возрастанию уровня, в) включать правдоподобные ответы при требовании выбрать правильный ответ;

2) функциональная валидность, т.е. задания теста должны соответствовать выявляемому уровню;

3) простота, означающая, что в одном тесте должна быть представлена одна задача данного уровня;

4) определенность, т.е. не должно быть двусмысленных формулировок;

5) однозначность обеспечиваемого конструкцией эталона, в котором должно содержаться полное и правильное решение (или варианты решения) задачи.

4. Оценка и отметка. Процесс контроля связан с оценкой и отметкой. Оценка – это процесс, действие оценивания, которое осуществляется человеком. Отметка – это результат этого процесса. Оценка и отметка определяются знаниями и умениями ученика, которые он показал в процессе контроля. Одним из показателей, по которому учитель может судить об этих знаниях и умениях, служат погрешности, допущенные учащимися при работе со средствами контроля.

Погрешности делят на ошибки и недочеты. Ошибка – это погрешность, которая показывает, что ученик не овладел теми умениями и навыками, знаниями, определенными программой. Недочет – погрешность, указывающая на недостаточно полное усвоение, к ним относятся также неаккуратное оформление задачи, рисунка. Деление погрешностей условно.

5. Оценка результатов усвоения знаний и умений. Существуют различные способы оценивания в зависимости от того, с чем производится сравнение действий ученика при оценке. Если сравниваются действия, производимые учеником в настоящем, с аналогичными действиями, произведенными им же в прошлом, то мы имеем личностный способ оценивания. Если сравнение происходит с установленной нормой (образцом) выполнения действий, то обращаются к нормативному способу. В текущей работе учитель обычно использует личностный способ оценивания; при подведении итогов изучения темы, итогов четверти и т.д. – нормативный.

Пример. Работа над ошибками (цель которой – самоанализ тестовой работы учащихся), построенная в форме «исследовательской работы».

1. В приведенную ниже таблицу впиши буквы, обозначающие выбранные тобой ответы, в строку «Мои ответы», а в строке «Результаты» отметь знаком «+» те задания, для которых ты нашел правильные ответы, и знаком «–» задания, для которых твои ответы неправильные.

Таблица 9